«В Приморье ищут, кому пристроить два пятизвездочных отеля, которые администрация края не успела сдать к саммиту АТЭС. Возведение этих гостиниц многие эксперты изначально считали нецелесообразным, а ревизоры Контрольно-счетной палаты (КСП) краевого парламента намерены проверить эффективность бюджетных трат на этих объектах, - пишет «Независимая газета».
Два пятизвездочных отеля Hyatt Regency City и Hyatt Regency Vladivostok возводились во Владивостоке за счет краевого бюджета (7,5 млрд. руб.). На проектирование и строительство подобных заведений необходимо 42 месяца, а у краевой власти было два года. Строительство поручили краевому предприятию ОАО «Наш дом – Приморье» (региональный оператор ипотечного жилищного кредитования и будущей игорной зоны).
Потому что оно имело право вести работы без тендеров и конкурсов, а это ускоряло процесс. Из-за аврала все делалось одновременно. Проектировали здания и убеждали несогласных горожан, что лучшего места, чем исторический центр Владивостока, не найти; возводили стены и параллельно отвоевывали право на землю; заверяли приморцев, что объекты будут сданы в срок, и брали кредит на завершение работ на сумму в 1,9 млрд. руб.
Теперь ясно: гостиницы к саммиту, до которого осталось две недели, не заработают. Более того, туманна и их судьба. Ранее публично заявлялось, что отели будут принадлежать краю, а управлять ими станет международная гостиничная компания Hyatt. Теперь выяснилось, что у краевой администрации нет права на занятие гостиничным бизнесом, а «Наш дом – Приморье» управлять отелями может лишь до саммита.
Правда, обострил проблему будущего гостиниц не оператор, а депутат парламента Приморья коммунист Артем Самсонов, обнаруживший в краевом законе, что гостиницы, построенные за счет регионального бюджета, станут частной собственностью. Депутат волновался, что их может постичь судьба других объектов госсобственности, которые после фиктивного банкротства «уходили» по смехотворной цене в качестве компенсации за долги. Парламентарий, таким образом, спровоцировал громкий скандал. Теперь краевые чиновники вынуждены ломать голову, чьими будут единственные в Приморье пятизвездочные хоромы: каким-то образом останутся в собственности края или будут проданы.
«Ни акционер, ни наблюдательный совет вопрос продажи гостиниц передо мной не ставили. Стоит задача закончить проекты и запустить их в эксплуатацию, чтобы Владивосток оказался в линейке городов, куда могли бы приехать бизнесмены определенного уровня, – поясняет гендиректор ОАО «Наш дом – Приморье» Марина Ломакина. – Но если говорить о продаже, то есть два пути. Продажа целиком ОАО «Наш дом – Приморье» на аукционе. Тогда акции компании будут оцениваться с учетом других проектов – ипотечное кредитование, игорная зона и гостиницы. Или выделение гостиниц в отдельную компанию и последующую продажу через аукцион». По мнению Ломакиной, возможными покупателями могут быть инвестиционные фонды, крупные компании и частные инвесторы. Отдельная реализация гостиниц выручит до 400 млн. евро.
«Мне бы оптимизм Марины Ломакиной о будущей доходности гостиниц в 600 миллионов рублей. Первые несколько лет прибыль пойдет на погашение кредита, ведь они уже заложены в Сбербанке, и в первом квартале 2013 года необходимо погасить первые 200 миллионов. Где будут взяты деньги, ясности нет, но обещано, что не из краевого бюджета, – сомневается депутат Самсонов. – Хотя, с другой стороны, ожидаемая прибыль – это всего 6,5% в год от их стоимости, при этом деньги на строительство берутся под 9,2–9,6%. Странный бизнес получается».
Депутат-единоросс краевого парламента Дмитрий Новиков всегда сомневался в целесообразности этого строительства: «Но если начали, то надо доводить до конца, а потом искать пути, как грамотно ими распорядиться. Правда, меня не убеждают доводы, что себестоимость квадратного метра зданий в 101–113 тысяч рублей – это норма». Настораживает собеседника «НГ» и неоднозначная ситуация в самом ОАО: за восемь месяцев наблюдательный совет не удосужился собраться даже на выборы председателя (избирается раз в год).
По подсчетам специалистов дальневосточного филиала Российской гостиничной ассоциации, во Владивостоке работает 39 разных гостиниц. С учетом санаториев и баз отдыха общий гостиничный фонд составляет менее 4,5 тыс. номеров. С июля по сентябрь номера приходится уплотнять лишними кроватями, а зимой закрываются этажи: наполняемость номеров менее 10–15%. «Мы уверены, что они будут работать на экономику края. Не сомневается в прибыльности управляющая компания Hyatt, работающая в сегменте MICE (проведение различных круглогодичных мероприятий), – сказала «НГ» Ломакина. – Наш климат благоприятнее, чем в странах Юго-Восточной Азии, у нас не так жарко, нет тропических дождей. К тому же основные мероприятия конференций и форумов проходят в закрытых помещениях, и нам придется лишь обеспечить трансферт и напомнить гостям о теплой одежде».
