Целый год Альфа-банк вел непримиримую борьбу с МДМ-банком - основным конкурентом по обслуживанию атомщиков.
"Глава и совладелец МДМ-банка Андрей Мельниченко при поддержке прежнего министра по атомной энергетике Евгения Румянцева в декабре 2000 г. возглавил отраслевой Конверсбанк и заявил о планах объединить банки, сконцентрировав до 80% финансовых потоков предприятий Минатома. После отставки Румянцева весной 2001 г. атомщики при поддержке Альфа-банка начали борьбу за возврат контроля над "Конверсом". Война шла с переменным успехом, но неделю назад представители группы МДМ заявили, что "конфликт исчерпан", МДМ удалось довести свой пакет в "Конверсе" до 85% и выйти победителем. Это заявление, по-видимому, так взволновало президента Альфа-банка Петра Авена, что разговор с "Ведомостями" он начал, не дожидаясь вопросов.
- Вы написали, что мы капитулировали, а победил МДМ. Все наоборот на самом деле.
- Но ведь Мельниченко получил Конверсбанк.
- Мы были не против покупки Конверсбанка Мельниченко. Но на честном конкурсе. Не может быть такой ситуации, чтобы благодаря использованию административного ресурса и договоренности с предыдущим министром [атомной энергетики Евгением Адамовым] Мельниченко принадлежала часть "Конверса". Это несправедливо. Если ты хочешь купить Конверсбанк, он должен быть не украден, а куплен за справедливую цену. Покупай все, и пусть Минатом оттуда уйдет. Потому что контроль частного банка над государственным отраслевым банком дает конкурентные преимущества. Деньги приходят в Конверсбанк, а попадают в МДМ, потому что вы, мол, якобы партнеры с Минатомом.
Сейчас все деньги отрасли оттуда ушли, Минатом не имеет к Конверсбанку почти никакого отношения, а МДМ - никаких конкурентных преимуществ. Последние 13,5% акций [принадлежащие двум ГУПам - Ангарскому ЭХК и Красноярскому ЭХЗ] будут переданы в Минимущество. Все остальное же Мельниченко купил, заплатив реальную цену. Более того, мы создали условия конкурса. Мы сказали: Альфа-банк готов купить акции [ "Конверса"] у ТВЭЛа, но если МДМ заплатит реальную цену - пусть покупает.
- Но было объявлено, что Альфа-банк купил акции у ТВЭЛа.
- Мы договорились об их покупке, но не добивались этого. И после всех наших игр МДМ купил эти акции по адекватной цене ($12 млн. - "Ведомости"). Теперь он купит по адекватной цене акции у Минимущества. Никто, кроме Мельниченко, акции покупать не будет, но цена будет честная. Минимущество заставит его вернуть все активы, включая здание [Конверсбанка, где теперь офис группы МДМ]. Потом пусть покупает акции. Он уже потратил минимум $50 - 60 млн, больше $20 млн - за последний месяц. Он купил в честной конкурентной борьбе Конверсбанк, в котором нет Минатома. Это именно то, чего мы хотели.
- Схема с ТВЭЛом больше похожа на корпоративный шантаж.
- Нет. Мы лишь хотели создать конкурс. И использовали возможность покупки акций у ТВЭЛа как механизм давления на МДМ. Если бы мы этого не сделали, он купил бы Конверсбанк за копейки. Мы добились того, что ни у кого - я имею в виду Мельниченко - нет преимуществ на рынке обслуживания атомщиков. Потому что никто не имеет доли в отраслевом банке - нет такого отраслевого банка больше.
- У Альфа-банка осталась в "Конверсе" доля меньше 1%.
- У нас столько, чтобы заставлять МДМ честно покупать [акции Конверсбанка]. Конфликт закончится тогда, когда МДМ честно купит оставшиеся акции, а не украдет их у Минимущества.
- Значит, война из-за Конверсбанка еще не закончилась?
- Мы не воюем. У нас нет цели с кем бы то ни было воевать и нет личных антипатий к Андрею Мельниченко. Сильный, рыночный МДМ-банк был бы только полезен Альфа-банку, ведь конкуренция способствует развитию банков. Минатом - огромная организация, с миллиардными оборотами. Мы не можем в одиночку работать с Минатомом, ни у кого нет миллиардов долларов, чтобы его кредитовать. Минатом должны обслуживать несколько банков, но на конкурентной основе.
