Минфин покусился на «священную корову» губернаторов
FLB: На «информационную открытость» из региональных бюджетов в 2014 году собираются потратить более 33 млрд рублей
"«Только не с формулировкой «затраты на имидж и пиар»
Правительство продолжает политику сокращения бюджетных расходов губернаторов на красивую жизнь. В Министерстве финансов разрабатывается инициатива по оптимизации региональных расходов на информационное обеспечение деятельности губернаторов. Как рассказал «Известиям» собеседник в правительстве.
Ведомство Антона Силуанова готовит предложения, согласно которым главы регионов не смогут заказывать за счет государственного бюджета дорогостоящие материалы в различных СМИ, за исключением газет, журналов, телерадиоканалов, которые финансируются региональным бюджетом. При этом чиновник пояснил, что этот запрет действует, если на балансе субъекта федерации уже находится СМИ, которое и так работает на власть. В этом случае губернатор уже не сможет тратить бюджет на имидж и пиар в других изданиях . Однако это не означает, что региональным СМИ откажут в финансовой поддержке.
— Некоторые губернаторы тратят сотни миллионов, а зачастую и миллиарды, скупают полосы во всех СМИ и публикуют материалы о том, какие они хорошие. Это надо прекратить. Если есть у тебя региональное подконтрольное издание, то оно и работает на твой имидж. Финансовая поддержка других СМИ не под запретом, только не с формулировкой «затраты на имидж и пиар », — пояснил источник.
Напомним, что руководители субъектов РФ до 1 февраля должны принять меры по оптимизации расходов на информационное освещение деятельности органов госвласти российских регионов .
Соответствующие рекомендации высшим должностным лицам субъектов РФ содержатся в перечне поручений президента Владимира Путина по итогам конференции ОНФ, состоявшейся в декабре прошлого года, сообщал недавно «Интерфакс»
Причем главы регионов должны представить доклад о принятых мерах по оптимизации расходов. Первый доклад на эту тему Минфин должен подготовить к 1 апреля и далее представлять его раз в полугодие .
Поводом стала декабрьская дискуссия с движением «Народный фронт — за Россию» (ОНФ), представители которого пожаловались президенту на расточительность губернаторов. Эксперты отмечают, что контроль за тратами на прессу станет инструментом точечного давления на неугодных глав субъектов, отмечает «Коммерсантъ».
А незадолго до этого состоялось закрытое совещание с заместителями губернаторов, отвечающими за внутреннюю политику, на котором глава администрации президента Сергей Иванов назвал недопустимым, когда в рамках так называемого освещения деятельности губернатора его поездки в «детские сады и на стройку» преподносятся как новости, и призвал «не обманывать народ», сообщает Slon
По данным сопредседателя центрального штаба ОНФ Ольги Тимофеевой, в той же Сахалинской области на СМИ в 2014 году выделяется 200 млн руб., а на содержание профильного ведомства — в четыре раза больше . «Большинство же СМИ получают от региональных и местных властей копейки. Да и те используются скорее для того, чтобы заблокировать нежелательную информацию, закрыть местным работникам массмедиа рот»,— говорит она. До появления доклада Минфина называть конкретные регионы в ОНФ не стали, пишет «Коммерсантъ».
«Продуктом журналистики должна быть не глянцевая, лакированная действительность, не парадные портреты чиновников, а объемная, полноценная, достоверная картина происходящего, - убеждена Ольга Тимофеева. - Картина, отражающая весь спектр мнений, информирующая граждан о самых важных и актуальных вопросах, которые напрямую их касаются. Конкретные дела и прямое общение с людьми сделают больше, чем любой PR-бюджет… Люди в регионах и журналисты должны четко знать, сколько именно из бюджета тратится на поддержку СМИ (федеральных, региональных, муниципальных), а сколько - на чиновников, которые работают с журналистами. Точно так же необходимо прояснить финансовую картину в сфере информирования граждан. Сейчас в одном регионе такие траты в расчете на одного жителя могут составлять менее 100 рублей, а в другом - 2000 и даже 5000 рублей, причем цифры напрямую не коррелируют с уровнем экономического благополучия региона . СМИ играют важную социальную функцию в нашем обществе, и любые элементы давления на них недопустимы. В том числе недопустимо и финансовое давление, установление зависимости материальной помощи массмедиа от их редакционной политики. ОНФ будет следить за такими случаями в регионах и оказывать журналистам поддержку», пишут «Четыре пера».
