«Представители МВД, ФСКН и ФСБ критикуют проект объединенного следствия. Они считают, что от этого выиграет только Следственный комитет России (СКР). По мнению силовиков, эффективность следствия резко упадет, а следователи потеряют связь с оперативниками. К тому же, на подобные реформы в ближайшее время в бюджете нет свободных средств. Эксперты уверены, что главе СКР Александру Бастрыкину все же удастся объединить в своих руках следствие других ведомств, - пишут сегодня «Известия».
Бурная дискуссия о законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием структуры органов предварительного следствия» развернулась в правительстве России, куда все заинтересованные ведомства сейчас предоставляют свои отзывы. Любопытно, что ни один руководитель силовых ведомств не стал лично возражать против законопроекта, предоставив право критики своим заместителям. Так поступили в МВД, ФСБ и Госнаркоконтроле.
Главным противником объединенного следствия стало МВД. Штат его следователей является самым большим и насчитывает около 45 тысяч человек, которые расследуют львиную долю всех уголовных дел по стране. В СКР же сейчас всего 25 тысяч сотрудников, а в перспективе ожидается до 60 тысяч.
В пояснительном письме замминистра МВД Аркадий Гостев пишет, что выделение следствия снизит его эффективность, а также осложнит взаимодействие следователей, оперативников и экспертов.
Генерал полиции считает, что законопроект не может быть принят в нынешнем виде. Представители МВД напоминают, что ранее в СКР уже был передан ряд категорий уголовных дел. Например, связанных с налогами и преступления против несовершеннолетних. Полицейские утверждают, что эффективность их расследования заметно снизилась.
Своя правда и у наркополицейских. В составе ФСКН работает около 2 тыс следователей, но ведомство не желает их никому отдавать. В своем письме Александру Бастрыкину 1-й замдиректора Госнаркоконтроля Владимир Каланда сообщает, что выведение следователей из системы ФСКН было бы целесообразным в случае неэффективности их работы, однако пока ситуация оценивается как благополучная.
По его словам, именно следователи ФСКН расследуют практически все преступления, совершаемые организованными группами или сообществами. Генерал наркополиции предупреждает, что утрата ведомством своего следствия «не позволит оперативно реагировать» на изменения на черном рынке наркотиков и «крайне негативно отразится» на борьбе с ОПГ.
Несмотря на довольно жесткую позицию, представители ФСКН не питают особых иллюзий о сохранении своего следствия, поэтому Владимир Каланда попытался оставить возможность для маневра. В случае принятия закона он предлагает наделить большими полномочиями органы дознания ФСКН. То есть сохранить следствие, просто назвав его другим именем.
Не вызвала восторга идея объединенного следствия и в ФСБ. Замглавы ведомства Александр Купряжкин посетовал на то, что передача в СКР 49 статей УК «будет существенно расходиться с задачами» конрразведчиков по борьбе с экстремизмом и коррупцией. Он просит оставить в их подследственности дела хотя бы о госизмене, шпионаже и разглашении гостайны, а также еще по ряду других статей УК, включая получение и дачу взяток. Впрочем, в СКР считают, что запрашиваемый чекистами объем статей УК «не связан с решением задач с обеспечению госбезопасности».
В СКР уже обсуждают вопрос о том, где размещать новые 35 тыс. сотрудников, которые пополнят их ряды. Решать его предполагается в некий «преходный период». Правда, каким он будет пока несяно. Изначально планировалось, что СКР в новом виде заработает уже в 2013 году.
Однако, представители Минфина пояснили - проектирование бюджета на 2013 и плановые периоды двух следующих лет уже завершены. А потому поступило предложение перенести срок вступления нового закона как минимум с 2014 года с расчетным «переходным периодом» в один год.
Правительство также будет решать вопрос о «подтягивании» зарплат следователей СКР до уровня МВД. Исторически так сложилось, что следователи сначала прокуратуры, а затем СКР получали на порядок больше их коллег из МВД. Однако, в январе этого года в ходе реформы милиции в полицию оклады существенно выросли. И теперь уже СКР вынужден поднимать планку.
Политолог Станислав Белковский заявил «Известиям», что объединение следствие в одном органе - необходимый и своевременный шаг.
- Противодействие со стороны лишающихся своего собственного следствия ведомств было вполне предсказуемо, - считает эксперт. - Ведь следствие и уголовное дело - один из главных инструментов воздействия на человека или организацию. Никто не хочет терять этих рычагов.
По его мнению, СКР удастся преодолеть сопротивление недовольных. Единственное исключение, считает Белковский, будет сделано для ФСБ, которому оставят право расследовать сугубо чекистские дела о шпионаже, госизмене.