Пакет отчетности работы «Наш дом – Приморье» передан депутатам Заксобрания. Но ревизоры Контрольно-счетной палаты заявили, что в сентябре начнут проверку эффективности бюджетных инвестиций в гостиницы, для того чтобы дать ответы на «внутренние опасения депутатов».
В начале недели в публикации «Гости АТЭС-2012 приедут на стройку?» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «сроки окончания строительства объектов, возводимых к саммиту АТЭС на Дальнем Востоке, уже неоднократно переносились, так как подрядчики не укладывались в отведенные временные рамки. Подобную несвоевременность всякий раз они объясняли масштабами возложенных на них задач. Между тем до начала Саммита АТЭС-2012, на который съедутся руководители государств, представители мировой бизнес- и политической элиты, а также представители ведущих СМИ, осталось менее двух недель, - пишут сегодня «Известия».
Переносить сроки сдачи объектов нельзя, но и завершить строительство и вывезти всех задействованных на объектах иностранных рабочих на родину к началу саммита не получилось.
— Срок сдачи Театра оперы и балета на мысе Чуркин, пятизвездочных отелей на Корабельной набережной в центре Владивостока и на мысе Бурный, а также концертно-спортивного комплекса «Фетисов-холл» перенесен на IV квартал 2012 года, — рассказала консультант отдела оперативной информации департамента связи и массовых коммуникаций администрации Приморского края Альбина Колосова.
Другие объекты считаются законченными, но на практике имеют недоделки и требуют дополнительных трудозатрат.
— Несмотря на окончание строительных работ на наших объектах, нам и в дальнейшем понадобится примерно 1 тыс. иностранных рабочих, — пояснил заместитель директора Дальневосточного филиала ЗАО «Крокус Интернейшнл» Ярослав Воскресенский.
Таким образом, строители, которые должны были покинуть Владивосток к началу саммита, останутся на территории Приморья».
В середине июля в публикации «Дорога на саммит со смертельным исходом» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «на автотрассе, строящейся специально к саммиту АТЭС во Владивостоке, произошёл уже второй несчастный случай за месяц. Как стало известно сегодня, в ночь с субботы на воскресенье на месте строительных работ автодороги Седанка-Патрокл обрушился надземный пешеходный переход. При этом один человек погиб - водителя «КамАЗа» насмерть придавило балкой при обрушении моста над трассой Седанка-Патрокл, строящейся специально к саммиту АТЭС, - пишет еженедельник «Аргументы и факты».
Как заявляет пресс-служба генподрядчика строительства компании ТМК, обрушение произошло по вине их сотрудника, допустившего грубую ошибку при управлении автомобилем «КамАЗ», «тронувшись с места с поднятым кузовом».
— Через несколько сотен метров он задел верхней частью кузова балку пролетного строения надземного пешеходного перехода. В результате удара конструкция рухнула на кабину автомобиля, насмерть придав мужчину, — рассказали представители кампании в интервью «Российской газете».
Cаммит лидеров стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) пройдёт в начале осени 2012-го года. В рамках саммита, назначенного на 8-9 сентября, главы входящих в АТЭС государств должны встретиться на острове Русский — соответствующий указ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным ещё в 2007 году. Этот саммит станет первой в истории организации официальной встречей на территории России».
В публикации «Только бы день простоять…» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «строители восстановили во Владивостоке участок автодороги Седанка – Патрокл, поврежденный 12 июня в результате обрушения подпорной стены, сообщает Газета.Ру со ссылкой на пресс-секретаря Тихоокеанской мостостроительной компании (ТМК) Ольгу Зарубину.
«Дорога расчищена, также восстановлена подпорная стена», – сказала Зарубина. По ее словам, открытие трассы ожидается, ориентировочно, 2 июля.
12 июня на трассе, строящейся в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012, обрушилась часть 20-метровой подпорной стены. Под завалы попало три лодочных гаража. Также было повреждено дорожное полотно трассы на острове Русский, возводящейся в рамках подготовки к саммиту. «Сейчас на другом месте за счет ТМК ведется строительство 18 гаражей. Хозяева пострадавших от обрушения стены гаражей получат их в эксплуатацию через три-четыре месяца», – отметила Зарубина.
Ранее губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, комментируя обрушение подпорной стены на новой трассе, сообщил, что, по предварительным данным, виноваты как проектировщики объекта, так и его строители. За допущенные нарушения при строительстве дороги уволен директор департамента дорожного хозяйства Приморья Андрей Разгонов».
Подробнее о строительных скандалах в ходе подготовки к саммиту АТЭС читайте в публикации Агентства федеральных расследований FLB «29 млрд смыло дождем».
|