“Росдорбанк официально переходит под контроль семьи Виталия Артюхова. Соответствующее разрешение дала Федеральная антимонопольная служба.
Матери бывшего министра природных ресурсов России, а ныне директора ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности» Виталия Артюхова совместно с другими членами его семьи Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила получить контроль над Росдорбанком. По сообщению ведомства, удовлетворено ходатайство Людмилы Артюховой о приобретении 16,95% голосующих акций кредитной организации. До сих пор мать экс-министра и другие его родственники владели 33,18% банка через ЗАО «ТПК «Трейдинвест», ООО «Автовеста» и ООО «СК «Акваколор». Теперь в совокупности семья получает 50,1%”.
Виталий Артюхов, хоть и известен больше, как бывший министр природных ресурсов, дорожной отрасли человек не чужой. «Столько красивых слов звучало в адрес дорожных фондов, которые Владимир Путин прикрыл в 2001 году по причине воровства… Десять лет назад за провал «эксперимента» никого не посадили, а глава федерального дорожного фонда Виталий Артюхов даже получил повышение — его назначили министром природных ресурсов».
«Артюхов на руководящей работе - с 1983 года, когда возглавил финансовое управление Министерства автомобильного транспорта РСФСР. С 1991 по 1995 год - заместитель министра транспорта РФ, с января 1995-го - первый замминистра финансов, с марта 1996-го - руководитель Госналогслужбы РФ, с апреля 1997 года - директор Федеральной дорожной службы РФ, с июля 2000-го - первый замминистра транспорта. В 2001 году назначен министром природных ресурсов РФ.
Виталий Григорьевич Артюхов появился в Министерстве природных ресурсов совсем не новичком. Он успел уже побывать замминистра финансов в правительстве Черномырдина, откуда перескочил в Дорожный фонд России, где уже и заслужил весьма прочную репутацию. Не вдаваясь в особенности “оптимизации”, проведенной Артюховым в фонде, можно только заметить, что за годы его управления через бюджет фонда прошли многие миллиарды долларов. Однако в соответствии затрат количеству новых дорог усомнился даже президент (его сомнения появились в газетах). Трудно сказать, какие основания имел Путин, чтобы сделать такое замечание, но однажды он произнес: “Я уверен, если бы эти 5 млрд. долларов действительно были бы истрачены на строительство дорог, в России были бы сейчас одни высокоскоростные трассы, хайвеи, автобаны. А тем не менее две известные беды России все еще сохраняются”.
На самом деле тут президент прав не до конца. Если насчет дорог ему виднее, то по поводу дураков можно смело сказать — в Дорожном фонде их не было. Это легко доказать на примерах. Федеральная трасса “Дон” Москва — Ростов — Кавказ была застрахована в страховой компании “Регионгарант” от цунами. Напомним, что цунами — гигантская океанская волна, возникающая после сильнейших подводных землетрясений. Ширина реки Дон, которую пересекает трасса “Дон”, где-то около 2 метров. Платил дорожный фонд, естественно, по указанию своего руководителя. Но я в жизни не поверю, что те, кто заключал такое страховое соглашение, — дураки.
Тем не менее, когда подошло время “закрывать” Дорожный фонд как структуру, не слишком полезную для нашей экономики, именно Артюхов получил неожиданное назначение — в Министерство природных ресурсов. И удивительно это назначение — Артюхов никогда не занимался природными ресурсами, да и с дорогами у него были бартерные проблемы — пожалуй, только на первый взгляд. Тактически его повышение объяснил как-то сам Путин. Президент в день назначения двух новых министров (Артюхова и Юсуфова из Минтопэнерго) признался: “Я не могу говорить премьеру (в то все время – Михаил Касьянов. – Прим. FLB.) “нет”. Это его правительство, он должен нести ответственность. Следовательно, он выбирает людей”. Вроде бы не сказано ничего лишнего, в то же время сказано все».