Похожего мнения придерживается адвокат Денис Мусаряков, сам в прошлом руководящий сотрудник СКР.
- Мы давно пришли к пониманию - нужен единый следственный орган по образцу американского ФБР. А нынешние претензии лишающихся следствия ведомств похоже скорее на перетягивание одеяла, - говорит Мусаряков.
Тем не менее, он также считает, что Александру Бастрыкину, как пользующемуся доверием высшего руководства страны специалисту, все же удастся преодолеть сопротивление МВД, ФСКН и ФСБ».
В начале недели в публикации «Супермашина по посадке VIP'ов» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Следственный комитет России (СКР) вскоре получит больше полномочий в возбуждении уголовных дел против VIP-персон. Это произойдет сразу после передачи в СКР основной части следствия от МВД и ФСКН. Соответствующие поправки в закон «О внесении изменений в отдельные законодательны акты РФ в связи с совершенствованием структуры органов предварительного следствия» направлен администрацией президента в правительство. Законопроект предусматривает также увеличение штатной численности СКР на 35 тыс. человек. Документ подготовлен в Администрации президента и уже разослан во все заинтересованные министерства и ведомства.
Как только документ будет подписан, следователи МВД и ФСКН поступят на новое место службы в подразделения СКР, а само следствие в силовых подразделениях будет ликвидировано».
По данным "Известий", «предельная численность нового СКР, который должен начать свою работу уже с 1 января 2013 года, составит более 60 тысяч сотрудников. Понятно, что ее увеличение более чем в 2 раза (сейчас в комитете работают около 25 тысяч человек) требует дополнительных бюджетных ассигнований и площадей - новых сотрудников необходимо где-то размещать.
По предварительной информации, на первый этап реорганизации СКР и на содержание «новобранцев» будет выделено из бюджета дополнительно около 97,5 млрд рублей.
Несмотря на то, что официально о грядущем изменении в следствии пока не объявлялось, следователи МВД и ФСКН уже знают о них.
- Все сотрудники следственных подразделений уже знают о скором выводе за штат, а потому стараются поскорей закрывать старые дела, «подчищают хвосты» и находятся в тревожном ожидании, - рассказал «Известиям» источник, близкий к администрации президента.
По его словам, опасения рядовых следователей неожиданно остаться без работы имеют под собой определенные основания. Во-первых, в СКР перейдут далеко не все 44 тысячи следователей МВД. Часть из них останется в прежней структуре, только перейдя в статус дознавателей. Во-вторых, определенную конкуренцию им составляют следователи ФСКН, хотя их достаточно немного - чуть более двух тысяч.
Кроме того, например, следователи МВД опасаются потерять в зарплатах.
- В МВД следователи традиционно получали меньше своих коллег из прокуратуры, а потом СКР. Но с января этого года оклады в МВД были резко увеличены, и следователи стали получать больше своих вечных конкурентов. И они не хотят снова терять в деньгах, - поделился с «Известиями» источник в МВД.
Другой повод для беспокойства следователей - это переаттестация в СКР, на которую могут рассчитывать только выдержавшие испытательный срок в шесть месяцев.
Между тем составители законопроекта предусмотрели все моменты, чтобы следователи МВД и ФСКН после перехода на новое место службы в СКР не потеряли ни в званиях, ни в довольствии. Из документа следует, что всем бывшим сотрудникам силовых ведомств будут присвоены равнозначные звания, которые имеются у них сейчас. Также будут сохранены сроки и периоды отпусков, расчетные периоды зарплаты, пенсий, пособий и компенсаций, которые они получили на предыдущем месте работы.
Что касается передачи уголовных дел от следствия МВД и ФСКН в СКР, то точная дата пока не установлена. Однако в законопректе прописано, что передавать дела необходимо за две недели до вступления в силу изменений в Законе.
Всего же в единый следственный орган в следующем году перейдет 438 составов преступлений, а это более 2 млн уголовных дел в год.
Уже с нового года следователи СКР будут заниматься расследованием уголовных дел средней тяжести, тяжкими и особо тяжкими. Например, убийствами, преступлениями, совершенными несовершеннолетними и в отношении них, наркотиками, оружием, взятками, превышением и злоупотреблением должностными полномочиями, мошенничеством.
Более того, следователи СКР получат больше полномочий при возбуждении уголовных дел в отношении лиц, имеющих особый статус: судей, прокуроров, депутатов, сотрудников ФСБ, СКР, службы вешней разведки, ФСО, МВД, ФСИН, ФСКН, таможенников, сотрудников Минобороны.
