FLB: Быть образованным и культурным становится все труднее и дороже. Антипиратский закон продолжает делить общество?
"
Двурукий закон
Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский подготовил собственную концепцию сохранения кинематографического наследия СССР, сообщил РБК Daily. По его задумке, все советские кинопроизведения должны получить статус общественного достояния. Для этого правительству необходимо будет выделить компенсационные средства правообладателям и наследникам авторов, а также отложить расширение антипиратского закона до конца 2013 года. Свой доклад на эту тему г-н Засурский представил на суд первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина.
Идею Иван Засурский озвучивал на предыдущей встрече интернет-отрасли у Володина 6 сентября. Тогда, по его словам, его предложения услышали и попросили конкретизировать. «Я понял, что им очень интересна эта идея, потому что для властей ситуация, когда они одной рукой платят за производство контента, а другой раздают его каким-то людям, которые им торгуют, совсем неприемлема», — отмечает президент Ассоциации интернет-издателей.
Иван Засурский предлагает создать фонд общественного достояния, который займется выкупом с передачей в общественное достояние наиболее важных советских произведений, в частности, входящих в школьную программу . «Понятно, что, если мы хотим составить коллекцию шедевров, как минимум нужно сделать предложение владельцам прав — наследникам авторов: они передают свои права государству, получая от него 100—200—300—500 тыс. руб. Определить конкретную сумму можно после специально проведенного исследования этого вопроса. Уверен, что невыполнимых условий здесь не будет, все абсолютно добровольно», — рассуждает Засурский. По его словам, это может стать благородным жестом со стороны государства — «расплатиться с великими стариками и их наследниками за шедевры русской мысли и культуры».
«Все это было бы возможно воплотить в жизнь при введении моратория на расширение антипиратского законодательства до середины декабря . Нам это время нужно для того, чтобы провести исследования, собрать все цифры и найти компромисс со всеми правообладателями. Расширение действующего закона в это время нанесет колоссальный вред в первую очередь тем, кто его продвигает», — уверен Засурский. У таких правообладателей, как «Мосфильм», права отбирать никто не будет . Даже при общедоступном статусе своего контента они смогут и дальше получать доходы от трансляции на телевидении и от рекламы на онлайн-ресурсах, где уже сейчас размещены их фильмы.
Подобные идеи у режиссера и гендиректора «Мосфильма» Карена Шахназарова восторга не вызывают. По его словам, никаких проблем с доступом к наследию киноконцерна у пользователей нет. «Даже не надо покупать ничего — на нашем сайте больше четырех лет действует бесплатный онлайн-кинотеатр. Там выложено 600 картин в хорошем качестве, почти 300 картин выложено на YouTube, где просмотр тоже бесплатный. Есть много ресурсов вроде ivi.ru, где представлена масса картин. Там все тоже бесплатно и абсолютно легально. Во всем мире почему-то никому в голову не приходит заниматься такими вещами: все покупают контент и все довольны», — подчеркивает г-н Шахназаров.
Сопредседатель Ассоциации пользователей Интернета Станислав Козловский уверен, что порядок в сфере советского кинонаследия нужно было навести гораздо раньше. «До сих пор многие из тех кинофильмов, которые уже перешли в категорию «общественное достояние», недоступны в цифровом виде . В других случаях остается много вопросов по авторским правам — кто же все-таки ими владеет. Разбираться в этой теме до недавнего времени никому не хотелось. А у пленок есть серьезные ограничения по условиям и сроку хранения. Существует серьезный риск их безвозвратно потерять», — предупреждает он.
Идею г-на Засурского отчасти поддержал министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов. Вчера в ходе общественного обсуждения петиции за отмену антипиратского закона он заявил, что государство готово рассмотреть возможность выкупа прав на некоторые фильмы, чтобы обеспечить к ним бесплатный доступ в Интернете .
Доступ закрыт
Режиссер фильмов про Петрова и Васечкина Владимир Алеников подал в суд на «ВКонтакте», писала, в частности, «КП». Он требует прекратить нарушение его авторских прав и выплатить компенсацию в размере 1,5 миллиона рублей .