На посту главы Минприроды Артюков тоже отметился немалыми оригинальными достижениями. Перечислять их все не имеет смысла. Однако начала и финал министерской карьеры достойны отдельного упоминания. Сразу же после назначения «Артюхов привлек к себе внимание, на время прекратив выдачу любых лицензий и попытавшись отобрать у губернаторов право "второго ключа"». (Без одобрения местной власти месторождения тогда не осваивались). Борьба эта длилась долго и с переменным успехом. И можно сказать закончилась победой федерального министерства, хотя заслуга здесь скорее не самого министра, а… скорее, логики исторического развития…
Однако настоящий подвиг Артюхов совершил в свой последний свой день в кресле министра. «Последний день работы исполняющего обязанности министра природных ресурсов Виктора Артюхова ознаменовался крупным скандалом, последствия которого еще предстоит оценить. За последние два часа своего пребывания в кресле и.о. министра г-н Артюхов подписал 62 лицензионных соглашения на разведку нефти ряду компаний.
Среди счастливчиков, успевших вскочить на подножку последнего вагона, называют структуры НК "ЛУКОЙЛ" и компании бизнесмена Вартана Вартанова, делового партнера сына экс-министра – сенатора Вадима Артюхова.
События развивались следующим образом: в среду вечером премьер-министр Михаил Фрадков представил коллективу Министерства нового руководителя – бывшего пермского губернатора Юрия Трутнева. Говоря о деятельности бывшего министра Артюхова, премьер поблагодарил последнего за добросовестный труд и выразил надежду, что он еще поработает на "государевой службе". Новый министр, еще не подписавший в среду "приказ номер один" о своем вступлении в должность, дающий ему право подписывать документы, уехал из министерства, а старый решил задержаться и использовать в последний раз свое "право первой подписи".
По указанию Виталия Артюхова руководитель департамента организации лицензирования и СРП Алексей Перепелкин подписал 62 лицензии на проведение геологоразведочных работ в пяти регионах РФ в Сибири и на северо-западе России. Из них, как утверждает газета "КоммерсантЪ", десять лицензий получили структуры, близкие к НК "ЛУКОЙЛ". Значительную часть остальных лицензий получили компании, контролируемые московским бизнесменом Вартаном Вартановым, с которым Виталия Артюхова связывает не один год совместной работы. Так, в числе новых владельцев лицензии – ФПК "Выбор", контролируемая господином Вартановым.
Последним действием стало подписанное господином Артюховым распоряжение в финансовое управление Минприроды о выделении департаменту научного обеспечения и инновационных исследований Минприроды (ДНОИИ) 418 млн руб. на проведение научно-исследовательских работ, в том числе на изучение морского шельфа.
Формально, ничего криминального в действиях Артюхова нет: практика выдачи лицензий без конкурса является законной, а финансирование ДНОИИ – прямая обязанность министра. Тем не менее, этот поступок довольно странный, если учесть, что первые два года из трехлетнего срока его пребывания в должности министра лицензии вообще не выдавались, а затем выдавались, но в очень ограниченных масштабах.
На следующее утро, едва подписав "приказ номер один", Юрий Трутнев немедленно отозвал платежные документы на перечисление 418 млн руб. в ДНОИИ, направленные в банк, и также распорядился инициировать служебное расследование о последних часах пребывания экс-министра в кабинете. Министр пообещал во всем разобраться и при необходимости привлечь к расследованию прокуратуру». Но, как водится в России, обошлось.
В общем, конечно, Артюхов матерый человечище. Даже сейчас, когда его практически все забыли. Он однако не унывает и вернулся к профессии с которой и начинал свой блестящий трудовой путь – снова получил под свой контроль денежные потоки дорожных организаций. “Росдорбанк создан в 1991 году как профильный банк для обслуживания предприятий дорожной отрасли, которые по сей день входят в число основных клиентов кредитной организации. Банк занимает 207 место по активам (11,6 млрд рублей по данным на декабрь 2011 года) и плетется в хвосте рейтинга по чистой прибыли (822 место, 395 тыс. рублей). В настоящее время у Росдорбанка 302 акционера”. Но контроль над ним уже в надежных руках.
|