Согласно документу, уголовные дела в отношении депутатов и кандидатов заксобрания, прокуроров района, города, а также руководителей следственных органов, адвокатов и членов избирательной комиссии будут возбуждаться не только руководителем управления СК в регионе, где совершено преступление, но и иного приравненного к нему следственного органа. Исключение коснется лишь вышестоящих прокуроров и следователей - дела против них смогут возбуждать председатель СКР или его заместитель. А в отношении члена Центризбиркома и его председателя решение о возбуждении дела будет принимать лично председатель СКР.
Как таковых следственных подразделений в МВД не останется, а нетяжкими преступлениями (мелкие кражи, угоны, побои и т.д.) станут заниматься полицейские дознаватели. Сейчас их работу координирует Управление по организации дознания МВД. Однако в перспективе оно получит статус департамента. В него же вольется часть следователей МВД, которые не пожелают уходить из родного ведомства или которых не возьмут в СКР.
Также дознание останется за "профильными" статьями у пограничных органов ФСБ (незаконная добыча водных биоресурсов, незаконное пересечение госграницы и противоправное изменение госграницы). У Федеральной службы судебных приставов останутся семь статей УК РФ, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов, а также от погашения кредитов и т.д. У пожарного надзора останется три статьи УК РФ - уничтожение лесных насаждений, нарушение требований пожарной безопасности с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшему и уничтожение чужого имущества при пожаре. Дознаватели ФСКН будут заниматься расследованием нетяжких преступлений, связанных с приобретением, хранением, перевозкой наркотиков, психотропных препаратов равно как и с их использованием, организацией притонов и подделкой различных документов.
Непосредственно следствие, кроме СКР, останется лишь у ФСБ. За чекистами останется лишь расследование специфических и секретных дел, относящихся к компетенции военной контрразведки. Например, терроризм, госизмена, шпионаж.
При этом, в законопректе прописано, что в случае возбуждения уголовного дела по двум и более статьям УК РФ, следствие будет вести тот орган, к чьей компетенции относится первичное преступление.
Законодатели не обделили и прокуроров, несколько расширив их полномочия. Именно представители надзорного органа будут решать все споры о подследственности. Также прокуроры, как следует из законопроекта, будут принимать решение, какой следственный орган будет заниматься расследованием, если дела из разных подразделений будут объединены в одно производство. Однако в то же время следователям дано больше прав на обжалование решений прокуроров о возбуждении или отмене дел и т.п.
Авторы закона также хотят создать условия для популяризации заключения досудебных соглашений, а соответственно - увеличения раскрытия дел и сокращения сроков тюремных заключений для тех, кто согласился добровольно рассказать о преступной деятельности и обличить соучастников.
Для этого вносится несколько поправок в УК РФ. В частности, в статье «Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств» (ч. 2 ст. 62 УК РФ) могут быть исключены слова «и отсутствие отягчающих обстоятельств». Эта формулировка раньше отпугивала тех, кто раскаивался, но не заключал сделку со следствием, понимая, что суд не сократит ему срок вдвое, как предусматривает закон именно из-за отягчающих обстоятельств.
Такую же формулировку разработчики предлагают внести в ст. 317.5 (Представление прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве) и 317.7 (Порядок проведения судебного заседания и постановления приговора в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве). Все эти новации, по мнению законодателей, должны значительно упростить процедуру вынесения приговора в суде, а именно - более мягкого назначения наказания.
- Делается это для того, чтобы обвиняемый был уверен в том, что ему в суде действительно вынесут более мягкий приговор, к примеру - штраф или условный срок. Пока же следствие не может гарантировать фигуранту дела, что суд не вынесет реальный срок, например, с заключением в колонии строгого или особо режима. Поэтому в законе и будут прописаны особые условия, - пояснил «Известиям» один из разработчиков законопректа.
Правозащитники приветствуют такие изменения в законе.
- Это самое крупное и важное изменение в уголовном процессе за последние минимум 20 лет. Даже принятие нового УК меркнет по сравнению с таким новшеством - заявил «Известиям» руководитель правозащиной организации «Агора» Павел Чиков.
И он сам, и юристы «Агоры» полностью поддерживают объединение следствия в одном органе. По словам Чикова, таким образом, устраняется «спайка» между следователем и оперативником. При этом правозащитник отметил необходимость жесткого контроля за СКР. Он убежден, что наиболее эффективным был бы судебный контроль за следствием, но поскольку у нас он не применяется, необходимо расширять полномочия прокуратуры. В заключение Чиков добавил, что председатель СКР Александр Бастрыкин, если законопроект будет принят, в разы повысит свое влияние и станет одной из самых мощных фигур в стране».
Подробнее о превращении Следственного комитета в российский аналог ФБР читайте в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Большая добрая машина дознания», «Следственное слияние» и «Неэффективный наркотрафик».
Последние новости о борьбе и противодействии коррупции в России читайте в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|