Россияне ценят жизнь близких в среднем в 2,9 млн руб., подсчитал “Росгосстрах”, — более чем на порядок дешевле, чем американцы. Пока же родственники погибших в катастрофах получают гораздо меньше. Страховать жизнь готова треть среднего класса и почти половина обеспеченных россиян.
-------------------------------------------------------------------------------- В апреле — мае 2007 г. “Росгосстрах” опросил 20 535 человек, проживающих в 39 городах России с населением свыше 500 000.
-------------------------------------------------------------------------------- В среднем россияне считают 2,9 млн руб. достаточной выплатой в случае гибели близкого родственника. В зависимости от имущественного положения 58-70% опрошенных считают, что платить должно предприятие, по вине которого погибли люди (чем беднее респондент, тем больше расчет на работодателя). Еще 45-49% полагают, что платить за погибших должно государство (на вопрос “Кто должен платить за гибель людей?” можно было давать более одного положительного ответа).
Вдвое меньше доля опрошенных, считающих, что люди должны страховать жизнь. Среди граждан, кому доходов хватает лишь на питание и предметы первой необходимости, так думает 25-27%, а среди тех, кому хватает на крупную бытовую технику и автомобиль, — 33%. Зато почти половина (48,4%) респондентов, кому денег хватает на квартиру или новый дом, думают, что сограждане должны страховать жизнь. Тем не менее даже среди богатых людей количество застраховавших свою жизнь не превышает 5%, говорит руководитель департамента стратегического маркетинга “Росгосстраха” Алексей Зубец.
Почти четверть опрошенных “Росгосстрахом” готовы довольствоваться компенсацией до 500 000 руб. (см. график). Еще 27,7% считают справедливой компенсацией сумму в 0,5-1 млн руб. Четверть респондентов надеются на 1-2 млн руб., и только 10,6% оценили жизнь близких более чем в 10 млн руб.
Чем старше люди (до 50 лет) и чем выше их доход, тем большую сумму они называли: беднейшим гражданам достаточно 2,7-2,8 млн руб., а зажиточные рассчитывают на 4,25 млн.
Согласно страховой статистике, россияне ценят жизнь еще дешевле. В 2004 г. средняя страховая сумма по договорам страхования жизни составила около 340 000 руб., а в 2005 г. — 278 000 руб.
Выплаты родственникам погибших обычно гораздо ниже. Только родственники погибших в 2007 г. на шахте “Ульяновская” в Донбассе получат по 3,2 млн руб. А вот родные погибших в 2006 г. из-за теракта на Черкизовском рынке в Москве, в 2004 г. из-за терактов в московском метро и годом раньше в Тушине и Моздоке получили по 100 000 руб. Семьи погибших при крушении аэробуса А310 авиакомпании S7 в Иркутске (2006 г.) получили по 162 000 руб., Ту-154 “Пулковских авиалиний” под Донецком в 2006 г. — 0,5-0,9 млн руб.
“Не существует единой методики оценки размера выплат семьям погибших, а размер компенсации зависит от конкретного случая”, — отмечает Зубец. Обязанность федерального и регионального бюджетов компенсировать гражданам потерю нигде не прописана, все выплаты — их добрая воля, добавляет адвокат “Князев и партнеры” Андрей Князев.
Семьям погибших от взрывов в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. выплатили $1,5-4,5 млн, после крушения американского шаттла Columbia в 2003 г. — $3,8 млн, а после гибели самолета Air France под Парижем в 2000 г. — $1,5 млн.
Названной респондентами “Росгосстраха” суммы в 3 млн руб. вполне хватит для безбедной жизни в течение 15-20 лет в регионах или 7-10 лет в Москве, говорит старший экономист IMSG Александр Уточкин, а 100 000 руб. от государства может не хватить и на похороны.
Сейчас лимит страховой ответственности авиакомпаний перед пассажирами — 100 000 руб., а автоперевозчиков — до 240 000 руб. Минтранс подготовил законопроект, увеличивающий ответственность авиакомпаний до 2 млн руб. Если такой же будет и ответственность автоперевозчиков, их затраты могут составить 70 млрд руб., подсчитал руководитель Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев: “Это неизбежно приведет к росту тарифов, граждане к этому не готовы”.
Если оценивать стоимость жизни исходя из того, насколько больше получают работники, задействованные на опасных производствах, где они рискуют жизнью и здоровьем, и сколько американцы готовы платить за более безопасные автомобили, жизнь среднего американца в 2000 г. оценивалась в $4-9 млн.
Как показал в 2003 г. экономист Гарвардского университета Кип В. Вискузи, исследовавший стоимость жизни в регионах США, Индии и Южной Кореи, рост дохода в Х раз увеличивает ценность жизни примерно в квадратный корень из Х, сообщает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Учитывая разницу в подушевом ВВП США и России, ценность жизни россиянина должна быть в 3,5 раза ниже ценности жизни американца, т. е. составлять $2 млн.
|