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на церемонии вручения премий правительства РФ в области СМИ за 2013 год прямо сказал, что региональные СМИ должны становиться независимыми от местных властей . По его мнению, «очень важно, чтобы региональные СМИ в большей степени переходили в частные руки».
Между тем в ОНФ «Ъ» пояснили, что «Фронт» «работает системно, и индекс расточительности касается не только губернаторов, а всех, кто выставляет заявки на госзакупки ».
Так, 15 января в отставку был отправлен глава Челябинской области Михаил Юревич, который собирался потратить на личную охрану 130 млн руб. из бюджета, что также вызвало недовольство ОНФ. Лишние траты на охрану были выявлены по тендеру, объявленному 21 ноября администрацией президента Бурятии Вячеслава Наговицына (7,5 млн руб.). Еще 14 регионов, по данным ОНФ, злоупотребляют чартерными авиаперевозками. Руководство Вологодской области за два последних года потратило на них 86 млн руб., Красноярского края — 52 млн, Мордовии — 31 млн, Коми — 25 млн руб. Активно летают чартерами сотрудники администраций Пензенской, Иркутской, Сахалинской областей, Ханты-Мансийского и Ненецкого автономных округов, Хакасии, Якутии, Удмуртии, Татарии и Приморского края. "Даже двух губернаторов хватает, чтобы принимать решения на федеральном уровне. Их бюджетные траты находятся за гранью здравого смысла. Как тут не обращаться напрямую к президенту?" — заявил "Ъ" член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов.
Законопроект ожидает своего обсуждения и принятия. Однако пока в бюджеты регионов заложены немалые суммы на лакировку руководителей и лоббирование интересов администраций.
Почем «имидж губернатора»?
Обзор отчетов об исполнении бюджетов регионов в части расходов за 10 месяцев 2011, 2012 и 2013 годов показывает: средний темп роста расходов на СМИ – 110,7%, посчитала для Slon эксперт Центра фискальной политики Дарья Андреева. «Субъективное объяснение – что это политика региональных властей. Конечно, доля расходов на СМИ в общих расходах бюджетов крайне мала – 1–2%. Но наращивать расходы на прессу в условиях сокращения доходной базы – шаг, мягко говоря, опрометчивый», – говорит она. Общий дефицит региональных бюджетов в следующем году вырастет с нынешних 74 млрд до 674 млрд, пишет Slon.
Столько денег тратится на «имидж губернатора»
2013
2012
2011
2013 к 2012
2013 к 2011
Субъект
Исполнено, млн руб.
Доля
Ранг РФ
Российская Федерация
32 201.913
0.49%
29 090.620
24 401.160
110.7%
132.0%
Дальневосточный федеральный округ
1 993.169
0.40%
1 860
1 603
107.2%
124.3%
Амурская область
132.581
0.24%
60
146.461
102.399
90.5%
129.5%
Еврейская автономная область
22.819
0.23%
61
22.591
21.686
101.0%
105.2%
Камчатский край
54.876
0.12%
78
26.198
24.991
209.5%
219.6%
Магаданская область
90.225
0.38%
30
85.125
56.715
106.0%
159.1%
Приморский край
197.828
0.26%
54
222.625
224.442
88.9%
88.1%
Республика Саха (Якутия)
842.732
0.69%
12
761.103
711.433
110.7%
118.5%
Сахалинская область
173.801
0.25%
59
162.130
122.869
107.2%
141.5%
Хабаровский край
384.149
0.49%
22
342.248
250.010
112.2%
153.7%
Чукотский автономный округ
94.161
0.56%
19
91.600
88.852
102.8%
106.0%
Приволжский федеральный округ
3 803.737
0.38%
4 441
3 344
85.6%
113.7%
Кировская область
92.376
0.21%
63
79.528
71.131
116.2%
129.9%
Нижегородская область
366.515
0.31%
44
377.586
358.471
97.1%
102.2%
Оренбургская область
114.653
0.17%
70
88.828
93.708
129.1%
122.4%
Пензенская область
129.387
0.30%
46
127.685
87.877
101.3%
147.2%
Пермский край
21.435
0.02%
83
17.637
10.678
121.5%
200.7%
Республика Башкортостан
961.026
0.74%
8
1 059.240
917.605
