Евросервис 32 место Выручка $1380 млн
Группа компаний «Евросервис», контролируемая петербургским бизнесменом Константином Мирилашвили, — один из старожилов продуктового рынка: она начала свою деятельность в далеком 1991 году и с тех пор не поменяла специализации. «Евросервис» заработал первоначальный капитал на импорте куриных окорочков из США, группа до сих пор является одним из крупнейших поставщиков этой продукции в Россию. Со временем «Евросервис» обзавелся сахарными заводами и более 300 000 га сельхозугодий, а теперь строит в Пензенской и Курской областях свинокомплексы и индюшачьи фермы.
Зерновая компания «Настюша» 51 место Выручка $960 млн
Мало о какой компании можно сказать, что она возникла буквально из ничего. Еще в 2003 году о структуре, созданной супругами Игорем и Людмилой Пинкевич, на рынке не знал никто; в прошлом году оборот «Настюши» приближался к миллиарду, а сама она контролировала 70% московского рынка муки и четверть рынка хлебобулочных изделий, владела элеваторами, птицефабриками, свинокомплексами и хлебозаводами в России, Казахстане и странах Прибалтики. Игорь Пинкевич настаивает, что выстроить империю ему помогли трудолюбие и удача; конкуренты намекают, что в «Настюше» имеют свои интересы чиновники столичного правительства.
Русагро 56 место Выручка $880 млн
Создатель холдинга «Русагро» Вадим Мошкович занимался многими сельскохозяйственными бизнесами: выращивал и продавал зерно, отжимал подсолнечное масло и разливал его по бутылкам, делал сахар. Последнее понравилось ему больше всего. Элеваторы и маслоэкстракционные заводы предприниматель распродал. Сейчас «Русагро» производит более 10% всего российского сахара. Впрочем, перед искушением воспользоваться дешевыми кредитами в рамках нацпроекта «Развитие АПК» бизнесмен не устоял: его компания достраивает на Белгородчине свинокомплекс на 60 000 т мяса в год.
Юнимилк 61 место Выручка $840 млн
Компания «Юнимилк» изначально создавалась как побочный бизнес акционеров «Сибнефти», решивших инвестировать свободные средства на растущем потребительском рынке. Затем топ-менеджеры компании Андрей Бесхмельницкий и Андрей Блох выкупили ее у владельцев, и «Юнимилк» пустился в самостоятельное плавание. Владеющий 27 молочными комбинатами, «Юнимилк» продолжает расширять бизнес и твердо намерен нагнать своего главного конкурента— «Вимм-Билль-Данн», выручка которого по молочному сегменту в 2006 году превысила $1,3 млрд.
Продо 70 место Выручка $750 млн
Как и молочная компания «Юнимилк», мясной холдинг «Продо» создан на нефтедоллары: он принадлежит Millhouse Capital, компании, управляющей активами Романа Абрамовича и других бывших акционеров «Сибнефти». В 2003 году нефтяники денег не жалели и скупали все подряд, поэтому, по отзывам аналитиков мясного рынка, «Продо» представляет собой аморфную коллекцию из десятков разнокалиберных мясоперерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий. Популярного федерального бренда у группы пока нет. Но зато есть сильные региональные предприятия, например «Омский бекон» или подмосковный мясокомбинат «Клинский».
Объединенные кондитеры 71 место Выручка $750 млн
Холдинг «Объединенные кондитеры», в который вошли три крупнейшие столичные кондитерские фабрики, создавался с большим трудом. Его совладельцы — московское правительство и группа «Гута»—несколько раз пытались поменять условия партнерства, а директора фабрик противились потере самостоятельности. Договор о создании холдинга опротестовывался в суде, против структур «Гуты» возбуждали уголовные дела, проводили прокурорские проверки. Но в начале 2006 года «кондитерские войны» закончились миром, сейчас холдинг включает в себя 15 предприятий и контролирует около 15% российского рынка кондитерских изделий.
Бородино 92 место Выручка $640 млн
«К заветной цели мы идем — продукты для каждой семьи, для всей России!» —поется в гимне группы «Бородино», штаб-квартира которой расположена недалеко от места знаменитого сражения, в Можайске. «Бородино» и вправду известна главным образом своими продуктами питания и напитками, хотя давно вышла за рамки продовольственного бизнеса. Владелец компании Тигран Нерсисян создал в своем холдинге дивизионы строительства, машиностроения, а также страховую и лизинговую компании и готовится разместить акции на бирже.
Югтранзитсервис 100 место Выручка $600 млн
В 2005-2006 сельскохозяйственном году (в отличие от календарного начинается 1 июля) компания «Югтранзитсервис» вывезла из страны более 1,1 млн т зерна, заняв второе место среди экспортеров отрасли. У зернового трейдера из Таганрога более 100 000 га сельхозугодий в России и на Украине, портовые элеваторы, терминал по погрузке нефтепродуктов и... система бронирования билетов avantix.ru.