- Кто платил за бесконечные судебные разбирательства с МДМ?
- Мы. У Альфа-банка достаточно большие доходы, и мы можем позволить себе потратить какие-то деньги на борьбу за свои принципы. А если быть практичным, то устранение конкурентных преимуществ МДМ в конечном итоге для нас выгодно. Мы, конечно, эти деньги отобьем - вдлинную, работая с Минатомом. По сравнению с началом 2001 г. мы с министерством работаем намного больше. Общее количество клиентов выросло с 20 до 53. Кредитный портфель увеличился с $50 млн до $184 млн, общий объем рисков, включая кредиты, вырос со $150 млн до $679 млн. Это не монополия, мы готовы и хотим, чтобы там работали и другие банки.
- Государство в 1999 г. с помощью кредита АРКО в 1 млрд руб. помогло Альфа-банку поддержать ликвидность. ..
- Извините, это полная чушь. Государство не помогло Альфа-банку, это никакого отношения к ликвидности не имело.
- Но это следовало из вашей переписки с ЦБ и АРКО. Хорошо: государство выделило Альфа-банку кредит на нерыночных условиях [под 50% ставки рефинансирования и под залог 25% акций], создав те же конкурентные преимущества.
- Плохо, что это было сделано без конкурса и что деньги выделили только Альфа-банку. Мы с самого начала говорили, что нужно дать деньги еще кому-нибудь. История была следующая: когда мы узнали, что деньги получают Гусинский, Смоленский и прочие умирающие банки, мы возмутились - а почему мы не получаем кредиты? Мы живем, развиваемся - кому лучше деньги давать?! И под нашим давлением совершенно справедливо кредит дали Альфа-банку - чтобы мы открывали филиалы в экономически неблагоприятных регионах. Мы открывали филиалы по списку АРКО там, где, кроме Сбербанка, больше никого нет, создавали конкурентную среду.
- Вы ведь еще не полностью погасили кредит АРКО, значит, до сих пор сами пользуетесь конкурентным преимуществом.
- Мы были бы рады, если бы кто-то еще получил это преимущество. Такая программа и сейчас была бы полезна, только надо проводить тендер по регионам. Для нас это гуманитарный проект, который уже никакого отношения к нашему бизнесу не имеет. У Альфа-банка дневные остатки на счетах - $2 млрд, поэтому $40 млн - это символическая сумма.
- Вы жаловались, что Альфа-банку тяжело конкурировать со Сбербанком. Как вы сейчас себя ощущает и не пугает ли вас перспектива создания еще одного супербанка на базе ВТБ и ВЭБа?
- Пугает. Я считаю, что это, как минимум, спорное решение. В стране главная проблема банковского сектора - неконкурентная среда. На федеральном уровне это Сбербанк и Внешторгбанк. Мне сложно их винить - это хорошие банки, просто исторически так сложилось, это наследство нашего социалистического прошлого. И по-прежнему считается, что государственное лучше, чем частное. Поэтому госбанки, безусловно, имеют преимущество перед частными - это касается денег армии, пенсионеров. С другой стороны, на региональном уровне, практически у каждого губернатора есть свой банк, который тоже имеет целый ряд преимуществ. Это фундаментальная проблема. Как только в общественном сознании частные банки встанут на один уровень с государственными, будет хорошо.
- Но пока Альфа-банку, как и другим частным банкам, не удается конкурировать со Сбербанком. ..
- Ну как же не удается - наша доля растет, а их падает. Но только у нас порядка 2,5% вкладов населения, а у них 73%. У нас 90 отделений - у них 20 000. Отличная конкуренция!
- Ваши сотрудники говорят, что Альфа-банк теперь вместо открытия филиалов с нуля собирается скупать и присоединять региональные банки. Почему вы изменили стратегию и где будете покупать банки?
- Одно другого не исключает, нам важно только одно - доля Альфа-банка на рынке банковских услуг. Наша доля постоянно растет, и сегодня по России в целом она превышает 11% , мы рассчитываем довести этот показатель до 20%.
Альфа-банк и раньше покупал региональные банки, однако сейчас правление банка и топ-менеджеры, которые занимаются этим направлением, считают такую стратегию более целесообразной. У нас сейчас лежит больше двух десятков предложений о покупке банков в разных регионах страны, сколько "выстрелит", пока трудно сказать.