90.7%
104.7%
Республика Марий Эл
76.990
0.38%
31
83.885
77.336
91.8%
99.6%
Республика Мордовия
121.062
0.41%
27
148.444
128.889
81.6%
93.9%
Республика Татарстан (Татарстан)
1 060.674
0.69%
11
1 552.359
775.211
68.3%
136.8%
Самарская область
414.507
0.35%
34
432.803
406.664
95.8%
101.9%
Саратовская область
91.288
0.14%
76
89.446
78.599
102.1%
116.1%
Удмуртская Республика
145.080
0.27%
53
177.630
158.540
81.7%
91.5%
Ульяновская область
125.464
0.34%
38
118.147
101.624
106.2%
123.5%
Чувашская Республика – Чувашия
83.281
0.25%
56
88.335
78.214
94.3%
106.5%
Северо-Западный федеральный округ
2 211.650
0.32%
1 747
1 818
126.6%
121.6%
Архангельская область
113.924
0.19%
68
79.899
105.949
142.6%
107.5%
Вологодская область
186.127
0.42%
26
148.062
199.026
125.7%
93.5%
г. Санкт-Петербург
949.531
0.33%
39
694.534
762.244
136.7%
124.6%
Калининградская область
87.708
0.23%
62
72.812
42.571
120.5%
206.0%
Ленинградская область
140.318
0.20%
66
137.028
122.387
102.4%
114.7%
Мурманская область
97.941
0.21%
64
87.660
76.210
111.7%
128.5%
Ненецкий автономный округ
171.931
1.37%
2
109.019
72.386
157.7%
237.5%
Новгородская область
99.825
0.39%
29
53.523
85.432
186.5%
116.8%
Псковская область
74.421
0.31%
45
66.523
70.525
111.9%
105.5%
Республика Карелия
84.102
0.29%
48
76.392
113.985
110.1%
73.8%
Республика Коми
205.825
0.36%
33
221.669
168.247
92.9%
122.3%
Северо-Кавказский федеральный округ
1 592.298
0.63%
1 388
1 355
114.7%
117.5%
Кабардино-Балкарская Республика
244.143
1.20%
4
162.837
186.865
149.9%
130.7%
Карачаево-Черкесская Республика
45.448
0.32%
43
43.958
38.770
103.4%
117.2%
Республика Дагестан
440.931
0.70%
10
355.770
309.430
123.9%
142.5%
Республика Ингушетия
97.650
0.63%
14
46.913
34.826
208.2%
280.4%
Республика Северная Осетия – Алания
68.220
0.36%
32
73.795
66.737
92.4%
102.2%
Ставропольский край
84.638
0.12%
79
85.022
89.495
99.5%
94.6%
Чеченская Республика
611.268
1.35%
3
620.349
629.156
98.5%
97.2%
Сибирский федеральный округ
1 993.748
0.26%
1 853
1 688
107.6%
118.0%
Алтайский край
188.870
0.29%
50
163.296
144.671
115.7%
130.6%
Забайкальский край
28.088
0.07%
82
28.112
32.901
99.9%
85.4%
Иркутская область
184.984
0.19%
69
158.069
97.232
117.0%
190.2%
Кемеровская область
152.642
0.15%
72
156.934
123.826
97.3%
123.3%
Красноярский край
386.351
0.25%
58
381.704
412.539
101.2%
93.7%
Новосибирская область
392.216
0.35%
37
319.301
276.652
122.8%
141.8%
Омская область
340.503
0.50%
21
356.213
344.306
95.6%
98.9%
Республика Алтай
36.346
0.33%
41
30.655
29.860
118.6%
121.7%
Республика Бурятия
56.940
0.15%
71
62.228
48.263
91.5%
118.0%
Республика Тыва
23.483
0.14%
75
18.218
17.298
128.9%
135.8%
Республика Хакасия
146.850
0.71%
9
124.860
104.516
117.6%
140.5%
Томская область
56.474
0.13%
77
54.069
56.852
104.4%
99.3%
Уральский федеральный округ
4 721.614
0.67%
4 042
3 243
116.8%
145.6%
Курганская область
24.911
0.09%
81
41.434
49.032
60.1%
50.8%
Свердловская область
1 032.625
0.58%
16
390.840
312.117
264.2%
330.8%
Тюменская область
475.971
0.43%
25
570.487
443.339
83.4%
107.4%
Ханты-Мансийский автономный округ
991.373
0.58%
17
1 006.070
826.909
98.5%
119.9%
Челябинская область
122.079
0.11%
80
123.045
109.043
99.2%
112.0%
Ямало-Ненецкий автономный округ
2 074.654
1.81%
1
1 910.434
1 503.094
108.6%
138.0%
Центральный федеральный округ
13 961.245
0.66%
12 243
10 009
114.0%
139.5%
Белгородская область
174.856
0.26%
55
161.781
143.425
108.1%
121.9%
Брянская область
54.179
0.14%
73
40.955
39.263
132.3%
138.0%
Владимирская область
57.899
0.14%
74
58.873
41.148
98.3%
140.7%
Воронежская область
243.193
0.32%
42
187.006
162.340
130.0%
149.8%
г. Москва
9 916.882
