«Российский миллиардер Геннадий Тимченко, основатель ведущего европейского нефтетрейдера Gunvor, начал создавать строительную группу, которая станет одним из ключевых игроков в отрасли, - сообщила Лента.Ру.
Тимченко начал скупать строительные компании с конца 2011 года. В минувшем году он приобрел четверть группы АРКС, занимающейся инфраструктурным строительством в Москве и Подмосковье. В 2012-м структуры миллиардера приобрели четверть УСК "Мост", известной в частности строительством моста на остров Русский к саммиту АТЭС. Выручка этих компаний в прошлом году составила 24 и 70 миллиардов рублей соответственно.
Сейчас Тимченко планирует купить 30 процентов группы "Аргус", которая поставляет строительное оборудование и технику, а также участвует в строительстве нефтепровода ВСТО и имеет контракты с "Газпромом". Кроме того, Тимченко нацеливается на бумаги "Энергостройинвестхолдинга", который принадлежит совладельцам "Евраза".
При этом миллиардер отметил, что блокпакетами в каждой из компаний ограничиваться не собирается. Структуры Тимченко имеют опционы на увеличение долей, которыми он намерен воспользоваться».
“Прежде главным активом Тимченко был основанный им нефтетрейдер Gunvor. С начала 2000-х годов этой компании удалось стать одним из крупнейших продавцов российской нефти (по данным Reuters, до недавних пор на долю Gunvor приходилось около 40% рынка). Но с 2008 года коллекция Тимченко пополнилась целым рядом новых активов, включая акции компании «Стройтрансгаз» (около 80%), крупного строительного подрядчика «Газпрома». Правда, к моменту покупки доля «газовых контрактов» в выручке «Стройтрансгаза» не превышала 20%, а к 2010 году и вовсе упала до нуля. Теперь большую часть доходов компания зарабатывает в российской электроэнергетике и на выполнении зарубежных контрактов, - утверждает русскоязычная версия журнала Forbes.
С конца 2011 года Тимченко стал скупать строительные компании. Он приобрел 25% акций группы АРКС. Эта компания занимается инфраструктурным строительством в Москве и Подмосковье; в числе ее объектов — Лефортовский тоннель на Третьем транспортном кольце столицы. В 2011 году выручка группы превысила 24 млрд рублей.
В этом году структуры Тимченко купили 25% УСК «Мост» — головной компании группы «Мост» с выручкой около 70 млрд рублей. Группа строит железнодорожные пути, автомобильные дороги, метро, мосты и тоннели; самый известный объект — мост на остров Русский во Владивостоке. «Мост» до последнего времени контролировали Владимир Костылев и Евгений Сур (подробнее о них и бизнесе читайте в расследовании Forbes «Миллиард в конце тоннеля»).
На очереди — 30% группы «Аргус» (сделка пока не закрыта), которая поставляет строительное оборудование и технику, а также участвует в строительстве трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Выручка только головной компании группы — ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» (недавно сменила название на ЗАО «Стройтрансгаз») — превышает 20 млрд рублей. У «Аргуса» есть контракты с «Газпромом»: это приобретение, по словам Тимченко, сделано для увеличения доли газового строительства в портфеле.
Следующий актив на покупку — акции «Энергостройинвест-холдинга», принадлежащего совладельцам Evraz Group Александру Абрамову и Александру Фролову. Компания строит электростанции, сети и другие энергетические объекты; выручка — более 27 млрд рублей. Представитель Тимченко сообщил, что переговоры продолжаются.
«Мне всегда нравились инфраструктурные компании, — объясняет покупки Тимченко. — Я захожу в компании, которые занимаются сегодня строительством трубопроводов, автомобильных дорог и железнодорожных путей, мостов, тоннелей. Теперь моя идея заключается в том, чтобы из этих активов создать одну из крупнейших строительных групп».
