FLB: В Ставропольском крае мутная схема отчуждения аэропорта начала реализовываться с сентября прошлого года. В ней были задействованы фирмы без истории и репутации
"Газета «Ставропольские губернские ведомости» на своих страницах публикует продолжение расследования журналиста Александра Емцова о сомнительных схемах увода краевой собственности, реализованной командой еще прежнего губернатора Ставропольского края.
«В статье «В нашем аэропорту пахнет воровством» за 30 октября с.г. я рассказал о сомнительной схеме увода краевой собственности, реализованной командой еще прежнего губернатора В. Зеренкова. Сначала ГУП «Международный аэропорт Ставрополь» был преобразован в одноименное ОАО с уставным капиталом всего 21 миллион рублей. В такую до смешного малую сумму оценили в нашем правительстве все его имущество. Тут нелишне вспомнить, что при правительстве В. Гаевского активы аэропорта оценивались в 400 миллионов рублей, то есть в сумму, в двадцать раз большую. Следующим шагом стала дополнительная эмиссия акций на 20 миллионов рублей, то есть на 48 процентов всего капитала. Их собственником каким-то волшебным, а самое главное тихим, образом стало ООО «Авиасервис», вроде оплачивающее в настоящее время ремонт аэропорта. Так наше краевое правительство по весьма мутной схеме отдало задешево почти половину этого стратегически важного для края предприятия. Чтобы представить масштабы потерь для края, достаточно знать, что то же правительство В. Гаевского планировало предложить инвесторам аэропорт по конкурсу со стартовой ценой полтора миллиарда рублей. И уже намечались участники этого конкурса.
Похоже, для новой власти все стало открытием
Уже после выхода статьи в краевом правительстве сказали, что новый губернатор В. Владимиров в курсе произошедшего и сейчас предпринимает усилия, чтобы вернуть аэропорт снова в стопроцентную краевую собственность. Однако судя по тому, что только в последние две недели все ведомства стали собирать информацию по аэропорту, для нынешнего состава правительства тема оказалась новой. Как бы там ни было, перспективы вернуть аэропорт в краевую собственность, если власть реально захочет это сделать, есть, и самые реальные. И в первую очередь налицо юридические основания. Хотя бы такой момент. Любая эмиссия или, там, продажа акций естественных монополистов - а аэропорты относятся к их числу, проводится с согласия антимонопольных структур. Но, судя по ответу на мой звонок руководителя управления МАП по Ставропольскому краю С. Никитина, никто в его орган за таким согласием не обращался. Так что здесь закон нарушен, и сам факт эмиссии, а также последовавшая за ним сделка по их передаче в счет задолженности могут быть оспорены в суде. К тому же сделка совершена без обязательного в таких случаях конкурса, что тоже является нарушением закона. 5 ноября на рабочем совещании в краевой думе по поводу аэропорта между депутатами разгорелась целая дискуссия. СМИ края рассказали о ней достаточно подробно. Отмечу лишь, что депутаты были единодушны в своем возмущении той хитроумной схемой, с помощью которой из краевой собственности за бесценок выводится такой жирный кусок. И запросили из министерства имущественных отношений полный отчет о сделке. Не знаю кого как, а меня не оставило ощущение, что депутаты знали о произошедшем больше, чем говорили. Ладно, правительство сплошь новое, но дума ведь старая! Слухи, что с нашим аэропортом все не очень чисто, идут давно. И исходят они, в том числе, и из депутатского корпуса. Мутная схема отчуждения аэропорта начала реализовываться с сентября прошлого года. По меньшей мере, странно, что депутаты не знали о ней, и толчком для обсуждения должна была стать публикация в газете. Добро на приватизацию дает дума, и уж по такому заметному объекту, как аэропорт, она могла бы отследить процесс до конца. Но, как бы то ни было, депутаты проявили самое заинтересованное отношение к теме. Как говорится, и на том спасибо. Позавчера, на очередном рабочем совещании, депутаты вернулись к теме. Ответ министерство имущественных отношений прислало, но из него ничего нельзя было понять. Никакой информационной составляющей он не несет. Представитель губернатора в думе С. Пустоселов заверил, что В. Владимиров изучает проблему и сделает все, чтобы вернуть аэропорт в собственность края. В ходе обсуждения некоторые депутаты начали требовать проведения комплексной проверки деятельности «дембельской» команды Зеренкова в последний период ее работы. Прозвучали и предложения к прокуратуре края разобраться в происходящем. Ну а пока депутаты ожидают реакции прокуратуры, расскажу о том, что еще удалось узнать нового об операции отъема аэропорта.