0.87%
5
8 485
6 898
116.9%
143.8%
Ивановская область
87.037
0.29%
49
79.855
73.688
109.0%
118.1%
Калужская область
275.782
0.65%
13
195.042
233.674
141.4%
118.0%
Костромская область
119.786
0.56%
18
114.153
113.303
104.9%
105.7%
Курская область
90.089
0.25%
57
98.096
128.034
91.8%
70.4%
Липецкая область
208.756
0.54%
20
203.435
179.126
102.6%
116.5%
Московская область
1 918.191
0.62%
15
1 777
1 352
107.9%
141.8%
Орловская область
81.472
0.33%
40
78.294
91.232
104.1%
89.3%
Рязанская область
139.442
0.35%
35
130.276
114.470
107.0%
121.8%
Смоленская область
68.342
0.20%
65
63.507
54.522
107.6%
125.3%
Тамбовская область
100.178
0.28%
52
97.588
107.147
102.7%
93.5%
Тверская область
161.903
0.35%
36
139.386
149.989
116.2%
107.9%
Тульская область
98.762
0.20%
67
109.595
88.773
90.1%
111.3%
Ярославская область
164.497
0.30%
47
223.035
38.081
73.8%
432.0%
Южный федеральный округ
1 924.452
0.42%
1 513
1 336
127.1%
144.0%
Астраханская область
243.007
0.75%
7
46.012
42.868
528.1%
566.9%
Волгоградская область
296.446
0.41%
28
250.196
290.710
118.5%
102.0%
Краснодарский край
878.089
0.44%
24
798.697
632.779
109.9%
138.8%
Республика Адыгея (Адыгея)
111.700
0.87%
6
102.358
99.876
109.1%
111.8%
Республика Калмыкия
41.437
0.46%
23
40.099
47.639
103.3%
87.0%
Ростовская область
353.772
0.28%
51
276.172
222.985
128.1%
158.7%
Источник: info.minfin.ru
Таким образом, на СМИ стали существенно больше тратить в этом году в Оренбургской (129%), Архангельской (142,6%), Брянской (132%), Воронежской (130%), Ростовской (128%) областях, в Санкт-Петербурге (136,7%), Кабардино-Балкарии (208,2%), Ямало-Ненецком автономном округе (158%), Камчатке (209%), Ингушетии (208%), но больше всего траты в Свердловской (264,2%) и Астраханской областях (528,1%), отмечает издание.
На что же именно тратятся деньги?
Как правило, официально в бюджетах прописывается, что эти деньги идут, например, на «создание телевизионных программ, газетных публикаций, поддержку убыточных муниципальных газет и телекомпаний, обеспечение работы единственной региональной телекомпании, публикацию материалов, направленных на повышение туристической, инвестиционной и демографической привлекательности региона и так далее.
Часть средств стандартно расходуется на « создание благоприятного инвестиционного климата», куда включаются договоры с ведущими информационными агентствами страны, которые в свою очередь получают заказ на освещение через сайт госзакупок.
Как говорит руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, некоторые регионы действительно тратят деньги на косвенную агитацию и СМИ получают под выборы огромные контракты. А есть регионы, где деньги тратятся на конкретные социальные инициативы по поддержке определенных социальных групп, а СМИ и так «построены».
Однако, как правило, это те регионы, где прошли выборы или будут, либо где проблемы с имиджем.
Например, в Астраханской области – выборы, в Петербурге у Полтавченко проблемы с имиджем, в Кабардино-Балкарии выборы в следующем году плюс там шла борьба с силовиками, в Ингушетии были выборы, заканчивались полномочия, в Свердловской области проводили выборы мэра Екатеринбурга, в Брянской готовятся в следующем году к выборам областного парламента, в Воронежской прошли выборы мэра, в следующем году выборы губернатора, в Астраханской – застарелый конфликт, выборы мэра и губернатора, в Ростовской области прошли выборы в заксобрание. В Оренбурге и на Камчатке, возможно, готовятся к досрочным выборам губернатора. Но по общему тренду совершенно очевидно, что там, где вроде как поддерживают прессу, на самом деле пиарят губернатора», – говорит Кынев.
