«Компания Volga Resources, управляющая российскими активами бизнесмена Геннадия Тимченко, построит терминал по перевалке угля и железорудного концентрата вблизи дальневосточного порта Ванино, - сообщает 31 октября Лента.Ру
Volga Resources купит 90 процентов местной компании "Сахатранс", основным активом который является участок земли в 200 гектаров рядом с ванинским портом. Совладельцами компании являются структуры крупнейшего в России производителя алмазов "Алроса". "Сахатранс" планировал построить на участке рядом с портом Ванино терминал по перевалке угля и железной руды.
Источники рассказали газете, что структуры Тимченко планируют сохранить проект. Ранее предполагалось, что первая очередь терминала мощностью в 13,2 миллиона тонн в год будет построена к 2015 году, а вторая (мощность - 18,8 миллиона тонн в год) - к 2018-му.
Стоимость проекта не раскрывается. Опрошенные изданием эксперты оценили стоимость терминала в 250 миллионов долларов.
В августе 2012 года структуры Тимченко купили у бизнесмена Михаила Прохорова угольную компанию "Колмар". Структура добывает в год более одного миллиона тонн, но в течение нескольких лет планирует увеличить показатель до 10 миллионов. Запасы компании оцениваются в миллиард тонн угля».
«О том, что структуры господина Тимченко покупают ООО "Сахатранс", сообщили два источника на рынке. По данным одного из них, сделка будет закрыта через Volga Resources, которая консолидирует около 90% ООО. Представитель Volga Resources подтвердил, что "на сегодняшний день продолжаются переговоры о приобретении мажоритарной доли в ООО "Сахатранс"". По его словам, сделка еще не закрыта, но может быть завершена "в достаточно короткие сроки"», - пишет в среду «Коммерсант».
Речь идет о терминале по перевалке угля и железорудного концентрата мощностью до 12 млн т в год, который ранее планировала построить "Сахатранс". Volga Resources намерена реализовать этот проект, - полагает газета.
“Сроки строительства могут составить три-четыре года, пишет «Коммерсант».
В Volga Resources подтвердили, что "такие планы рассматриваются", но о конечных решениях будет объявлено после закрытия сделки. "Терминал станет важным центром в структуре дальневосточных экспортных маршрутов",— говорят в компании. Он нужен Gunvor для перевалки угля "Колмара", уточнил источник "Ъ".
"Колмар" объединяет несколько действующих и разрабатываемых угольных активов в Якутии, совокупные запасы — 363 млн т (АВС1) дефицитных марок угля для металлургии, данных о добыче нет (в 2010 году — 1 млн т). Недавно Gunvor и Volga Resources закрыли сделку по покупке 60% угольной компании у ее основателя Анатолия Митрошина, но 40% осталось у его Bixcut Holdings. В августе "Колмар" заявлял, что сам планирует построить портовый терминал мощностью до 20 млн т угля в год в Хабаровском крае. Могут ли проекты быть объединены, стороны не поясняют”.
“Тимченко может сэкономить на проекте за счет господдержки. Как выяснил "Ъ", в понедельник заместитель министра экономики Олег Савельев провел совещание о судьбе ОЭЗ портового типа Советская гавань, расположенной неподалеку от Ванино. В совещании участвовали власти Хабаровского края, представители En+, "Мечел-транса", Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) и "Сахатранса". По данным источника "Ъ", была предварительно одобрена идея по объединению Советской гавани и Ванино в единую ОЭЗ».
В последнее время СМИ сообщают о различных проектах, не связанных с нефтетрейдингом, которыми намерены заняться структуры бизнесмена. И терминал в Ванино будет не единственным, к строительству которого будут причастны стркутуры Геннадия Тимченко.
В начале октября в публикации “Арктический миллиард олигарха Тимченко” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: “««Стройтрансгаз», акционером которого является бизнесмен Геннадий Тимченко, выиграл крупнейший для компании конкурс «Газпром нефти» на строительство нефтяного терминала в Арктике. По оценкам аналитиков, стоимость проекта может достичь 1 млрд долл. Это первый подобный проект для компании, который может стать пропускным билетом на другие арктические тендеры.
Тендер «Газпромнефти» на выполнение работ по проектированию, поставке оборудования и материалов, строительству и вводу в эксплуатацию арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения выиграл консорциум компаний («Совкомфлот», «Институт «Шельф» (Симферополь), Van Oord offshore b.v. (Нидерланды) во главе со «Стройтрансгазом». Сумму контракта «Газпром нефть» не раскрывает. В компании сказали, что заявки на участие в тендере были получены от трех претендентов. В «Стройгазмонтаже», еще одном крупном подрядчике нефтегазовых компаний, РБК daily сказали, что компания в тендере не участвовала.
Победителя выбирали по таким критериям, как «цена, сроки выполнения работ и возможность последующего обслуживания объекта», указано в сообщении «Газпром нефти». По словам представителя нефтяной компании, подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) будет завершена до конца 2012 года, предполагаемый срок завершения строительства терминала — 2014 год.
Первым этапом станет составление проектной документации, а также получение необходимых разрешений и согласований, после чего подрядчик начнет поставку к месту строительства — Каменному мысу — материалов, оборудования и техники. Мощность терминала будет определена по итогам подготовки ТЭО проекта. Затем специалисты начнут строительно-монтажные работы, а позднее приступят к пусконаладочному процессу и вводу в эксплуатацию арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти с берегового комплекса «Новый порт», пояснила «Газпром нефть». Сырье будет доставляться с месторождения по 100-километровому трубопроводу. В порту предусмотрено строительство четырех резервуарных хранилищ, объем каждого из которых — 10 тыс. куб. м.
«Стройтрансгаз» специализируется на строительстве объектов нефтегазовой инфраструктуры, однако опыта в строительстве арктических терминалов у компании нет. В 2009 году ее крупным акционером стал предприниматель Геннадий Тимченко. На тот момент «Стройтрансгаз» был убыточной компанией. По итогам 2008 года убыток составил 6,22 млрд руб., в 2009 году он вырос до 6,74 млрд руб., но уже за 2010 год сократился до 4,7 млрд руб.
Чтобы поправить финансовое положение, компания провела допэмиссию акций, продала непрофильные активы и провела реорганизацию. В итоге в прошлом году она вышла в плюс, чистая прибыль составила 851,4 млн руб. Общая стоимость нефтегазовых и электроэнергетических проектов, в которых принимал участие «Стройтрансгаз» в прошлом году, составила 150 млрд руб. У Геннадия Тимченко также есть контракты на строительство нефтяного и нефтепродуктового терминалов в порту Усть-Луга, но на арктическом шельфе опыта работ у него нет.
«Стройтрансгаз» сейчас серьезно проигрывает своим конкурентам — «Стройгазмонтажу» и «Стройгазконсалтингу», которые потеснили его в трубопроводном бизнесе, говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Очевидно, что компания активно ищет новые ниши для развития бизнеса, например на электроэнергетическом рынке планирует заниматься строительством сетей. «Стройтрансгаз» будут стремиться туда, где есть интересные проекты и еще невысока конкуренция, в том числе и в арктические месторождения», — говорит он. По его словам, у компании сильные административные ресурсы, поэтому доступ к проектам в Арктике и предстоящим конкурсам «Роснефти» ей будет открыт.
Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук оценивает стоимость строительства терминала в 700 млн долл. (из расчета 100 долл. за тонну нефти), а с учетом сложных арктических условий сумма может увеличиться до 1 млрд долл», - писало 4 октября деловое издание РБК daily.
Читайте также по теме: “Всероссийский “Стройтрансгаз”, «Спецоперация диверсификация».
|