FLB: ВПП-3 - это 27 млрд рублей, уничтожение 300 га леса и основного источника питьевой воды города Москвы. Плюс нарушение уголовного и административного кодексов
"
Зона отчуждения
Строительство третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта «Шереметьево» (ВПП-3) вызывает все больше проблем. На данный момент самые острые – уничтожение огромного лесного массива природоохранной зоны реки Клязьма (из 311 га, запланированных к вырубке, уже уничтожено более 150 га) и уничтожение самой реки, которая является основным источником поставки воды москвичам. И все это в нарушение закона.
Напомним, что работы по строительству еще одной взлетно-посадочной полосы для аэропорта «Шереметьево» ведутся в пойме реки Клязьма, в районе деревни Дубровка Солнечногорского района.
По данным экологов — застройщики так и не предъявили документов, без которых невозможно ведение работ: договора об аренде земельного участка, разрешения на строительство и акта приемки-сдачи стройплощадки. Это ставит под сомнение законность строительства .
И главное — экологическую катастрофу, которая ударит по всем жителям Московского региона, еще можно остановить. Президент РФ может отменить распоряжение председателя Правительства .
Какие же аргументы могут повлиять на решение об отмене развития проекта, которые многие специалисты считают не только необдуманным, и бесполезным,но и опасным? И будут ли они учтены на федеральном уровне?
Тем не менее, попробуем их привести.
Город без воды
Как известно, Клязьменское водохранилище относится к системе Канала имени Москвы, одно из главных назначений которого – снабжать Москву питьевой водой. Кроме того, оно используется как запас энергии для Сходненской и других малых ГЭС. Из всех предназначений водохранилища – обеспечение питьевой водой жителей Москвы – самое актуальное.
Сейчас перед работниками Московско-Окского бассейнового водного управления стоит очень сложная и трудоемкая задача: не только восстановить проектные объемы водохранилища, обеспечивающего водой Московский регион, но и повысить качество накапливающейся в нем воды, которое сейчас оценивается как «очень загрязненное», а содержание нефтепродуктов в донных отложениях тоже превышает ПДК более чем в 20 раз. Именно поэтому эксперты считают, что вода, которая течет из-под крана в Москве уже может считаться только технической. Но даже при этом проблема только усугубляется.
Как известно, в составе пыли, оседающей вокруг аэропортов, содержатся тяжелые металлы – цинк, свинец, медь, марганец, хром, ванадий и другие . А ведь данные земли расположены во 2-м поясе зоны санитарной охраны станции водоподготовки.
Строительство во 2-м поясе зон санитарной охраны категорически не допускается. Однако 30 июля 2013 года Распоряжением Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева данные земли были переведены из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, транспорта, энергетики.
А во время и после выпадения осадков, только в период с 4 по 8 сентября 2013г. в реку Клязьму происходил мощный смыв размываемого грунта. В результате вода в реке Клязьма в настоящий момент мутная, грязно желтого цвета . Москвичи останутся без воды? Или будут «изыскиваться» средства на строительство новых очистных сооружений? А сколько это?
20 населенных пунктов в счет не идут
Сейчас акцентируется внимание на том, что строительство затронет деревни Паршино, Дубровки, Лунево, Пикино и Перепечино — коттеджные поселки, в которых постоянно живет около 2 тыс. человек. При этом границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ), согласно добытой жителями проектной документации, не охватывают населенные пункты полностью, а проходят сквозь них.
Но, заметим, еще год назад руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко потребовал отселить жителей близлежащих населенных пунктов. Дело в том, что СЗЗ новой полосы охватывает площадь вокруг нее на расстоянии 700-1300 м, говорится в материалах Центра экологических инициатив (разрабатывал проект СЗЗ). По проекту зоны, утвержденному ФГУН ФНЦГ им. Эрисмана Роспотребнадзора 16 октября 2010 г., в нее попадает около 20 населенных пунктов, в том числе и 23 многоэтажных дома .
Выполнение требований Онищенко должно было привести к фактической остановке строительства. Но «Шереметьево» пока не реагирует на его инициативу. Гендиректор аэропорта Михаил Василенко сказал в свое время «Ведомостям», что ему известно о существовании письма, но прямых указаний по нему от Росавиации не поступало .