Кроме того, также будет блокироваться доступ к 10 сериям фильмов «Диверсант. Конец войны» и «На пути к сердцу».
Пользователям Интернета теперь не удастся скачать на торрентах ни одну из 12 серий фильма «Две судьбы. Новая жизнь» и ни одну из 8 сериала «Десантура. Никто, кроме нас», порадовала «Вечерняя Москва».
В частности, обладатель прав на эту видеопродукцию ЗАО «Дирекция Кино» в судебном порядке доказало, что фильмы в интернете используются без разрешения правообладателя, информирует «Интерфакс».
А еще под запрет попали 4 серии «Исчезнувших», 2 серии «Любви под прикрытием», «Подсадной». Запрещено распространение и выкладывание в открытый доступ двухсерийных фильмов «Трудно быть мачо» и «Белая ночь, нежная ночь».
М24.ru напоминает, что в конце августа Мосгорсуд ограничил доступ в интернете к советскому фильму «Во имя жизни».
Согласно заявлению, которое размещено на сайте Мосгорсуда, Роскомнадзор по антипиратскому закону обязан заблокировать возможное размещение и распространение фильма в Сети . Заявитель - компания «Медиа Сейл» - предоставил все необходимые документы, подтверждающие свои права на фильм и доказывающие его «пиратское» использование.
Название и адрес интернет-сайтов, к которым есть претензии у владельца прав на фильм, Мосгорсуд не называет.
Фильм «Во имя жизни», снятый в 1947 году режиссерами Иосифом Хейфицем и Александром Зархи, рассказывает о трех вернувшихся с войны молодых хирургах, которые начинают работу над проблемой восстановления клеток.
Ранее этот же суд в рамках «антипиратского закона» уже ограничил доступ к ряду отечественных видеофильмов в интернете, в частности к целому ряду телесериалов и фильмов, включая «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Адмиралъ», «Каникулы строгого режима», а также к зарубежным сериалам двух сезонов «Игра престолов», третьего сезона сериала «Борджиа» и четырех сезонов сериала «Настоящая кровь».
Мосгорсуд также удовлетворил заявления от кинокомпании «Централ партнершип» и принял решение о предварительном ограничении доступа к ряду размещенных в интернете фильмов «Легенда номер 17», «Ликвидация», «Легенды о круге», «Марафон», «Пять невест», «О чем молчат девушки».
Мнения разделились
«Вечерняя Москва» дозвонилась до продюсера фильмов: «Август. Восьмого», «Адмиралъ», «Каникулы строго режима» Джаника Файзиева и спросила, что он думает по поводу антипиратского закона.
- Это замечательно, что такой закон не просто придумали, но уже и начали исполнять . Одна из основ современного общества – уважение к частной собственности, пока мы не поймем, что интеллектуальная такая же частная, как и все остальное, мы не в состояние будем обеспечивать безопасность себе, например, на движимое имущество. Что касается фильмов, исчезнувших из общего доступа, то пока я не знаю, как это отразиться на нас: будем мы больше зарабатывать или меньше и вообще оздоровит ли это ситуацию . Сейчас мы еще не понимаем, как будет устроен доступ к контенту, правильнее будет это все легализовать, чтобы люди всё понимали и знали. Такая тактика должна помочь России, не сейчас, но в будущем точно. Подобные вещи не делаются так быстро, будет много ошибок, но в конченом счете, думаю, все смогут сделать правильно. Даже странно об этом так просто говорить, ведь для многих залезть в интернет и прочитать книгу или посмотреть фильм – ничего не стоит, в прямом смысле слова, но они же нарушают основу основ. Это практически так же, как если какой-то человек зайдет в вашу квартиру и начнет там хозяйничать, вы же при этом не будете чувствовать себя в безопасности. Так сейчас и происходит с нами: режиссерами, писателями, артистами, музыкантами.