А судя по тратам на СМИ в течение последних лет, можно заметить постепенный их рост после прихода нового губернатора, которому нужно с нуля завоевывать лояльность жителей области.
Так, например, было в Волгоградской области после назначения губернатором Сергея Боженова в 2012 году: в 2012-м было 334 млн рублей, в 2013-м - 428 млн, а на 2014-й запланировано около 308 млн.
В Челябинской области после назначения Михаила Юревича в апреле 2010 года: в 2011 году на информационную поддержку потрачен 121 млн, в 2012-м – 187 млн, в 2013-м - 202 млн. Однако перегнать губернаторов Свердловской области Евгения Куйвашева и главы Астраханской области Александра Жилкина Юревичу не удалось. Там соответственно рост расходов на PR увеличился в 2,6 и 5,28 раза.
В Свердловской области только за 10 месяцев 2013 года было потрачено около миллиарда рублей.
Рост расходов бюджетных денег на СМИ связан не только с назначением нового губернатора, нуждающегося в укреплении позиций, но и с проведением выборов. Например, Ярославская область, где в 2012-м прошли выборы мэра и городского совета Ярославля, а в 2013-м областного, цифры такие: в 2011-м – 51,47 млн рублей, в 2012-м уже 123 млн, в 2013-м – 205 млн к концу года.
А губернатору, пришедшему в регион на смену еще не потерявшему влияния предшественнику, все-таки придется потратиться на прессу из регионального бюджета. В Новосибирской области губернатор Василий Юрченко, назначенный в 2010-м, не стал в первые годы заметно увеличивать расходы на СМИ (в 2011 году – 350,6 млн, в 2012-м – 393,09 млн). В 2012-м, после того как Юрченко столкнулся с резким неприятием местных элит, а в городе и по области был получен один из самых слабых результатов «Единой России» на выборах в Госдуму, меняется вице-губернатор и команда, отвечающие за работу во внутренней политике и со СМИ. В регионе начинается политика задабривания СМИ, выстраиваются новые структуры, растет финансирование местного ВГТРК, рассказывает источник Slon, близкий к администрации области. По его словам, новый ответственный вице-губернатор Виктор Козодой лично ездил к генеральному директору ВГТРК Олегу Добродееву договариваться о смене политики: местное телевидение якобы находилось под влиянием бывшего губернатора области, а сейчас полпреда в Сибири Виктора Толоконского. В итоге в 2013-м траты должны вырасти до 569,6 млн, хотя изначально закладывали 481 млн, пишет Slon.ru.
Кстати, не надо забывать, что эти цифры могут «гулять», что, как правило, выливается в так называемые «поправки» к бюджету.
Любопытно, что в Кемеровской области, где многие критики губернатора Амана Тулеева называют управление регионом «авторитарным», это соотношение равно 0,43%. Население Ингушетии составляет 442 тысячи человек против 1,3 млн в Чечне – разница в три раза, а разница трат на СМИ (142 млн в этом году против 1 млрд) в семь раз, отмечает Slon.ru.
Миллиардные суммы тратит на СМИ и бюджет Московской области: в 2011-м было 1,8 млрд рублей, сейчас потрачено больше 1,9 миллиарда. Существенную часть «съедает» телеканал «Подмосковье». Согласно этому лоту на сайте госзакупок, Минэкономики Московской области на следующий год планирует потратить почти 1,5 млрд рублей как раз на телеканал «Подмосковье».
Растут траты на СМИ и в Санкт-Петербурге. Уже потрачено за 10 месяцев 949 млн против 694 млн за аналогичный период в прошлом году, всего к концу года расходы на СМИ могут составить больше полутора миллиардов рублей, что приведет к резкому росту в сравнении с прошлым годом.
За кулисами бюджетного PR
Однако это были только официальные расходы, легальный кусок в бюджете, проходящий по статьям «информирование о деятельности госорганов», «создание привлекательного инвестиционного климата в регионе» и «финансовая поддержка региональных и местных СМИ».
Сколько в регионе тратится на нанятых для губернатора сторонних пиарщиков, точно подсчитать невозможно. Часто функционал разводится: за пиар для жителей региона отвечает один человек, а для федерального центра – другой. «Все-таки когда речь о федеральных СМИ заходит, стараются пиарщиков брать не местных », – рассказал Slon один из работающих на губернатора политтехнологов.
