FLB: Банальную программу развития Москвы написали в Париже и презентовали в фешенебельном отеле. «Вероятно, фишка в том, что мы должны этому набору клише верить исключительно из-за субъективного фактора - личности самого Навального»
"К странным, порой, лишенным логики, ходам сторонников Алексея Навального, похоже, все уже привыкли. Попытки казаться «своим» и среди уличных бунтарей, и среди тех, кто за один поход в магазин может потратить несколько тысяч долларов, не позволяют Алексею Навальному «быть» самим собой. И борьба с олигархами, коей Навальный грозит везде и всюду, оборачивается гламурными посиделками с представителями этих самых олигархов.
У нас товар, у вас купец
На уличных митингах Навальный клеймит олигархов и коррупцию, а попав на званый ужин с представителями этих самых олигархов Алексей Анатольевич изображает из себя респектабельного джентльмена, рассуждающего о высоких финансовых материях. Такая «разнонаправленность» поведения Навального хотя и объяснима – выборы-то в самом разгаре, - но она же не позволяет Навальному назвать себя, что очень существенно, последовательным политиком, с устойчивыми взглядами. То Навальный предстает перед публикой, как отчаянный патриот, то он считает Россию какой-то ущербной страной, дескать, «а вот в цивилизованных странах»...
Речь, как уже многие догадались, о пресловутом «Ужине с Гуриевым», где собрались люди, для большинства россиян имеющих, скажем так, неоднозначную репутацию, плотно закрепившуюся за ними с 90-х. Ведь среди гостей ужина были и те, чья карьера на государственном поприще завершилась бесславно, дефолтом 1998 года, не говоря уже о связях отдельных персон с олигархическими кланами. Но сладкий чай пополам с рыбьим жиром для Навального, видимо, обычное дело. «Вообще-то такие мероприятия всегда неотъемлемая часть нормальной избирательной кампании в развитых странах. У нас их никто не проводит» - сетует Навальный на отсутствие в России традиции совместного приема пищи, где товар, что называется лицом, презентуют купцам – финансистам, банкирам, инвесторам.
Парижский видео-гвоздь программы
Среди званых гостей с Навальным кушали представители банковской сферы - из «Сбербанка», Металлинвестбанка, банка «Открытие», BNP Paribas, «ВТБ-Капитал» (на ВТБ, напомним, Навальный бросался весьма отчаянно), инвестиционного фонда Prosperity Capital Managment и прочих разного размера структур более известных, пожалуй, только в финансово-экономической сфере, нежели широкому кругу москвичей. Особое внимание на себя обратили экс-министр труда и социального развития Александр Починок, экономист Андрей Нечаев и, конечно же, парижский страдалец - Сергей Гуриев. Глядя на эти фамилии легко понять, что их объединяет приверженность той экономической модели, которая, собственно, сегодня развалилась, повергнув мир в финансовый коллапс. Как любят подшучивать над этой экономической школой её критики – «это не экономисты, это верующие в невидимую руку рынка», у которых «рынок сам все расставляет по своим местам». К этой же группе можно отнести и автора «экономической программы» Навального, которая была обещана сразу же после того, как Сергей Маратович Гуриев, разумеется, под «оппозиционным предлогом», наконец-то воссоединился со своей семьей, проживающей во Франции. Сам Навальный, очевидно, очень гордится тем, что программа для Москвы написана не на основе столичных реалий, с учетом пожеланий москвичей, среди которых и без либеральных теоретиков есть хорошие специалисты, а подготовлена «на научной основе» и презентована в фешенебельном отеле под умиления деловой прессы.
Под неблаговидным предлогом
Уместно напомнить, почему экономист Сергей Гуриев оказался в Париже, и теперь в столицу возвращаться желанием не горит. Здесь две относительно внятные версии. Одна гласит, что семья Сергея Гуриева давно живет во Франции. И нет ничего экстраординарного в том, что глава семьи господин Гуриев покинув Москву решив, что жена и дети должны жить вместе с мужем и отцом, тем более, что проблем ни с жильем, ни с работой у его семьи там нет. О том, что он не похож на изгнанника говорили и люди, которые непосредственно знают Гуриева. Даже министр финансов. В целом он охарактеризовал Гуриева положительно. «Я его очень давно знаю и отношусь к нему с большим уважением. То, что он сейчас так себя повел, как говорится, бог ему судья, я его не очень одобряю, честно говоря» - удивлялся министр экономического развития Андрей Белоусов. Другие и вовсе сочли это бегством от проблем в экономике. «Его отъезд я считаю бегством из страны в самый трудный момент. Российская экономика может скатиться в рецессию, и часть вины за это ляжет и на человека, который был советником при власти» - так оценивал отъезд Гуриева экономист Никита Кричевский, не согласившись с версией о том, что Гуриева преследуют спецслужбы, вызывая на беседы, связанные с деньгами НК ЮКОС. Впрочем, тот же министр Белоусов отмечал: «Ходорковский в свое время засеял такую широкую поляну, которой пользовались едва ли не все частные научные учреждения. Едва ли не все они пользовались деньгами ЮКОСа».