Юг Руси 103 место Выручка $600 млн
«Купили две тонны зерна и оплатили его переработку на мукомольном заводе. Продали муку и купили три тонны зерна. И так до оборотов в несколько тысяч тонн»,—вспоминал первые шаги в бизнесе в интервью газете «Ведомости» президент агропромышленной группы «Юг Руси» Сергей Кислов. Позже к зерну добавились маслоэкстракционные заводы (сейчас «Золотая семечка» — самый продаваемый бренд подсолнечного масла в России с рыночной долей более 20%), хлебозаводы, мукомольни, масложировые комбинаты, а заодно Ростовский ипподром.
Продимекс 106 место Выручка $600 млн
Первый капитал Игорь Худокормов заработал на импорте в Россию украинского сахара. Когда в 2004 году государство закрыло внутренний рынок от импортного сахара ввозными пошлинами, созданная Худокормовым группа «Продимекс» уже владела многочисленными сахарными заводами по всей России. Сейчас компания Худокормова — крупнейший в стране производитель свекловичного сахара.
Эксима 110 место Выручка $570 млн
Судьба Николая Демина—классический пример смены чиновничьей карьеры на предпринимательскую. До 1990 года Демин был заместителем председателя Госкомцена РСФСР. По его инициативе была создана компания «Эксима», которую он возглавил в 1993 году и возглавляет до сих пор. Компания занимается и мясопереработкой (Микояновский мясокомбинат), и сельским хозяйством, и торговлей, и производством вина. Не растерял Демин и связей в правительстве: глава Минсельхоза Алексей Гордеев и первый вице-премьер Дмитрий Медведев приезжают к нему обсуждать нацпроект «Сельское хозяйство».
Мираторг 116 место Выручка $540 млн
Владельцы «Мираторга», братья Александр и Виктор Линники, сколотили первый капитал, накормив в 1990-х голодных сограждан импортным сыром, молоком, колбасой и копченостями. Они были одними из крупнейших поставщиков мясных полуфабрикатов из Бразилии. С введением в 2003 году ограничений на импорт мяса Линники решили развивать собственное производство. Сегодня у «Мираторга» 36 000 га земли, комбикормовый завод, строящиеся свинокомплексы на 400 000 голов, бойня и собственная транспортная компания из 250 автомобилей.
Агрохолдинг 123 место Выручка $520 млн
Курская группа «Агрохолдинг» уже давно расширила сферу влияния, выйдя за пределы родного региона. Птицефабрики компании (в 2006 году «Агрохолдинг» произвел 107,5 млн яиц и около 60 000 т курятины, это пятый результат по России) есть в Пензенской, Тульской и Волгоградской областях, Чувашии. Помимо этого, в собственности компании четыре свинокомплекса. Продукцию владелец «Агрохолдинга» Александр Четвериков предпочитает продавать сам. В центральном Черноземье компании принадлежит четыре супермаркета «Супермаг» и около 50 магазинов формата «у дома» «Магик». В планах до 2010 года расширить сеть «Магик» до 5000 магазинов по всей стране.
Астон 132 место Выручка $490 млн
Компания «Астон», основанная в 1994 году выпускником Ленинградского высшего морского училища им. адмирала С. О. Макарова Вадимом Викуловым, поначалу была сельскохозяйственным трейдером. С тех пор она обзавелась двумя маслоэкстракци-онными заводами (выпускают масло «Затея»), сетью элеваторов, судоремонтным заводом, портовым терминалом, землями под Ростовом-на-Дону, комбинатом по производству муки и круп. Викулов не забывает и трейдерский бизнес: доля его компании в экспорте российского зерна—11%, а растительного масла—почти треть.
Солнечные продукты 152 место Выручка $410 млн
«Солнечные продукты» — это несколько масложировых и маслоэкстракционных заводов в Москве и Саратове, принадлежащих предпринимателю Владиславу Бурову. Майонезы «Московский провансаль» и «Чудесница», маргарины «Жар-Печка» и «Россиянка» покупают ни много ни мало четверть россиян. Так что Буров не может пожаловаться на недостаток доходов: недавно он объявил о намерении построить 1,25 млн кв. м жилой, офисной и торговой недвижимости в Москве, Новосибирске и Саратове, инвестировав $1,5 млрд.
Очаково 162 место Выручка $380 млн
Четыре пивзавода, солодовня, виноградники в Краснодарском крае... О том, чем больше всего гордится глава «Очакова» Алексей Кочетов, можно догадаться по заставке на корпоративном сайте: «Много ли вы сможете вспомнить российских компаний БЕЗ участия иностранного капитала? Такие предприятия есть!» «Очаково» — единственный крупный российский пивовар, до сих пор не вошедший в состав ни одного транснационального холдинга.
Группа ОСТ 165 место Выручка $380 млн
Группа ОСТ, основанная в подмосковном городе Черноголовке предпринимателем Владимиром Пекаревым, широко известна водкой и газировками («Напитки из Черноголовки»). На самом деле в нее входит более 20 фирм — от строительных до охранных. Долгое время группу возглавляли только члены семьи Пекарева, и лишь в этом году семья пригласила в генеральные директора профессионального менеджера Александра Лазуто, который ранее возглавлял фармацевтический завод «Акрихин».