Ты виноват лишь тем, что хочется мне...
По словам бывшего руководителя аэропорта В. Ненашева, Зеренков положил глаз на его хозяйство чуть ли не с первых дней своего губернаторства. Сначала придрался, что на лужайке не растут розы, потом сделал эту тему чуть ли не главной на совещании со своим участием. С раздражением воспринимал информацию о перспективах развития аэропорта с привлечением иностранных инвесторов. Складывалось впечатление, что новому главе региона никакие инвестпроекты не нужны, у него на аэропорт совсем другие планы. В конце концов, Ненашеву предложили написать заявление, что он и сделал. Новым директором был назначен Н. Апальков. Вернее, возвращен. Тот самый Апальков, которого руководитель «Кавминводыавиа» В. Бабаскин уволил в бытность нахождения нашего аэропорта в составе этой компании. Поговаривали, то ли он украл, то ли у него украли три миллиона. Результаты возвращения Апалькова красноречивы: если его предшественник оставил 1,1 миллиона рублей прибыли, то уже через несколько месяцев, к сентябрю 2012 года предприятие имело 28 миллионов рублей убытков. Формальный повод для приватизации был создан: убыточность ГУПа. И эта убыточность стала инструментом для последующей махинации с оценкой. Взяли активы по остаточной стоимости, отняли от них убытки и получили искомый 21 миллион. При Гаевском в ходе разработки того самого инвестпроекта за полтора миллиарда рублей проектировщики исходили из того, что существующее здание аэровокзала является аварийным и не подлежащим реконструкции. На строительство нового пассажирского терминала планировалось израсходовать 400 миллионов рублей. Но команда Зеренкова плюнула на заключение проектировщиков и принялась за реконструкцию старого аварийного здания. И без того хлипкие стены избуравили, обвешали зеркальными стеклами... Не факт, что долго простоят. Финансовая схема проведения реконструкции - более чем причудливая. Тендеры на строительные работы объявляет аэропорт. Условие их абсолютно необычное для практики современного строительства - отложенные на два года расчеты за выполненные объемы. Понятно, что желающих немного. Но чужих, похоже, и не ждут. Все тендеры выигрывает ООО «Спецэлеваторстрой». Что-то делает само, но на основные работы нанимает субподрядчиков. Чем с ними рассчитывается? А вот тут и возникает в нашей схеме «кошелек» - то самое ООО «Авиасервис», счастливый нынешний собственник 48 процентов акций аэропорта. Именно оно, похоже, платит «Спецэлеваторстрою», получая взамен договора уступки права требования. Они-то и позволяют предъявлять счета аэропорту. И самое главное - «Авиасервис» вроде имеет гарантийное письмо бывшего министра имущественных отношений В. Мельникова, что министерство профинансирует 250 миллионов рублей капиталовложений в аэропорт. Кроме письма у инвестора больше ничего нет. Даже обычного в таких случаях инвестиционного договора нет. Честно скажу, - признается автор, - сам я этого письма не видел. Но если оно действительно имеется, то налицо превышение Мельниковым своих полномочий. Такого рода расходы проводятся обычно через бюджет и распределяются на конкурсной основе. Какие могут быть министерские гарантии? Как может министр предвидеть итоги конкурса?
Главный элемент схемы
Что такое ООО «Авиасервис»? Похоже, это самый главный элемент схемы увода аэропорта из краевой собственности. Образовано еще 3 июля 2012 года - за два месяца до подписания Зеренковым постановления о приватизации ГУП. Уже этот факт говорит о том, что вся операция тщательно и загодя разрабатывалась. Место регистрации ООО - улица Шпаковская краевого центра. Основной вид деятельности - производство штукатурных работ. Учредитель и на первых порах директор - мало кому известная в деловых кругах гражданка Н. Ильченко. Уставный капитал - всего 10 тысяч рублей. Из собственности - ни кола ни двора.
