В июне этого года «Газпром» вернул под свой контроль одного из крупнейших в России независимых производителей газа, компанию «Нортгаз». Прежний единоличный владелец «Нортгаза» Фархад Ахмедов — ныне член Совета Федерации от Краснодарского края. По данным журнала «Форбс», этот законодатель является одним из самых состоятельных отечественных сенаторов и входит в «золотую сотню» российских богачей с состоянием в $340 миллионов. Вполне возможно, что эта цифра не в полной мере отражает реальную картину его богатства. Ведь только по открытым источникам, зарплата Фархада Ахмедова на посту президента компании «Нортгаз» лишь в 2004 году составила 1,1 млрд. (!) рублей. Ещё несколько миллионов евро «Нортгаз» потратил на оплату договора с компанией «Глобал Джет Люксембург С.А.» по аренде самолёта «Фалкон-900», на котором Фархад Теймуразович осуществляет чартерные VIP-перелёты по различным надобностям.
Что примечательно: в декабре прошлого года Ахмедов оставил пост в компании «Нортгаз», перейдя на работу в Совет Федерации. Но, даже передав бразды правления нынешнему гендиректору, Ахмедов продолжает получать многомиллионную компенсацию и путешествовать за корпоративный счёт на арендованном «Фалконе». Больше того, оплата услуг воздушному перевозчику согласно договору должна производиться опережающими темпами. Летом авансовые платежи на счёт компании «Глобал Джет Люксембург С.А.» вносились равными долями уже и за осенние месяцы, и за декабрь 2005-го. Суммы набежали кругленькие: по 315 тыс. евро за месяц полётов без учёта НДС. Так что авансом «Нортгаз» проплатил 1 млн. 575 тыс. евро.
Но и это ещё не всё. Судя по всему, уйдя на законодательную работу, Фархад Ахмедов не только сохранил за собой основные атрибуты участия в большом бизнесе, но и преумножил их. Так, невзирая на то, что «Нортгаз» уже располагает вполне респектабельным офисом в столице, в мае нынешнего года от имени действующего генерального директора компании Сергея Тупицына был заключён договор аренды особняка площадью более тысячи квадратных метров на улице Солянке. Сумма ежегодной арендной платы по этому договору, которую вносит ОАО «Нортгаз», равняется $846 540. Казалось бы, ну и при чём здесь бывший президент «Нортгаза» Ахмедов, если договор заключён от имени другого руководителя? А при том, что по странному стечению обстоятельств московская приёмная сенатора Фархада Ахмедова значится именно по тому же адресу. В этом же арендованном на корпоративные средства особняке, как выясняется, трудится ни много ни мало целая команда численностью около сотни человек: юристы, экономисты, уборщицы, охранники...
Всё вышеперечисленное по нынешним временам хоть и с большой натяжкой, но укладывалось бы в рамки пристойности, если б не одна заковыка. Дело в том, что, как мы уже упомянули, после нескольких лет свободного плавания по волнам штормящего российского бизнеса ОАО «Нортгаз» вернулось в промышленную группу «Газпрома», откуда, собственно говоря, и вышло. По заключённому в этом году мировому соглашению газовая монополия получила под свой контроль 51% акций «Нортгаза». А раз так, то уже «Газпрому» пришла пора считать денежки, которые вылетают в трубу этой компании.
Между тем финансовые показатели ОАО «Нортгаз» до последнего времени не блистали. Так, за девять месяцев нынешнего года официальная прибыль компании составила всего $1,2 миллиона. Сравните с суммой, которую пролетал бывший президент «Нортгаза» и нынешний сенатор от Краснодарского края Фархад Ахмедов за тот же отчётный период на персонально арендованном «Фалконе» по Европе (1 млн. 575 тыс. евро)! Схема его воздушных передвижений представляет собой крутые зигзаги с точками посадок и взлётов в Москве, Женеве, Ницце, Баку, Краснодаре, Цюрихе, Париже, Таллине... Но чаще всего «Фалкон» сенатора Ахмедова взмывает в воздух в британском Фарнборо. Это и неудивительно: ведь Фархад Ахмедов связал свою жизнь с туманным Альбионом ещё в далёком 1986 году, когда, будучи 30-летним выпускником Ветеринарной академии, эмигрировал в Англию «делать бизнес». Коммерция, как выясняется, семейная традиция Ахмедовых. В былые годы отец Фархада Теймур Ахмедов возглавлял один из заводов в столице советского Азербайджана. В 1969 году он был расстрелян. По рассказу знакомого Ахмедова, отец был крупным «цеховиком». Его преступление состояло в том, что на пленуме ЦК Компартии Азербайджана он критиковал председателя республиканского КГБ Гейдара Алиева «за незнание экономики». Теймура Ахмедова осудили по экономической статье и приговорили к расстрелу с конфискацией имущества.
Несмотря на семейную трагедию или, может, быть даже благодаря ей, в новой жизни Фархад Теймуразович сумел подняться и нажить огромное состояние: сначала на экспорте мехов, а затем и на торговле газом.
Долгие годы он упрямо пытался вжиться в лондонский истеблишмент, подражая привычкам и причудам лордов, как это принято у беглых олигархов в столице Великобритании. Не чуждый роскоши Ахмедов, так же как и Борис Березовский, приобрёл шикарный особняк в предместье Лондона. В прессе уже появлялись сообщения о том, что сам Ахмедов подружился с Березовским ещё в 1990-х годах.
Поговаривают даже, что наши соотечественники встречали Ахмедова и Березовского за чашечкой английского чая, как это и подобает «джентельменам» в ресторане фешенебельного отеля «Лансборо» в Гайд-парке. Любопытно, есть ли у Ахмедова и Березовского общие интересы? В ситуации, когда российская власть в лице «Газпрома» вмешалась в деятельность «Нортгаза», стало понятно, что больше никто не будет потворствовать разорительным прихотям сенатора Ахмедова. И это может стать темой для обсуждения. Это естественно: ведь газ и нефть — национальное богатство России. А раз так, то вольнице с многомиллионными окладами и бонусами бывшего бизнесмена и нынешнего сенатора должен прийти конец.
|