Как поссорились Сергей Владимирович с Сергеем Николаевичем
Щетко пришел на завод в марте нынешнего года, точнее, вернулся после длительного перерыва. До 1991 года он представлял Министерство обороны на тогда еще радиотехническом предприятии, затем ушел в свободное плавание. Бывший военпред не без успеха занимался бизнесом и даже пробовал свои силы в политике. У Щетко в Серпухове собственный магазин, реконструкцию которого он затеял как раз незадолго до смерти. Одним словом, человек он был не бедный.
Это и послужило основанием для появления версии о коммерческих разборках: с кем-то не поделил деньги или кусок бизнеса, вот и "заказали". Как нам рассказала пресс-секретарь завода Лариса Журавская, первой версией, которую озвучили прибывшие на место преступления оперативники, стала "бытовая". Речь, естественно, шла не о том, что коммерческого директора "РАТЕПа" убили в пьяной драке. Намек делался на вторую жизнь Щетко, не связанную с оборонным заводом. Тут же появился и подходящий кандидат в "заказчики". Одно из электронных СМИ указало на "серпуховского авторитетного предпринимателя" Сергея Романова (кстати, в кругу близких и знакомых его называют "Графом"), с которым-де Щетко не поделил деревянный ресторан.
Для тех, кто видел Серпухов только на карте в масштабе 1:10000, эта версия может показаться любопытной. И в самом деле, почему бы одному "авторитетному коммерсанту" не пальнуть в другого "авторитетного коммерсанта"? - так уже случалось. Автор этих строк был знаком с обоими персонажами, и вот моя точка зрения: все надумано. Сергей не только строит рестораны, но и издает популярную в Серпухове газету, которая в сложной ситуации поддержала генерального директора "РАТЕПа" Владимира Байбакова. Более того, Романова и Щетко связывали товарищеские отношения, он даже предлагал погибшему организовать общий бизнес. Возможно, были основания недолюбливать Щетко у людей, контролировавших городской рынок. Крупный магазин коммерческого директора "РАТЕПа" конкурировал с торговыми палатками, а там, где пересекаются коммерческие интересы, нередко звучат и выстрелы.
Еще один примечательный пункт из биографии Щетко. На минувших выборах он был непримиримым противником действующего мэра Серпухова Павла Жданова. Глава местной администрации вполне мог полагать, что коммерческий директор попробует взять реванш. Однако после прихода Щетко на "РАТЕП" противоречия были сняты. По словам Байбакова, Жданов как член совета директоров завода всячески поддерживал его команду, а Сергею Владимировичу он предложил возглавить городскую Торгово-промышленную палату.
СОЛНЦЕвский удар
Очередная "свежая идея" родилась на страницах одной из самых многотиражных газет. Щетко убили представители солнцевской ОПГ, потому что он "заказал" главу концерна ПВО "Алмаз-Антей" Игоря Климова, с которым не мог "распилить" 70 миллионов долларов. И вообще солнцевские чувствуют себя на заводе как дома, контролируют все процессы и руководство. Бедный директор не знает, как сохранить свою голову, которую ему пообещали отрезать кровожадные "братки". Климов хотел убрать солнцевских ставленников, но Байбаков сопротивлялся до последнего. Короче, как говорил мой любимый телегерой Хрюн Моржов: "Внушает!"
Другое не менее солидное издание, развивая тему влияния ОПГ на жизнь завода, озвучило фамилию теперь уже столичного "авторитетного бизнесмена" - Дмитрий Барановский, он же Дима Белый, хозяин фирмы "Сигма", которая якобы скупила около 15 процентов акций "РАТЕПа". Не нужно заканчивать полицейскую академию, чтобы понять, что речь идет о двух слагаемых одной задачи.
Я бывал на заводе, мне приходилось общаться с разными людьми, я даже собирался писать о новой военной разработке "РАТЕПа", аналогов которой нет ни в одной стране мира. Как же такая "горячая" информация прошла мимо моих ушей? Тем более что о Барановском, вице-президенте компании "Сигма-Консалтинг", которая является одним из акционеров ОАО "РАТЕП", Владимир Байбаков говорил. Правда, владеет "Сигма" не пятнадцатью, а четырьмя с половиной процентами акций. Но дело не в процентах, хотя в некоторых ситуациях они, конечно, играют большую роль.
Пытаясь выяснить, насколько "авторитетен" Барановский, я основательно перелопатил Интернет (откуда коллеги могли еще черпать такую информацию?). На одном из популярных сайтов вывешена а-ля милицейская справка с подробным описанием жизненного пути "члена солнцевской ОПГ Дмитрия Барановского" (он же Белый, Белов). Торговля оружием, наркотики, "крышевание", проституция, словом, стандартный бандитский набор. Здесь же "висела" статья из "Новой газеты", датированная 2000-м годом, практически слово в слово повторявшая справку. Правда, в следующем номере это издание поместило опровержение, чем окончательно запутало ситуацию.
