«В разворачивающейся антикоррупционной кампании не хватает важного структурного элемента. Она пока сосредоточена на делах и персонах федерального уровня, что не может в полной мере радовать жителей российских регионов. Они про себя и раньше знали, что в правительстве, в Москве — все сплошь жулики, и от того, что одних посадят, чтобы заменить на других, в жизни простых людей ничего не изменится, - пишет «Новая газета» в № 139 от 7 декабря 2012 г.
А вот если провести серьезную, масштабную зачистку в рамках целого региона, то его население воспримет это с пониманием и благодарностью, потому что бодаться с феодалами в их вотчинах никто не может, вот они и борзеют. Мы предположили, что пилотным регионом может стать Челябинская область, возглавляемая Михаилом Юревичем.
На подобные рассуждения нас натолкнули некоторые, оставшиеся за кадром федеральных телеканалов аспекты «банного скандала», произошедшего при задержании сотрудниками ФСБ министра здравоохранения Челябинской области Тесленко. Выяснилось, что этот эпизод может быть логически связан с другими громкими задержаниями, например, экс-замминистра регионального развития Романа Панова, который, как и допрошенный по его делу в качестве свидетеля Олег Букалов, имел отношение к построенной во Владивостоке автостраде, «размытой дождями» еще до саммита. А еще — к инвестиционной группе «Пионер», благополучие которой не в последнюю очередь построено на благополучных отношениях с челябинскими властями.
Теперь зададимся вопросом: каким должен быть регион и возглавляющий его губернатор, чтобы в полной мере отвечать «текущим задачам» антикоррупционной кампании?
Во-первых, это должна быть богатая и крупная область, иначе эффект будет малозаметен. Во-вторых, это не может быть губернатор-тяжеловес, в свое время назначенный или переназначенный действующим президентом страны. Потому что борьба с коррупцией, несмотря на пестроту эпизодов, все же сосредоточена на фигурах, завязанных на окружение премьер-министра Дмитрия Медведева и его выдвиженцев.
Челябинская область и ее губернатор отвечают таким критериям в полной мере, но само по себе это, конечно, не повод для активизации правоохранительных органов. А вот о реальных поводах теперь и поговорим.
Бизнес и власть
Недавно экс-кандидат в президенты РФ Михаил Прохоров заявил, что полностью отказывается от управления бизнесом для того, чтобы сосредоточиться на политической деятельности. Но это скорее исключение из правил. Чаще люди идут в политику, чтобы впоследствии выстроить собственный бизнес или чтобы укрепить и расширить уже существующий.
В отношении Михаила Юревича термин «бизнес-губернатор» — всего лишь констатация факта. Свои первые миллиарды он сделал в качестве создателя крупнейшего на Урале агропромышленного холдинга «Макфа». Но в середине 2000-х Юревич, как и многие бизнесмены в то время, решил диверсифицировать бизнес за счет девелопмента.
Видимо, изучая возможность строительства в Челябинске крупного торгово-развлекательного центра, он понял две вещи: как обременительно для девелопера общение с чиновниками и как это, должно быть, выгодно — быть чиновником, решающим вопросы девелоперов.
Так или иначе, в 2005 году Юревич решил поменять мандат депутата Государственной думы на кресло мэра Челябинска и выиграл выборы. К работе приступил рьяно. Например, за один только сентябрь мэрия распределила 90 участков под жилищное строительство (успели: с ноября это становилось возможным только в рамках конкурсных процедур). Значительная часть земельных участков отошла компании, учредителем которой является бессменный водитель Юревича — Москалюк по кличке Ординарец. А треть из них досталась фирме, ранее не замеченной в числе крупных застройщиков. Участники рынка тут же стали обсуждать: а не к ней ли имеет отношение ранее дважды судимый за убийство и грабеж гражданин Мелехин?
Первая кровь
Один из челябинских предпринимателей, руководитель молодежного движения «Инициатива» Виктор Никифоров позволил себе выразить сомнения насчет процедуры распределения земельных участков публично, опубликовав в региональной вкладке «Аргументов и фактов» (№ 46, ноябрь 2005 г.) материал, содержавший и такой пассаж: «По решению городской администрации землеотводы были оформлены без всяких конкурсов и аукционов, то есть без какой-либо пользы для городского бюджета».