Транш в канун ареста
И, надо отметить, что министр экономического развития не сильно далеко ушел от истины. Дело в том, что действительно Михаил Ходорковский активно спонсировал различные организации, вроде «Открытой России», на базе которой разрабатывался план скупки НК ЮКОС парламентариев в 2003 году. В перечень одаряемых входили и образовательные учреждения, в том числе и РЭШ во главе с Сергеем Гуриевым. Пытаясь сообщить широкой публике об отсутствии финансовых связей с Ходорковским, многие не обратили внимания, что еще в 2012 году достояниям гласности стали документы подтверждающие связь Михаила Ходорковского с правозащитниками, которые впоследствии и провели исследование материалов следствия по делу НК ЮКОС.
В частности, - отмечал Lifenews, - данные бумаги свидетельствуют о том, что из фонда главы ЮКОСа «Открытая Россия» в правозащитные организации «Мемориал», «Общественный вердикт», университет «Высшая школа экономики», Институт открытой экономики, а также в Московскую Хельсинскую группу и Российскую экономическую школу в общей сложности было переведено 54 488 649 рублей. Представители этих организаций – напомнило издание, - входят в Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, который формировал рабочую группу по независимой экспертизе второго дела Ходорковского. Но дело даже не в этом – подумаешь спонсорская поддержка от института Ходорковского, её, чего уж там, много кто получал. Однако картина несколько меняет краски если обратить внимание на даты щедрых пожертвований. Из представленных на обозрение документов видно, что РЭШ (Гуриев) получила 1,5 млн. рублей от «Открытой России» в октябре 2003 года, а именно 31.10. 03г. То есть через неделю после ареста МБХ в Новосибирском аэропорту. Не исключено, что деньги «Открытой России» (счета которой чуть позже были заблокированы следствием) менеджмент «ОР» раскладывал по счетам дружественных организаций на «ответственное хранение» или на обеспечение «правильной общественной позиции» по делу МБХ. И если это так, то испуг и крики общественников «караул» имеют под собой почву, поскольку попахивает выводом средств (легализацией) из-под потенциального ареста.
Из переписки с друзьями
Впрочем, концентрация прессы на «преследовании экспертов СПЧ», делавших «независимое заключение» по делу НК ЮКОС – это, похоже, для широкой публики. По имеющимся же сведениям, вопрос может стоять намного шире рамок пресловутого «заключения СПЧ», так как пролоббированная общественниками либерализация экономических статей УК РФ (сокращение сроков давности, например) на практике для судов обернулась тем, что лиц, причастных к крупным хищениям или нанесению ущерба бюджетам регионов приходится выпускать прямо в зале суда. Впрочем, это отдельная, и весьма серьезная тема. Да и оценки, данные экспертами СПЧ, чего, похоже, никто не заметил, не вписались даже в оценку дела НК ЮКОС в США, где Госдепартамент признал «обвинения по второму делу Ходорковского законными и обоснованными». Документы государственных структур, как не сложно увидеть, своим содержанием несколько отличаются от газетных публикаций и заявлений общественников.
Так вот, Сергей Гуриев, будучи человеком грамотным и весьма подкованным вполне мог сообразить, зачем Следственному Комитету России понадобилось изымать переписку и задавать вопросы. А, как известно, всякий деятель отчего-то считает «оппозиционную составляющую» индульгенцией от всевозможных проблем, в том числе и с правоохранительными органами. И вот перед нами уже не просто известный среди своих экономист из кадровой сотни Кремля, а отважный борец с режимом, написавший какую-никакую программу для не менее отважного кандидаты в мэры Алексея Навального. Это, как говорится, совсем другое дело. И качество программы значения не имеет. К тому же глава штаба Навального Леонид Волков уверен в том , что «программа ― это такая штука, которая должна быть, но никто не должен её читать».
«Программа полная банальностей…»
Ну а о том, как оценили «программу Гуриева» сами участники ужина, можно понять из записи на профильном портале, где общаются инвесторы. Вот некоторые цитаты из отчета о посещении Ритц-Карлтона, который составил для своих читателейгость вечера Николай Кащеев. «Все - без исключения - положения программы Гуриева-Навального могли бы быть почти без изменения словесного оформления перенесены в программу любого другого кандидата хоть в мэры, хоть в губернаторы, хоть в президенты РФ. Программа могла бы называться примерно так: "За все хорошее путем улучшения того, что вы все сами знаете, методами, о которых вы все не раз слышали". Вероятно, фишка в том, что мы должны этому набору клише верить исключительно из-за субъективного фактора - личности самого Навального: "говорят все, но Алексей, он - другой, он-то сделает и вправду!" Если методы ведения кампании Навальным можно с чистой совестью назвать прорывными для России, блещущими креативностью, то программа производит стойкое впечатление набора привычных фраз, в которые после всего с нами произошедшего довольно трудно заставить себя верить. Она и оформлена так: невзрачная брошюрка с невнятной инфографикой, полная банальностей. Выходит, что процесс - всё. А результат? Остается, остается в яблоке червячок подозрения, что результат - ничто...»."