Есть несколько губернаторов, которых ведут известные московские политологи . По словам главы «Минченко Консалтинг» Евгения Минченко, это работа вплоть до «выстраивания отношений с федеральными элитами, вплоть до лоббизма с федеральными чиновниками ». «Мы работаем или со стратегическим политическим планированием глав регионов, или с лоббистскими проектами, или в качестве аудиторов той работы, которую ведет команда губернатора», – говорит он.
По мнению опрошенных Slon политтехнологов, ценник на услуги зависит от региона, задач и щедрости губернатора: услуги на обычный консалтинг не в «военное», предвыборное время стоят примерно от 20 тысяч долларов в месяц до миллиона долларов в год.
«Могут официально брать три-четыре тысячи долларов заработной платы в год, а за год стать миллионером – на откатах за услуги подрядчиков », – рассказывает другой политтехнолог. За советы по «очеловечиванию» образа губернатора Боженова местный бизнес платит около пятисот тысяч рублей в месяц каждому члену команды, рассказал Slon источник, близкий к администрации. Оплата проходит либо в форме черного нала, но это обычно в случае войны с местными элитами, когда много черного пиара, либо услуги пиарщиков оплачивает близкий к власти бизнес, получающий, в свою очередь, преференции от администрации. «Но иногда лучше бюджетные деньги, чем отдавать это на аутсорс бизнесу, который строит на такие деньги империю, а потом губернатор попадает в зависимость», – рассуждает Леонид Давыдов. Калачев приводит в пример свердловский портал Ura.ru как один из ресурсов, принадлежащих «финансово-промышленным группам в регионе, чья восторженность в отношении губернатора зависит от их отношений с ним».
Разница в форме оплаты работы пиарщиков зависит от финансового развития региона , говорит один из опрошенных Slon политтехнологов. «Понятно, что чем более в регионе развита финансовая сфера, чем больше все глобализованы и с банками на Кипрах, и в Люксембургах, тем больше элита привыкла к наличным деньгам », – рассказывает он.
Так, например, расходы бюджета Воронежской области по разделу «СМИ» составляют в 2014 году 381,1 млн рублей . Они складываются из четырех составляющих. Во-первых, субсидии телерадиокомпаниям с участием Воронежской области (а такая компания в регионе одна - «ТНТ-Губерния») - 95,5 млн рублей. Во-вторых, расходы на обеспечение деятельности изданий, учредителем (или соучредителем) которых выступает региональный департамент связи и массовых коммуникаций, - 170,5 млн. В-третьих, обеспечение информирования населения о работе Воронежской облдумы - 16,6 млн. В-четвертых, освещение деятельности органов государственной власти - 98,5 млн рублей.
С одной стороны, необходимость оптимизации расходов на СМИ может ударить по избирательной кампании губернатора Алексея Гордеева. С другой, понятно, что предвыборные PR-инвестиции включают в себя не только бюджетные источники, отмечают «Четыре пера».
Якутия игнорирует президента мегапроектно
Cудя по последним публикациям о планах в части информационной политики госвласти Якутии, оптимизация расходов на информационное освещение деятельности органов власти даже не предусматривается.
Вице-премьер правительства Якутии Александр Борисов, курирующий в правительстве работу со СМИ, на встрече с редакторами районных газет, состоявшейся на прошедшей неделе, с гордостью привел пример, что в то время как финансирование по многим статьям бюджета на 2014 год сокращено на 14-15%, субсидирование районных СМИ останется неизменным, сокращения расходов не будет . Если бы только это.
В условиях жесткой экономии средств департамент по делам печати и телерадиовещания и холдинг «Сахамедиа» заявили о запланированном новом масштабном проекте - объединенных выпусках республиканских газет «Якутия» (на русском), «Саха Сирэ» (на якутском) совместно с районными газетами. Со второго полугодии этого года решено запустить пилотный проект, в нем примут участие кроме «Якутии» и «Саха Сирэ» газеты Алданского, Ленского, Олекминского, Томпонского и Хангаласского районов(на русском языке) и СМИ Амгинского, Мегино-Кангаласского, Намского и Чурапчинского улусов (на якутском).
Объединенные выпуски будут печатать в Якутске и доставлять в районы. Авторы идеи заявили, что это не повлияет на подписную цену изданий, но умолчали, сколько дополнительно средств потребуется на подготовку таких номеров, их печать и доставку в районы республики .