Несколько месяцев спустя Никифоров был найден мертвым в собственной «Ниве». По версии следствия, он повесился, а счеты с жизнью решил свести потому, что имел много долгов. Верится в такой сценарий с трудом. Как выяснили журналисты газеты «Челябинский рабочий», знакомые с материалами судебно-медицинской экспертизы, перед смертью он получил несколько сильных ударов тупыми предметами. То есть человек, не выходя из машины, сначала сам себя избил, а потом повесился. Впрочем, сколько подобных «висяков» списано нашими органами на суицид…
Но даже если бы дело было расследовано объективно, на судьбу земельных участков это никак не повлияло. Город к тому времени обсуждал другую новость: в парковой зоне Челябинска, на берегу реки Миасс, компания «Макфа», которую к тому времени возглавлял уже отец мэра, Валерий Юревич, решила построить торгово-развлекательный центр «Родник».
Вроде бы что тут такого? В середине 2000-х Елена Батурина строила в Москве, а Сергей Матвиенко — в Петербурге, и это мало кого смущало. Но активисты челябинского фонда «Жилье и право» обратили внимание на то, что торговый центр планируется построить в водоохранной зоне, а необходимых в таком случае разрешений в полном объеме нет. Тяжба длилась годами и несколько раз доходила до Высшего арбитражного суда. В итоге челябинское правосудие остановилось на половинчатом варианте: договоры купли-продажи земельных участков, которые «Макфа» купила у города под «Родник», были признаны ничтожными сделками, а вот возникшее на их основе право собственности, оказывается, законно. Юридический шедевр!
Первый звонок ФСБ
Впрочем, ситуация с «Родником» развивалась не только в арбитражной плоскости. 3 декабря 2009 года в городской администрации и в офисе «Макфы» сотрудники Следственного комитета и ФСБ провели обыски и выемки документов в рамках уголовного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). В фабуле уголовного дела были все те же сделки по продаже земельного участка, а среди подозреваемых помимо «неустановленных лиц» — глава комитета городского имущества Сергей Мануйлов. Правда, позже суд признал его привлечение незаконным, а прокуратура не стала обжаловать это решение. Господин Мануйлов, кстати, продает городскую землю на ответственном посту и сегодня.
Но работа ФСБ, насколько нам известно, все же не пропала зря. В ходе следственных действий могли быть изъяты документы, которые касаются далеко не только истории с парой земельных участков. И материалам давно дали бы ход, но, по данным наших источников, инициативы Лубянки глушили на Старой площади.
Зато теперь в администрации президента нет ни Олега Говоруна, ни Владислава Суркова, благоволивших Юревичу. А главное — президент у нас другой. И «банный арест» — прямое тому следствие.
Видите, мы даже не добрались еще до назначения Юревича губернатором, а уже всплыла масса любопытных подробностей. И сама история, при которой молодой миллиардер получает главный пост в своем регионе, причем не в результате выборов, а кулуарным решением, — заслуживает внимательного изучения, и не только с точки зрения современной политологии. Губернаторские кресла, конечно, не покупают за несколько десятков миллионов долларов. Но ведь и представить себе, что будут обнародованы данные о хищениях руководством Министерства обороны десятков миллиардов рублей, еще пару месяцев назад мы просто не могли…
Впрочем, важно даже не то, как Михаил Юревич получил губернаторские полномочия, а то, как он ими распорядился. Это очень интересная история «челябинского феномена»: построения в регионе и не феодального общества, и не локальной вертикали власти, а бизнес-империи, полностью завязанной на одного человека».
Кстати, как сообщало 27 ноября Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Михаил Юревич знал о поборах в Копейске», «вызывавшие ранее сомнения заявления о нарушениях в ИК-6 Копейска получили внезапное подтверждение сверху. Вслед за родственниками заключенных губернатор Челябинской области Михаил Юревич заявил, что у него есть информация о денежных поборах в тюрьмах области.
Версию о бунте из-за невероятных поборов озвучили и родственники осужденных, побывавшие в колонии. Между тем ОМОН настаивает на версии нападения группы пьяных, агрессивных граждан.
По словам Юревича, нынешняя ситуация с колонией Копейска является следствием неэффективной системы, выстроенной в ГУФСИН. Как передавало радио "Русская служба новостей" (РСН), глава региона обвинил в этом прежнее руководство ведомства.
«Существующая система, которая будоражит всю страну, построена при прежнем руководителе ГУФСИН области, ныне покойном. Эта система привела к тому, что в местах лишения свободы огромное количество самоубийств», – заявил глава региона. Он также сообщил, что у него есть информация о денежных поборах в тюрьмах. Касаясь обстановки в колонии номер 6 города Копейска, он сказал, что ситуация там напряжённая».
Бывший начальник ГУФСИН по Челябинской области Владимир Жидков получил условный срок за укрывательство убийства четырех заключенных в колонии N1 Копейска. Всего по делу проходили 18 подсудимых. Юревич отметил, что новый начальник ГУФСИН области назначен совсем недавно, и власти пока не могут предъявлять ему претензии».
|