Но даже при этом почему-то речь идет только о 2 тысячах человек. И они оказались заложниками строительства ВПП-3. На их расселение (выселение) в бюджете строительства заложено 4 млрд рублей, то есть в среднем по 2 млн на каждого .
Учитывая, что люди живут здесь не один десяток лет, имеют свое хозяйство, у них выросли или растут здесь дети, им не хочется покидать родные места. И они имеют на это право. Да и 2 млн рублей на душу населения, исходя из цен на квадратные метры в столице, вряд ли смогут решить даже проблему приобретения жилья. То есть, торг явно не корректный. Но даже не смотря на это, согласно ст. 63 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и домов должны быть уведомлены об изъятии имущества в пользу государства не позднее, чем за год до начала стройки, но уведомлений до сих пор никто не получал.
Кроме того, стало известно, что жителей поселков, попавших в зону строительства, пока расселять не будут, так как в последнем варианте проектной документации денег на отселение уже не предусмотрено, а срок строительства увеличился с трех лет до пяти.
«Уже сейчас из-за действующих полос норма по вредным выбросам превышена в 2-7 раз, норматив по шуму — в 2 раза . Представьте, что нас ждет после начала строительства и уж, тем более, после введения полосы в эксплуатацию»,— говорит экономист Ольга Болданова. Жители пяти населенных пунктов, создав координационный комитет, написали письма президенту Дмитрию Медведеву, премьеру Путину, в Генпрокуратуру, Министерство транспорта, властям Московской области и в Роспотребнадзор. Они потребовали обнародовать суммы компенсаций и сроки переселения. «В ответ приходили такие отписки, словно над нами издеваются»,— говорит госпожа Болданова.
Продать свои дома по среднерыночной цене жители коттеджных поселков не могут. Риэлторы оценили сотку земли здесь в $10 тыс., по другую сторону Ленинградского шоссе земля стоит минимум вдвое дороже. «Мы не против ВПП, раз надо, значит надо. Но когда сюда придет тяжелая техника, жить станет невозможно, мы настаиваем, что наши деревни надо переселять,— говорит госпожа Болданова.— Идти на ухудшение жилищных условий здесь никто не готов. Возвращаться в Москву, где многие продали квартиры, чтобы жить здесь, тоже никто не будет. Мы требуем расселения с улучшением условий проживания».
Жители коттеджных поселков на 14-м километре от МКАД не имеют ничего общего с оппозиционными активистами — там живут бизнесмены, адвокаты и даже чиновники районных администраций, однако меры, на которые они готовы пойти, полностью копируют действия защитников расположенного в нескольких километрах отсюда Химкинского леса . И борьба с этой стройкой также может затянуться: активисты из поселков указывают, что стоимость отдельных коттеджей с участками и инфраструктурой достигает $700-800 тыс., и выделенных из бюджета средств на переселение всех, чьи дома окажутся вплотную к ВПП, явно не хватает.
Корпорация «Беззаконие»
Данные работы, как говорят эксперты, ведутся на левом берегу реки по границе с участком с кадастровым номером: 50:09:0060736:246 и на правом берегу реки по границе с участком с кадастровым номером: 50:09:0060812:135 без разрешительной документации. Отсутствие разрешительной документации подтверждается результатами проверки инспектора гос.адм.-тех надзора ТО №5 по Солнечногорскому району Московской области Игнатова В.А. и его обращением в Солнечногорскую городскую прокуратуру.
Учитывая тот факт, что работы ведутся на территории 2-го пояса зон санитарной охраны Северной станции водоподготовки, в водоохранной и прибрежной защитной зонах реки Клязьма, являющейся источником питьевого водоснабжения г. Москвы и основным водотоком в зоне санитарной охраны станции водоподготовки (П.2.2.4. СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы»), и их проведение на данной территории может создавать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан Москвы , как полагают эксперты, налицо признаки состава преступлений, предусмотренных ст.250 и 260 УК РФ .