В состав холдинга «Сахамедиа» вошло и Якутское Саха-информационное агентство, которое было создано еще в 1991 году, имеет накопленный за эти годы солидный фото и информационный архив. Именно это агентство одним из первых СМИ Якутии обзавелось собственным интернет-проектом. Так что, казалось бы, зачем изобретать велосипед, развивайте портал ЯСИА. Но на государственные средства создается еще одно СМИ - портал «Сахамедиа», который сейчас занимается лишь дублированием СМИ, входящих в холдинг. К примеру, в новостной ленте за 17 января нет ни одной информации, подготовленной самой редакцией нового СМИ, налицо только автоматическое копирование опубликованного на сайтах ЯСИА и «Якутии», пишет информационный портал SakhaNews .
Напомним, на поддержку печатных изданий, радио и телевидения в бюджете Якутии на 2014 год предусмотрено более 1 миллиарда рублей, но этого явно будет маловато... Так что, какая уж тут оптимизация!
Скандальный пиар Сахалина
Последним по времени скандалом, связанным с масштабными затратами на пиар главы региона, стала ситуация вокруг губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. Согласно структуре расходов областного бюджета Сахалинской области на 2014–2016 годы, на имидж главы региона планируется потратить 680 млн рублей. Этот документ является приложением к основному трехлетнему бюджету региона. По нему траты управления делами губернатора и правительства Сахалинской области составляют примерно 2,5 млрд рублей ежегодно. Также отдельной строчкой проходят расходы по общегосударственным вопросам — на них в течение трех лет каждый год будет выделяться 1,8–2 млрд рублей.
Руководитель Сахалинского отделения партии «Яблоко» Сергей Бых сообщил «Известиям», что власти области до сих пор не предоставили обществу информации, на что именно будут тратиться 681 млн рублей бюджетных средств.
— Это бюджет на 2014–2016 годы, а через два года у нас как раз будут выборы губернатора. Пока непонятно, на что именно они собираются тратить эти деньги. Нет никакой конкретики. Вначале были разговоры, что сумма пойдет на имидж губернатора, потом просто на имидж власти, — сказал Бых. — Но у нас независимых СМИ в области — 1–2 газеты. Остальные находятся под контролем губернатора, и в основном они заняты как раз улучшением его имиджа, информируют «Известия».
На конференции ОНФ 5 декабря сопредседатель центрального штаба «Фронта» Александр Бречалов особое внимание уделил Сахалинской области: «Закупка автомобиля на 8 млн руб., строительство гаража на 250 млн руб. и хит рейтинга — статья на улучшение имиджа губернатора на 680 млн руб.». Президент назвал эти расходы «самым большим ударом по рейтингу» губернатора Александра Хорошавина: «Ничего глупее придумать невозможно. Хоть бы по другой статье провели какой-то».
Челябинский тренд
Изрядно испортив свою репутацию, южноуральский губернатор Михаил Юревич до своей отставки решил подправить свой имидж. Но, как мы уже писали, это ему не помогло.
Для этого он разместил госзаказ № 0169200000313004676 «Оказание услуги по производству и распространению информационных материалов социально-экономической и общественно-политической направленности через средство массовой информации (далее СМИ) — печатное цветное тематическое приложение к федеральной ежедневной газете, распространяющейся на территории не менее трех субъектов Российской Федерации: город Москва, Республика Башкортостан, Уральский федеральный округ», на сумму 2 250 000,00 руб.
На заказ откликнулся «Коммерсантъ». В последнем номере приложения «Коммерсантъ.Guide» на 16-строничном цветном приложение рассказывается о процветание и благополучие Челябинской области, как точно определила «Новая газета» (№ 114) «регион покрыт толстым слоем глянца», отмечает UralDaily.ru.
Брянская область тратит на свой имидж меньше всех регионов ЦФО
В абсолютном значении расходы на СМИ в Брянской области в 2013 году— 54,179 млн. руб.. Это абсолютно последнее место в ЦФО и 73-е место в России. Для сравнения — в ближайшей в этом рейтинге Владимирской области тратится 57,899 млн. рублей, а в соседних Орловской и Смоленской областях — соответственно 81, 472 млн. и 68,342 млн. По относительной доле «медийных» затрат в расходной части бюджета субъектов Брянская область вместе с Владимирской находится на последнем месте в ЦФО с показателем 0,14 % . Для сравнения по России этот показатель составляет 0,49%, по ЦФО — 0,66%, в регионах-соседях: Смоленской области — 0,20%, Курской области – 0,25%, Орловской области — 0,40%, Калужской области – 0,65%.