По словам бизнесмена, группа создается на базе «Стройтрансгаза», потому что это серьезный и известный, в том числе за рубежом, бренд. Изначально планировалось, что «Стройтрансгаз» получит доли Тимченко в других строительных активах в обмен на дополнительные акции. Но в этоге допэмиссия была оплачена деньгами. Миллиардер говорит, что его доли в компаниях будут консолидированы на отдельной структуре, какой — пока непонятно; «Стройтрансгаз», видимо, станет «зонтичным брендом». По словам представителя Тимченко, окончательная структура группы пока не оформлена, обсуждаются различные варианты.
Что известно точно — Тимченко не собирается ограничиваться блокирующими пакетами в строительных активах. «У нас везде есть опционы, наша доля будет больше», — говорит он.
Сотрудники нескольких строительных компаний рассказывали Forbes, что сделки Тимченко по покупке блокпакетов были безденежными. По их версии, эти активы влиятельный бизнесмен получил в обмен на гарантии обеспечить купленные компании госконтрактами. К примеру, группа АРКС за последний год выиграла три крупных дорожных подряда в Москве на сумму более 37 млдр рублей. Тимченко отрицает подобные договоренности: «Все сделки были рыночными. За все активы деньги уплачены или сразу, или в рассрочку».
По расчетам Forbes, совокупная выручка компаний группы (с учетом «Энергостройинвест-холдинга») составляет около 200 млрд рублей. Это будет третий по размеру игрок в строительной отрасли после «Стройгазконсалтинга» Зияда Манасира (333 млрд рублей) и «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга (245 млрд рублей). Кроме того, холдинг Тимченко — один из крупнейших государственных подрядчиков. По оценке Forbes, за четыре последних года строительные компании миллиардера получили контракты на сумму более 230 млрд рублей (у Ротенберга и здесь преимущество — 889 млрд рублей).
Тимченко неоднократно обвиняли в том, что быстрый рост его бизнеса в 2000-х обусловлен давним знакомством с президентом Владимиром Путиным. Миллиардер называет такие обвинения враньем и не собирается отказываться от государственных контрактов. «Вы хотите, чтобы мы не участвовали в конкурсах, потому что это государственные деньги? Почему-то у прессы и критиков возникает сомнение, что мы честно отработаем. — говорит Тимченко. — И кто тогда будет строить? У нас профессиональные компании, они работают эффективно и для государства, и для акционеров».
В начале июня в публикации “2,3 км за 1,5 млрд” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «группа СК «Мост», долю в которой сейчас приобретает «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, увеличит свое присутствие в Московском регионе. На днях компания подписала контракт на строительство объекта на опоясывающей столицу «первой бетонке». Сумма сделки — 1,5 млрд рублей. До сих пор СК «Мост» в основном интересовалась объектами в регионах.
На строительство путепровода на 31-м км Московского малого кольца СК «Мост» получит 1,5 млрд рублей из федерального бюджета. Соответствующий договор на днях будет подписан с управлением «Центравтомагистраль». Согласно данным ведомства, стройка будет проходить в Домодедовском районе Подмосковья, в месте пересечения трассы с железнодорожными путями. Сдать готовый объект компании нужно через два года и восемь месяцев. В общей сложности строителям придется выполнить не такой большой объем работы: протяженность полотна составляет порядка 2,3 км. Довольно высокая цена контракта объясняется дороговизной дорожного строительства в регионе.
Предстоящая стройка — довольно необычный проект для портфеля компании. До сих пор подрядчик занимался в основном крупными региональными проектами, самый известный объект группы — мост на остров Русский в Приморье. В Москве СК «Мост» до сих пор вела лишь строительство и реконструкцию объектов метрополитена и несколько небольших дорожных проектов. Представители застройщика рассказывают, что в ближайшее время компания надеется нарастить свое присутствие в столице и Подмосковье. На каких именно дорогах группа сфокусирует интерес, пока не сообщают.
Весной сделку по приобретению 25% акций «Моста» начала компания «Стройтрансгаз», подконтрольная бизнесмену Геннадию Тимченко. Акции «Стройтрансгаза» обменяют на долю в СК «Мост» и в другом столичном подрядчике — компании «Аркс»», - сообщало деловое издание «Маркер».
Читайте также: «Арктический миллиард олигарха Тимченко», «Клондайк для друзей Путина».
|