Уже неделю экологи требуют (заявления без ответных действий лежат в ОВД Солнечногорского района) в срочном порядке провести проверку по изложенным фактам, в случае выявления незаконных действий возбудить уголовное дело по ст.250 и 260 против должностных лиц организаций , проводивших данные работы, а именно: ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», ОАО «Корпорация «Трансстрой» ООО «Левис-М» и др.
«Сочи-2»
Длина ВПП-3 составит 3200 метров, ширина — 60 метров. Предполагается, что это позволит осуществлять взлет и посадку с полосы практически всех типов воздушных судов, включая средне- и дальнемагистральные самолеты.
Согласно официальной документации, строительство комплекса ВПП-3 Международного аэропорта Шереметьево предусмотрено Федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 г. № 848. Комплекс ВПП-3 Шереметьево должен располагаться в Солнечногорском районе Московской области на участке площадью 485 га , включающем территорию перспективного развития аэропорта, зарезервированную для этих целей Постановлением Правительства Московской области от 15.11.2005 года № 817/45.
И вот что примечательно, по проектной документации, строительство ВПП-3 будет вестись с учетом приоритетного сохранения природного баланса без существенного изменения ландшафта .
Изначально Строительство ВПП оценено в 12,95 миллиардов рублей , из которых 4 миллиарда рублей должны пойти на расселение собственников земли. Позже изменились условия контракта, по которому стоимость строительства составляет 26,656 миллиардов рублей . Мы собираемся развернуть строительство второго сочинского олимпийского объекта со всеми его криминальными составляющими? Или у СКР мало лежит дел по фальсификациям и мошенничеству с бюджетными деньгами?
Соседская корова не попала под лобби
Между тем, пишет Slon.ru, есть еще один недовольный этой стройкой – конкурирующий аэропорт «Домодедово». Два крупнейших аэропорта уже обменялись любезностями по поводу этого проекта. У обоих растет пассажиропоток, оба строят терминалы или расширяют существующие и собираются в будущем обслуживать не один десяток миллионов пассажиров ежегодно.
И у «Домодедово» и у «Шереметьево» по две взлетно-посадочных полосы, они хотят по третьей. Ну и что, казалось бы? Пусть строят. Однако первому было отказано в строительстве ВПП-3, а второй получил на это согласие властей. Один из аэропортов – частный, второй – государственный. Где справедливость?
Эксперты сразу же заговорили о том, что «Шереметьево» развивают за счет «Домодедово».
Кроме того, одна из действующих полос в «Домодедово» нуждается в реконструкции, и аэропорт боится не справиться с пассажиропотоком, принимая и отправляя самолеты только на одной полосе . Глава «Шереметьево» Михаил Василенко ответил очередным постом в блоге в таком духе: с одной полосой вполне справитесь, мы так уже работали. И вообще: если у государства есть свой аэропорт, то почему оно должно за свой счет развивать частный? «Может быть, было бы куда более логичным, если бы хозяева «Домодедово» озаботились бы этим сами и нашли инвестиции для своей взлетно-посадочной полосы?» Такой вариант развития событий был бы действительно логичным, если бы не одно «но».
Аэропортовый бизнес в России устроен таким образом, что аэродромы: взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, – это, по закону, государственное имущество, не подлежащее приватизации. Поэтому ремонт аэродромов, а уж тем более строительство новых полос – сугубо государственное дело. Как это происходит? «Росавиация» объявляет конкурсы на реконструкцию, выбирает генподрядчика, выделяет деньги, принимает работы, не привлекая для этого сам аэропорт. В общем, управляющая аэропортом компания, частная или государственная – неважно, – самостоятельно ничего с этим аэродромом сделать не может. Кроме как просто использовать для приема и отправки самолетов. Таков порядок.
И эти управляющие недовольны существующим положением вещей. По крайней мере, частные. Довольно красочно на эту тему высказался совладелец и первый заместитель гендиректора «Внуково» Виталий Ванцев в интервью Slon.ru: «Копейку [в аэродром] вложишь – в тюрьма пойдешь. Я, например, как частник готов профинансировать, прокредитовать реконструкцию аэродрома, а ФЗ 94 мне это запрещает. Нужно внести изменения и дать возможность проводить конкурсы, победителю конкурса кредитоваться под выигранный конкурс, потом передать реконструированный объект в оговоренный срок государству и получить за это деньги... Чем плохая схема?»