Это при том, что в динамике за три последних года Брянская область продемонстрировала рост расходов на СМИ на уровне 138,0%. Между тем в целом по стране бюджетное финансирование СМИ также выросло — значение роста составило 132%, а по ЦФО — 139,5%, пишет воронежской портал «36on.ru»
Успешный Кобылкин
Безусловным лидером в этом вопросе остается Ямало-Ненецкий автономный округ. В прошлом году на информационную политику регион потратил более 2 млрд рублей. С этим некоторые эксперты, к слову, связывают такой успех губернатора Дмитрия Кобылкина в рейтингах эффективности. Взять, к примеру, самое свежее исследование – Фонда развития гражданского общества, по результатам которого Кобылкин был признан самым эффективным главой региона. Как отмечают авторы рейтинга, работу губернаторов оценивали не только по экономическим показателям (тут у Ямала, действительно, мало соперников), но учитывались и «оценки федеральными и региональными СМИ деятельности руководителя региона, мнения экспертного сообщества по результатам социологических исследований». Другие регионы «матрешки» на этом фоне выглядят намного скромнее: Югра за девять месяцев 2013 года выделила на информационное обеспечение органов власти 991,37 млн рублей, Тюменская область – 475,97 млн рублей, полагает «УралПолит.Ru»
Алтайское сглаживание
188 870 000 рублей потратил губернатор Алтайского края Александр Карлин в 2013 году на улучшение своего имиджа в СМИ. Такое "сглаживание морщин" стало на 25 миллионов дороже чем, в 2012 году.
При огромном дефиците Алтай является одним из лидеров по этому показателю во всей Сибири. Как будут скорректированы эти показатели после инициативы Минфина, трудно сказать. ИА «Атмосфера»
Край, имеющий не самый большой в Сибири бюджет и перспективу многократного роста дефицита, тратит на имидж губернатора больше среднесибирских показателей, и в условиях, когда соседи сокращают подобного рода расходы, Алтай их активно наращивает. К тому же, если взглянуть на сумму в 188 миллионов снизу, то становится ясно, на нее умудряется выживать средний по краевым меркам город. К примеру, бюджет Камня-на-Оби 211 миллионов рублей, при этом 79 миллионов из них пойдут на покрытие исковых требований, в том числе за долги по углю, пишет «Сибинфо».
Технологичный Ткачев
Уроки самопиара преподнес еще в 2012 году губернатор Краснодарского края, кода за бюджетные средства решил поправить свой имидж, изрядно подмоченный наводнением в Крымске. После трагедии в адрес администрации было немало критики: власти должным образом не предупредили местных жителей о надвигающейся стихии, а после бедствия не все получили полагающиеся компенсации.
Чтобы изменить негативное общественное мнение, кубанские власти стали тогда активно размещают в телеэфире и СМИ информацию о положительной деятельности администрации Краснодарского края, законодательного собрания, органов исполнительной власти, также только в положительном ракурсе освещались общественно-политические, социально-культурные события, происходящие в крае. В общей сложности краснодарскому руководству только за вторую половину 2012 года потребовалось 22 222 минуты — т.е. 15,4 суток эфирного времени на спутниковых каналах, обеспечивающих стопроцентное покрытие территории Краснодарского края и не менее 50 субъектов РФ. В частности, ежедневно (не менее шести раз в день по будням) в информационной передаче появлялись позитивные материалы о событиях в Краснодарском крае, в том числе о деятельности органов власти, а также интервью с чиновниками. Не менее одного раза в выходные такие ролики появлялись в еженедельной итоговой передаче. И не менее двух раз в месяц выходили информационные, аналитические, публицистические, спортивные и культурно-просветительские телематериалы о Кубани, а также ролики о том, как в крае выполняются национальные проекты и целевые программы. На все это во втором полугодии 2012 года было выделено аж 40 млн рублей!
В 2013 году эту пиар-компанию было решено активизировать, соответственно значительно увеличив и финансирование, писал «Южный рабочий».
***
На работу со СМИ, по данным ОНФ, из региональных бюджетов в 2014 году будет потрачено более 33 000 000 000 руб. Под видом обеспечения «информационной открытости и доступности деятельности органов власти», «господдержки СМИ», развития «информационного партнерства», как правило, происходит «реализация имиджевой политики» регионального начальства или финансирование чиновников пресс-служб и профильных министерств. Нередко сумма средств, выделенных по статье «СМИ», совпадает с объемом содержания таких ведомств.
Это наши налоги…
И это на фоне колоссального бюджетного дефицита, который испытывают практически все регионы.