Новый антипиратский закон, вступивший в силу 1 августа, практически бесполезен . И вот почему. Помню, как еще в начале 2000-х годов во время Каннского кинофестиваля представители всех крупных мировых киностудий собрались на конференцию. Там были представители и Universal, и Warner Brothers, и французы с немцами. Шла речь о пиратстве.
Помню любопытный момент - мы сидели с шефом Пекинской киностудии и говорили исключительно о DVD-пиратстве. А все остальные, махнув рукой на нелегальные диски, обсуждали воровство фильмов в Интернете. И вдруг стало понятно, что мы с нашими западными коллегами друг друга не понимаем. У нас тогда тема онлайн-пиратства вообще не стояла - почти ни у кого не было быстрого интернета. Но уже тогда я и мой китайский коллега поняли, что эта головная боль ожидает в ближайшее время и нас. Прошли годы. С DVD-пиратством в нашей стране так ничего и сделали - оно скончалось само вслед за рынком дисков.
И вот история совершила новый виток. На западе интернет-пиратство удалось победить элементарно - за нелегальное скачивание там отвечает пользователь . Приведу пример. Когда мы выпускали фильм «Белый тигр», права на него в Германии купила немецкая компания. Через какое-то время мне приходит письмо от немецкого бедолаги, который пишет, что его жена случайно скачала «Тигра», а теперь ей предъявили иск на 1200 евро. Мне даже жалко его стало.
Я был бы и рад ему помочь, но в данной ситуации ничего не мог сделать. То есть компания, купившая права, вычислила, с какого компьютера был скачан фильм и подала на него в суд. Конечно, после этого каждый десять раз подумает, стоит ли рисковать существенной суммой, когда тот же самый фильм можно посмотреть в сети легально, заплатив 2 евро. «Белого тигра» помимо Германии купили еще несколько европейских стран. И везде первым пунктом в договоре шли права на легальный платный онлайн-показ фильма . Это значит, там этот рынок работает.
Теперь давайте посмотрим, какой антипиратский закон приняли у нас. Представьте ситуацию - у вас угнали машину. И вместо того, чтобы ловить угонщика, вам в полиции говорят: «Ну вот сами ищите его и приводите к нам, а уже потом мы обязательно его накажем».
Примерно то же самое предлагает продюсерам принятый закон. Сначала ты должен найти свой фильм на пиратском ресурсе, затем доказать, что у тебя есть права на это кино, а уже затем, быть может, раздачу картин остановят . Целая история. Поэтому я и не понимаю той истерики, которая поднялась после принятия закона. По-моему, очевидно, что работать против нелегального скачивания он не будет - пока ты удаляешь кино с одного сайта, оно появляется на другом. И так до бесконечности .
Но для того, чтобы понять необходимость борьбы с пиратством, нужно задать самому себе один вопрос. Кража бумажника - это преступление? Если ваш ответ «да», то вы прекрасно должны понимать, что пользователь, скачивающий фильм, от карманника, в сущности, ничем не отличается. Раз уж мы выбрали капитализм, давайте жить по его законам . А то раздвоение в головах так и осталось - все хотят и колбасу в магазинах, и бесплатную интеллектуальную собственность. Так не бывает.
Павел Рассудов , председатель Пиратской партии, считает, что данный закон не только надо отменить, но и «принудить к переговорам и составить новый общественный договор с учетом мнения всех сторон, в том числе пользователей».
Споры вокруг закона, надо полагать, еще будут вестись долгое время. Просто вспомните правила работы любого общественного закона. Если он нелегитимный, то реализовывать его можно только силой, а это всегда, особенно в условиях нашей страны, имеет свое противостояние. Значит, закон должен восприниматься всеми как необходимое условие выживания. То есть и включать этот закон должен принципы, приемлемые для большинства. Все ли смогут платить за просмотр фильмов? Или культура во всех ее проявлениях, а речь идет, в частности, о советском кино, станет предметом торга, предметом купли-продажи? Что мы будем иметь в результате?