Безусловно, «Домодедово» - частный порт, может быть, поэтому ему Минтранс все время «ставит палки в колеса»? При том, что реально ВПП нужнее аэропорту «Домодедово». Ибо, как считают эксперты, после 2015 года с одной ВПП он будет вынужден резко ограничить количество взлетно-посадочных операций, что приведет к перегрузке всего МАУ, Внуково и Шереметьево не смогут справиться с возросшей нагрузкой, что не раз отмечалось в аналитике по развитию МАУ. Но у чиновников, вероятно, свои интересы... И тогда возникает вопрос, кто лоббирует интересы «Шереметьево»?
Тоска по гигантомании
6 ВПП в Амстердаме, конечно, вдохновляют. Но там отвоевывают каждый клочок суши у моря, а мы на своих просторах не можем без ущерба найти место? 3 ВПП в Цюрихе, окруженном горами и никогда не страдающем на весь Миръ от необходимости ремонта крестовины на пересечении 2-х ВПП, о котором мы регулярно слышим в информации из Внуково. Аэропорт Хитроу работает с 2-х ВПП и перевозит ну уж никак не меньше «Домодедово» и «Шереметьево». «Как там все выглядит, пишет один из участников FORUMAVIA.ru , знают сейчас, по-моему, все. Поток самолетов, следующих на посадку со стороны Оксфорда, бесконечен. Такая же картина, кстати, в пиковые часы и в Женеве, где всего 1 ВПП. У нас в ДМД летом наблюдал под вечер реально постоянный поток в 5 машин на заходе в течение примерно часа. Вполне логичен и вопрос: как Амстердам управляется с 6-ю ВПП, а у нас - 2 в ДМД + 1,5 в ВНК и громко голосят, что, если открыть умирающий Быково с 1-й ВПП, то юг московской зоны просто захлебнется».
Получается, что увеличивать количество полос рациональнее, чем усовершенствовать управление воздушным движением?
Между тем, любопытная информация по реальным возможностям перевозок людей, например, аэропортов Лондона и длине полос:
Gatwick 10800 ft - 1 полоса - 33,6 миллионов в год Heathrow 12800 ft - 2 полосы - 65,9 миллионов в год London City 3900 ft - 1 полоса - 2,9 миллионов в год Luton 7000 ft - 9,5 миллионов - 1 полоса Stansted 10000 ft - 1 полоса - 19 миллионов в год Southend 5200 ft - 0.042 миллиона 1 полоса
Итого - чуть более 118 миллионов на четыре полосы.
Предполагается, что к 2030 году объем перевозок через аэропорты Лондона вырастет до 180 миллионов пассажиров в год , однако, как пишет участник форума , «я нашел только одно упоминание о том, что, какой либо из аэропортов обзаведется дополнительной полосой - это Гатвик, самый загруженный в мире аэропорт с одной полосой, выполняющий 52 цикла вп в час».
И это при том, что до 2020 года прогнозируется существенный рост объема перевозок в московском авиаузле – до 86 млн. пассажиров в год . То есть, предполагается, что для того, чтобы достичь сегодняшних возможностей Хитроу и Стантстеда, надо еще построить две полосы и потратить на это 3 миллиарда долларов?
Между тем, 2 полосы в «Домодедово», одна (по возможностям) в «Шереметьево» и одна (по возможностям) во «Внуково», считают эксперты, могли бы обслуживать около 118 миллионов человек.
Значит, важна организация движения, а не количество полос…
Борьба продолжается
Ну а пока экскаваторы выкорчевывают деревья и сваливают их в реку, вдоль берега бульдозеры снимают почвенный покров и грунт, при этом полностью уничтожая естественный рельеф. И складируют отвалы размываемых грунтов, высота которых достигает 8 метров.
Наш журналист Дмитрий Флорин вместе с руководителем Солнечногорского отделения движения «Защитники Клязьмы» Родиной Еленой выехал на прошлой неделе на место, чтобы провести видеосъемку. Вот первый отчет.
Борьба экологов и жителей окрестных деревень результатов пока не дала. Более того, как мы рассказывали ранее, их встречают бранью и угрозами.