Группа ОГО 177 место Выручка $360 млн
Обменять партию шрота на 15 000 т ржи, рожь на дрожжи, а дрожжи продать — на таких схемах компания «ОГО» зарабатывала по 30% дохода с одной торговой операции в начале 1990-х, когда у сельхозпредприятий не было оборотных средств. «ОГО», созданная в 1988 году,—легенда зернового рынка. Компания скупала зерно у колхозов, поставляла продукты в Госрезерв, участвовала в работе Московской товарной биржи. Один из ее руководителей, Аркадий Злочев-ский, стал председателем Российского зернового союза. В отличие от подавляющего большинства бизнесов, основанных в 1980-е, «ОГО» выжила и в скором времени собирается провести частное размещение своих акций.
Оптифуд 178 место Выручка $350 млн
«Все дело в том, что у нас очень хорошие товаропроводящие сети,которые могут перемалывать практически все»,— говорил в интервью Forbes владелец «Оптифуда» Иван Оболенцев. В конце 1990-х компания «перемалывала» импортную курятину: «Оптифуд» до сих пор является одним из крупнейших ее поставщиков на российский рынок. В начале 2000-х компания стала импортировать бананы и яблоки. Развивает Оболенцев и собственное производство: два года назад «Оптифуд» обзавелась тремя небольшими птицефабриками в Ростовской области. Чтобы оградить бизнес от внезапных напастей, предприниматель налаживает отношения с властью. В конце прошлого года Оболенцев возглавил созданную РСПП комиссию по агропромышленному комплексу.
Руст Инк 181 место Выручка $350 млн
«Руст Инк» — одна из первых компаний, созданных известным предпринимателем Рустамом Тарико еще до того, как он основал банк «Русский стандарт». Как и 15 лет назад, «Руст Инк» торгует импортным алкоголем; теперь к этому товару добавилась водка «Русский стандарт». Долгое время водку для Тарико разливал петербургский завод «Ливиз». В прошлом году «Русский стандарт» наконец открыл собственный ликеро-водочный завод.
Стойленская нива 184 место Выручка $350 млн
Сельскохозяйственный холдинг «Стойленская нива» появился на свет в 2000 году стараниями металлургов: компания была создана акционерами Стойленского ГОКа Борисом Иванишвили и Федором Клюкой. Сотрудничество продлилось недолго. В 2003 году 61-летний Клюка решил из бизнеса выйти. С тех пор Иванишвили один руководит выращиванием зерновых, выпечкой хлеба, молочным хозяйством и откормом свиней: «Стойленская нива» находится под управлением его компании «Уникор». Получается неплохо: обороты крупнейшего землевладельца Белгородской области (у компании более 300 000 га) увеличиваются на 20% ежегодно.
Агрико 190 место Выручка $320 млн
«Мы покупали предприятие с долгом в 57 млн рублей, год разгребали бухгалтерию, и оказывалось, что долга 87 млн рублей»—так вспоминает покупку первых своих колхозов основатель «Агрико» Владимир Бовин Бывший капитан подводной лодки давно превратил убыточные колхозы в эффективные предприятия: у «Агрико» сейчас 100 000 га земли, компания входит в число ведущих зерновых экспортеров, за обработкой полей на Кубани и в Ставрополье следят специалисты, выписанные из израильских кибуцев, а комбайнеры пересели на иностранную технику.
Русское море 192 место Выручка $320 млн
Владелец группы компаний «Русское море» Максим Воробьев принадлежит к влиятельной семье. Его отец Юрий Воробьев представляет Вологодскую область в Совете Федерации, а старший брат Андрей—депутат Госдумы, входит во фракцию «Единой России». Братья начинали бизнес вместе с импорта норвежской рыбы. Уходя в политику, старший брат передал свои акции Максиму, который расширил бизнес, добавив к импорту переработку рыбы, а затем и выращивание на собственном рыбозаводе «Русского моря» в Карелии.
Останкинский МПЗ 200 место Выручка $300 млн
Рынок колбасных изделий еще далек от настоящей конкуренции, утверждается в одном из исследований мясного рынка, опубликованном в этом году. Это позволяет успешно работать мясокомбинатам, не входящим в большие холдинги. Останкинский мясоперерабатывающий завод в Москве—как раз такое предприятие. Завод полностью принадлежит менеджменту во главе с директором Михаилом Поповым. В прошлом году управленцы так успешно провели ребрендинг старого советского завода (кампания шла под слоганом «Останкино—новый стандарт»), что продажи поднялись на 40%.
Содержание: Таблица Крупным планом Третья попытка Своими руками По машинам Цветные и черные На стройке Источники энергии Рудокопы На химии Дело техники Оптовики К столу За прилавком Службы доставки На досуге Иные На публику Тридцатилетние капитаны Все еще впереди
|