- Как банкиры собираются решать проблему "СИБУРа", угроза банкротства компании, по вашему мнению, реальна или это способ давления, чтобы заставить кредиторов списать большую часть задолженности "СИБУРА"?
- У Альфа-банка осталась неурегулированной задолженность "СИБУРа" примерно на $70 млн. Я уверен, что долги компании будут реструктурированы, Альфа-банку и остальным кредиторам все выплатят.
- Откуда такая уверенность?
- От информированных источников.
- Угроза банкротства "СИБУРа" реальна?
- Нам это неинтересно, я уверен, что мы в любом случае кредит переоформим. Уверен, что вопрос с "СИБУРом" будет решен в ближайшее время, дефолта не будет.
- Банкиры часто жалуются на падение рентабельности бизнеса.
- В Альфа-банке мы этого не замечаем. В 2001 г. доходность банка на среднегодовой капитал была 42%. В этом году мы забюджетировали 28%. Для примера, по итогам 2001 г. доходность на среднегодовой капитал по Восточной Европе была на уровне 15 - 20%. Низкая рентабельность - надуманная проблема. Я уверен, что у нормальных банков - к примеру, МДМ и Промстройбанка - с рентабельностью все в порядке.
- Еще одна популярная тема - продажа Альфа-банка. В прошлом году Фридман сказал, что он готов продать банк, если будет хорошее предложение. Сколько, по мнению акционеров, стоит Альфа-банк?
- Это теоретический вопрос, на который достаточно просто ответить. Банки торгуются с коэффициентом 1,5 - 2,5 [к капиталу], иногда - до 3 - 4. В этом диапазоне мы будем обсуждать цену, наверное. Но пока никто в жизни не выказывал интереса купить Альфа-банк, не было ни одного предложения о покупке.
О банке
Альфа-банк основан в 1991 г. и входит в консорциум "Альфа-групп". Его основные акционеры - кипрская Alfa Capital Holdings Ltd. и пять ООО, учрежденных Alfa Bank Holdings Ltd. По данным S&P, контрольным пакетом банка "владеет небольшая группа частных лиц": акции "пяти основных акционеров, создавших Альфа-банк" управляются "с помощью сложной системы офшорных компаний". Персонал банка - 7000 человек, 60% которых работает в филиалах, число которых вместе с отделениями в Москве и регионах - почти 90. У Альфа-банка есть дочерний банк в Башкирии, Казахстане, на Украине и в Нидерландах, представительства в Татарстане, Великобритании и США. Его бизнес делится на три основных блока: коммерческих продуктов, инвестиционный и управления активами. Число корпоративных клиентов банка - более 30 000, частных С около 250 000. Чистая прибыль по МСФО за 2001 г. составила $85 млн, активы С $2,7 млрд, собственный капитал С $278 млн, кредитный портфель С $1,5 млрд. По данным ЦЭА "Интерфакс" за I квартал 2002 г. , банк занимает второе после Сбербанка место по объему частных депозитов (16,4 млрд руб. ) , четвертое - по активам (103,8 млрд руб. ) и капиталу (22,3 млрд руб. ) , девятое - по прибыли до налогов (340 млн руб. ).
Биография
До прихода в Альфа-банк Петр Авен занимался научной работой и весьма успешно продвигался по чиновничьей лестнице. Авен родился в Москве в 1955 г. В 1977 г. закончил экономический факультет МГУ, в 1980-м - аспирантуру университета, получив степень кандидата экономических наук.
В 1981 - 1988 гг. Авен работал младшим и старшим научным сотрудником ВНИИ системных исследований АН СССР, а до 1991 г. был советником МИД СССР и работал по контракту в Международном институте прикладного системного анализа (Лаксенбург, Австрия). Осенью 1991 г. Авен вошел в состав "правительства реформ" Егора Гайдара в качестве председателя Комитета внешнеэкономических связей (КВЭС) , первого замминистра иностранных дел РСФСР. В январе 1992 г. возглавил МВЭС России, в июле был назначен зампредседателя Валютно-экономической комиссии правительства, но через шесть месяцев подал в отставку.
В декабре 1993 г. Авен был избран депутатом Госдумы, но через месяц отказался от мандата ради работы в Альфа-банке, где ему был предложен пост президента. Авен - глава совета директоров ЗАО "СТС" и Golden Telecom, член попечительского совета Российской экономической школы и Большого театра. Автор статей и книг по эконометрике и проблемам реформирования сельского хозяйства, коллекционирует картины художников Серебряного века.