"Сигма-Консалтинг" - компания достаточно известная, поэтому найти среди своих знакомых человека, лично знающего Барановского, большого труда не составляло. Почитав интернетовскую справку, он рассмеялся:
- Узнаю почерк. Она появилась в Интернете в 95-м или 96-м году, как раз когда Барановский воевал на стороне "Интерфинсервиса" против "Альфа-групп" и "Роснефти" за контрольный пакет акций нефтяной компании "Архангельскгеолдобыча". Акции они увели, вот его за это, наверное, и "отблагодарили". А вообще-то в таком бизнесе не может быть ни солнцевских, ни измайловских, ни таганских. Чтобы заниматься консалтингом на уровне "Сигмы", нужно иметь команду не боевиков, а головастых мужиков и серьезные связи, в первую очередь во властных и правоохранительных структурах. А гонорары за свою работу они получают такие, о которых торговцы проститутками и оружием могут только мечтать.
Чьи вы, хлопцы, будете?
Разобравшись с Барановским, я тем не менее не оставлял надежды найти следы солнцевских на заводе. Поинтересовался у Байбакова, не ощущает ли он дыхание ОПГ за спиной? Генеральный директор "РАТЕПа" даже выругался:
- Написали чушь, не знаешь теперь, как людям в глаза смотреть. Назначение всех значимых фигур на заводе, в том числе и коммерческого директора, не проходят втайне от совета директоров, где большинство - представители серьезных государственных структур. Более того, все кандидаты проходят тщательную проверку в ФСБ.
- Как складывались ваши отношения с Игорем Климовым?
- Я встречался с ним практически каждую неделю. Обсуждали ситуацию на заводе и ход работ по выполнению зарубежных контрактов. У нас были нормальные рабочие отношения. Более того, именно Климов поддержал меня, когда один из миноритарных акционеров попытался включить в повестку дня годового собрания акционеров вопрос о досрочном переизбрании генерального директора.
- Щетко действительно имел отношение к криминальным структурам или он из команды Климова, как утверждают некоторые СМИ?
- Конечно, это бред, не был он ни климовским, ни солнцевским. На завод его пригласил я, так что можно считать его членом моей команды. Сергей действительно был большим авторитетом, только не в том смысле, который сейчас принято вкладывать в это слово. Он, между прочим, с 1992 года входил в Высший экономический совет при Правительстве РФ.
Мы год жили в состоянии войны с одним из миноритарных акционеров, необходимо было укрепить руководство завода. Щетко был фактически вторым человеком на "РАТЕПе", замещал меня, когда я ездил в Москву, и занимался оперативным управлением. Кроме того, на предприятии шла структурная реорганизация. Прямо скажем, мера не самая популярная, но без этого завод просто не мог развиваться. Пришлось уволить кое-кого из сотрудников, изменить систему оплаты труда. Щетко взял эту нелегкую работу на себя.
Для нас гибель Сергея - большая потеря. И хотя говорят, что незаменимых людей нет, найти такого человека, как Щетко, нам будет трудно.
Кипрский след
Говоря о войне с миноритарным акционером, Байбаков имел в виду офшорную компанию Nimegan Trading Limited (NTL), зарегистрированную на Кипре. Кроме названия, места официальной прописки и генерального директора - гражданина братского Казахстана - ничего заграничного в компании нет. Киприоты пытались скупить блокирующий пакет акций "РАТЕПа" и сменить руководство, но ни того, ни другого им не удалось.
Чьи интересы представлял офшор, Байбакову непонятно до сих пор. Однако, как известно из СМИ, скупкой акций "РАТЕПа" в интересах NTL занималась инвестиционная компания "Профит Хауз", в свою очередь тесно связанная с хозяином Чукотки Романом Абрамовичем. Два года назад именно эта компания приобрела более 25 процентов акций "Аэрофлота" для структур, близких к акционерам "Сибнефти" и "Русского алюминия". Ранее "Профит Хауз" представлял "Сибнефть" в инвестиционном конкурсе по продаже нефтяной компании "ОНАКО".
Хотя губернатору по статусу и не положено заниматься коммерческой деятельностью, это не помешало Абрамовичу купить контрольный пакет акций английского футбольного клуба "Челси". Почему бы, спрашивается, Роману Аркадьевичу не попробовать свои силы и в оборонной промышленности, которая в последнее время приобретает все большую коммерческую привлекательность? В конце концов не нефтью единой живут российские олигархи. В любом случае появление в подмосковном Серпухове близкой к чукотскому губернатору структуры вряд ли следует считать случайным.
Офшорная компания, чьи интересы в Серпухове представляла фирма, связанная с Абрамовичем, выбрала тактику "троянского коня", сделав ставку на обиженных на Байбакова сотрудников "РАТЕПа", и в первую очередь заместителя генерального директора по экономике Алексея Голубчука, который долгое время фактически управлял предприятием. Байбаков и совет директоров считают, что Голубчук занимался сомнительными финансовыми операциями и проектами. Так ли это на самом деле, в настоящее время выясняет милиция, возбудившая уголовное дело по фактам этих злоупотреблений. В общей сложности зама подозревают в хищении примерно 14 миллионов рублей.