Однако 29 октября прошлого года, уже после решения о приватизации ГУП, учредитель «Авиасервиса» вдруг меняется. Им становятся два московских предприятия - ООО «Монолит» и ООО «ЮАЭРО». Хозяин и руководитель первого, которое специализируется «на оптовой торговле несельскохозяйственной промежуточной продукцией», некто И. Цай. Сын известного генерала В. Цая, с которым некоторые большие чины из окружения Зеренкова дружат. У сына в собственности еще четыре компании. Хозяин и руководитель второго, специализирующегося на «деятельности терминалов, управлении аэропортами», - Ю. Пономарев. Про Цая в аэропорту сегодня прямо говорят, что это главный инвестор. О Пономареве никто ничего не слышал. Однако на него в Москве зарегистрировано еще 40 (!) юридических лиц. Это заставляет подозревать, что мы имеем дело не с реальным человеком, а с так называемым «потерянным паспортом». Это когда на найденный паспорт регистрируют такие предприятия, подлинных хозяев которых светить нежелательно. И этот подлинный хозяин, похоже, тот самый человек из окружения Зеренкова. Вроде отец его внуков, о которых горячо любящий дедушка надумал позаботиться. Во всяком случае, об этом говорит молва. Хотя может быть и такой расклад, что наш человек целиком доверяет Цаю и нигде официально не засветился. Размер вклада «Монолита» и «ЮАЭРО» в «Авиасервис» - по 5 тысяч рублей. Перемена собственника не сопровождалась ростом активов. По-прежнему у предприятия ни кола ни двора. Меняется и руководитель, причем несколько раз, сейчас директором стал А. Григорьев. Одним словом, все в постоянном движении, такое ощущение, что специально. Чтобы труднее было распутать? Фактически пустому, без каких-либо собственных основных и оборотных средств, предприятию министерством имущественных отношений края поручается реконструкция такого серьезнейшего объекта, как международный аэропорт?! Они что, скажет читатель, белены объелись? Да нет, просто захотели украсть. В балансе «Авиасервиса» за прошлый год основные средства не отражены. Доход показан всего на сумму 659 тысяч рублей. Зато дебиторская задолженность - 133 миллиона рублей. Это то, что ему уже должен аэропорт. Всего за несколько месяцев «Спецэлеваторстрой» наработал такой огромный объем? Слабо верится. Вроде бы по состоянию на октябрь месяц этого года на объектах аэропорта освоено уже 200 миллионов. Хотя люди, понимающие в строительстве, в один голос говорят, что такими огромными капиталовложениями там и не пахнет. На глаз, работ выполнено всего на несколько десятков миллионов рублей. Трудятся какие-то узбекские бригады, что-то там лепят. Делаются приписки для того, чтобы вытащить из казны края как можно большую долю акций? Ничего не исключено.
Когда смена губернатора – благо
Остается предположить, что передача «Авиасервису» пакета акций на 20 миллионов рублей в счет задолженности за выполненные «Спецэлеваторстроем» и переданные ему по договору уступки права требования работы - всего лишь первый шаг в реализации задуманного. Если бы он прошел незаметно, последовали бы и второй, и третий. И так - на все 250 миллионов задолженности. Обещал же министр Мельников ее погасить - вот и погашал бы акциями. В конечном итоге акции на 21 миллион, находящиеся в собственности минимущества, оказались бы долей в размере лишь 8 (!) процентов. 92 процента получил бы «Авиасервис». Аэропорт бы казна края потеряла окончательно. За копейки. Ну а потом - продажа «Авиасервисом» своего пакета акций кому-то стороннему, и все. Схема сработала, операция закончена. Прощай, реконструкция аэропорта, прощай, его возрождение. Кстати, еще не факт, что сейчас не делаются попытки продажи 48-процентного пакета акций «Авиасервиса» другому, уже добросовестному приобретателю. Тогда уже вернуть их будет труднее. Так что странно слышать про проверки, которые все идут. Так можно все проспать. А вы говорите, плохо, что так часто меняются губернаторы. Не всегда. Во всяком случае, быстрая их смена не дает предшественникам завершить некоторые долгоиграющие черные дела. И последнее. Поезд ушел, говорили мне многие собеседники, с которыми обсуждал ситуацию по аэропорту. Если даже расторгнуть сделку, то на и без того дефицитный бюджет края тяжелой гирей повиснут эти 200 миллионов. Нам это надо? Да и где их брать? А все там же - в аэропорту. Без сомнения, если просто выставить его на продажу, то можно заработать несколько миллиардов рублей. Я имею в виду честную продажу, разумеется» - подчеркивает автор."