Голубчука пытались уволить с "РАТЕПа", но он восстановился в прежней должности через суд, и в итоге его просто отодвинули от дел. Но опальный зам по экономике проявился уже в другом качестве - в списке кандидатов в совет директоров от NTL в тандеме с управляющим серпуховским филиалом АКБ "Эталон-Банк" Владимиром Аралиным. Ни для кого не являлось секретом, что эта парочка и Щетко стояли по разные стороны баррикады, причем настолько высокой, что ни о каком примирении не могло быть и речи.
Я несколько дней пытался связаться с Голубчуком по сотовому телефону. Алексей Васильевич попросил перезвонить ему через тридцать минут, сославшись на то, что он находится за рулем автомобиля. Однако ни через полчаса, ни через час Голубчук на звонки не ответил, а затем он и вовсе стал недоступным. Похоже, Алексей Васильевич не горит желанием общаться с прессой.
Дочки-матери
Как оказалось, на "РАТЕПе" делали не только системы управления для комплексов ПВО морского базирования, но и... паковали чай. Занималось этим ООО "Юнипак", учредителями которого выступили, с одной стороны, завод, а с другой, ООО "Кавалер". Кроме чая, "Юнипак" получил право представлять интересы оборонного предприятия при заключении коммерческих договоров, расчетов с кредиторами и должниками, а также заниматься "ускорением расчетов завода с местным и федеральным бюджетом с использованием новых финансовых инструментов". Что это за "новые финансовые инструменты", можно только догадываться.
Как утверждают на "РАТЕПе", интересы "Кавалера" активно лоббировали два господина: Егоров и Якута - в прошлом кадровые сотрудники одной из российских спецслужб. Байбаков после назначения на должность гендиректора стал коммерсантов с заводской территории выдавливать. По странному стечению обстоятельств именно в это время в прессе появились публикации, направленные против нового руководства предприятия.
Завершал чайную эпопею как раз Сергей Щетко. Так что основания недолюбливать Щетко у "оппозиции" были. Вопрос, насколько сильной была эта нелюбовь и могла ли она убить коммерческого директора оборонного завода?
По информации, полученной от сотрудников завода, коммерческому директору угрожали. Ему рекомендовали уйти с "РАТЕПа" "пока не поздно". Было принято решение выделить Щетко охрану, но, к сожалению, сделать это не успели. Фамилию звонившего мне не назвали, сославшись на тайну следствия.
Имеют ли эти звонок и угрозы отношение к убийству коммерческого директора "РАТЕПа", предстоит выяснить правоохранительным органам. Даже если кто-то хотел просто предупредить Щетко из лучших побуждений, это уже зацепка для следователей. Значит, знал, что ему угрожает опасность. От кого?
Еще одна немаловажная деталь. Щетко, как и Климова, убили накануне годового собрания акционеров. Сергей Владимирович был в списке кандидатов в совет директоров ОАО "РАТЕП" двадцать шестым. Фамилию его из списка не убрали. Только обвели ее черной рамкой.
И, наконец, последнее. Друзья погибшего и акционеры завода объявили о награде в 50 тысяч долларов за информацию, которая поможет установить убийц и заказчиков преступления. Будем надеяться, что это поможет следствию.
Гонка за вооружением
Возвращение России в мировой клуб ведущих продавцов оружия, сопровождающееся процессом разгосударствления оборонно-промышленного комплекса (ОПК), открыло радужные перспективы перед прежде умиравшей отраслью и послужило сигналом к дележу очередного еще практически не тронутого пирога. К чему это приводит, мы уже знаем.
Вспомним первую половину 90-х, когда количество дорогих кладбищенских надгробий росло в геометрической прогрессии. Банкиров и промышленников расстреливали чуть ли не каждый день. Шел жесткий передел собственности, и так продолжалось до тех пор, пока олигархи окончательно не укрепились в границах завоеванных территорий.
Похожий процесс сегодня происходит и в ОПК. Любые попытки включиться в гонку за вооружением равносильны участию в соревнованиях по боям без правил, где бьются не до первой крови, а до последнего дыхания. Причем драка зачастую идет даже не за право владеть предприятием, поскольку в большинстве из них основная доля принадлежит государству, а за возможность порулить денежными потоками от зарубежных контрактов. Тот же "РАТЕП" только что отпраздновал успешное завершение выгодного заказа. Завод поставил на индийские фрегаты системы управления для новейших артиллерийских комплексов "Пума", аналогов которым в мире нет, заработав на этом несколько миллионов долларов. А деньги, как известно, делают людей не только богатыми и свободными. За них еще и убивают.
|