FLB: Протоколы допроса бывшего сити-менеджера Озерска Евгения Тарасова бьют не только по Константину Цыбко, но и по губернатору Челябинской области Михаилу Гуревичу
"29 мая в интернете появились сканы прелюбопытных документов – протоколов допроса бывшего сити-менеджера закрытого города Озерска Евгения Тарасова, приговоренного недавно к 4,5 годам в колонии общего режима за хищение из бюджета 22,5 млн рублей.
Возбудилась вся уральская пресса: в документах – коррупция в чистом виде, а лица фигурируют весьма высокопоставленные. Тарасов сообщает следствию, что его назначение на место сити-менеджера Озёрска пробивал ни кто иной как сенатор Челябинской области Константин Цыбко (на фото), похваляясь близким знакомством с губернатором области Михаилом Гуревичем и требуя с него за эту услугу десятки миллионов рублей. Ещё больше Цыбко якобы требовал с него за возможность быть назначенным на должность главы администрации Магнитогорска.
В сканах также – информация о том, как Цыбко понуждал Тарасова собирать деньги с бизнесменов, которые хотели бы зайти на рынок Озёрска и других городов Челябинской области, требовал 50% от прибыли в бизнесе, а между делом – все как полагается: дорогие рестораны, тачки, пакеты с миллионами рублей и прочая малина...
К сожалению, сообщает интернет-газета «Слово», спустя всего пару дней пресс-служба регионального управления ФСБ на специально созванном кратком брифинге разъяснила, что в ФСБ склонны считать появившиеся материалы подлинными, подчеркнув к тому же, что они не являются секретными и не содержат какой-либо охраняемой тайны, так как процесс против Евгения Тарасова рассматривался в открытом судопроизводстве.
Подробнее с этой историей нас знакомит Андрей Нехлюдов, журналист издания «Вести Урала». Еще в феврале 2011 года, рассказывает журналист, когда должность сити-менеджера не являлась вакантной – ее занимал и успешно работал Виктор Трофимчук, член Совета Федерации рассказывал претенденту из Магнитогорска Тарасову, что, по поручению губернатора Михаила Юревича, к которому он чрезвычайно близок, курирует закрытые города Южного Урала: Снежинск, Трехгорный, Озерск. Однако – вот беда! – пишет Нехлюдов – у руля в подконтрольных территориях стоят не подконтрольные ему люди. Их необходимо заменить на более послушных и управляемых.
Губернатор Михаил Юревич и протеже сенатора Цыбко Евгений Тарасов (на фото справа)
Убедившись в том, что Евгений Тарасов вполне лоялен, продолжает журналист, К.Цыбко начал действовать: он буквально выдавил упрямого Трофимчука, не желавшего идти на то, на что потом с готовностью пошел его приемник, согласовал кандидатуру магнитогорца с губернатором и даже таинственным представителем «Росатома» – и добился назначения своего протеже на ключевой озерский пост.
Показания Тарасова свидетельствуют о том, что сенатор лез из кожи вон не ради процветания родного города, делегировавшего ничем себя не зарекомендовавшего симпатягу в политику, и уж тем более – не ради малоизвестного ему выходца из кузницы металлургов. Высокие категории (в отличие от высоких слов) недоступны прагматичному члену Совета Федерации, подозревает «Вести Урала». Как явствует из протоколов, пишет Андрей Нехлюдов, после назначения Тарасова его благодетель не раз и не два напоминал ему, что потратил слишком много сил, продвигая в местную власть его кандидатуру, и намекал на адекватное вознаграждение. Намек был понят, что, в конечном итоге, и привело сити-менеджера на скамью подсудимых.
Занимательная деталь из сканов: допрашиваемый говорит о том, что Цыбко обещал ему и впредь содействовать в карьерном росте – вплоть до кресла мэра Магнитогорска. Судя по всему, ограничиваться исключительно интересом к бюджетам ЗАТО предприимчивый политик не собирался, предполагает журналист. Словам бывшего сити-менеджера трудно не поверить, продолжает он, особенно если знаешь, с каким остервенением бился народный избранник за ускользающее от него влияние на Озерск, как он всеми правдами и неправдами пытался протолкнуть на освободившуюся должность своего приятеля Максима Шейна, как подключил к давлению на местных депутатов губернатора Михаила Юревича. Не странно ли, что после ареста протеже Цыбко практически не появлялся в закрытом городе? Не потому ли, что он перестал быть его вотчиной?
Евгений Тарасов, Константин Цыбко и глава Озерского городского округа Александр Калинин
Далее Е.Тарасов подробно повествует о том, как познакомил Цыбко с земляком Олегом Лакницким, мечтающим развернуть в Озерске строительный и торгово-развлекательный бизнес. Сенатор любезно согласился помочь. Последствия его помощи озерчане ощущают до сих пор: строительная фирма из Магнитогорска вопреки мнению горожан и генеральному плану собирается возводить ТРК на месте проданного с молотка МУП «Озеленение» в центре тихого спального района, а также, по-хозяйски расположившись в здании муниципальной телерадиокомпании «Иртяш», периодически оставляет без ТВ старый район ЗАТО.
Но вознаграждение за услугу в размере 10 млн рублей, со слов Е.Тарасова, Цыбко от Лакницкого получил, пишет Андрей Нехлюдов. Более того, добавляет он, допрашиваемый утверждает, что одаривал вездесущего сенатора и ныне действующий депутат Госдумы Олег Колесников за то, что принадлежащие его семье аптеки «Классика» открылись на озерской земле.
Константин Цыбко незамедлительно отреагировал на появление документов в сети. Он назвал их фальшивкой и провокацией. С его мнением не согласилась Федеральная служба безопасности, подтвердившая подлинность протоколов, пишут «Вести Урала». Как сообщили в пресс-службе ведомства, данные бумаги не являются секретными, к ним имели доступ многие, в том числе и адвокаты обвиняемых, поэтому говорить об утечке сведений не приходится. Возникает закономерный вопрос: кто и почему предал их гласности именно сейчас, когда губернатор Южного Урала вздохнул с облегчением и начал демонстрировать не свойственное ему миролюбие, когда вопрос о его отставке отодвинулся на неопределенный срок, когда третьим человеком региона он сделал Николая Сандакова – верного соратника К. Цыбко и организатора всех его избирательных кампаний?
Евгению Тарасову не повезло… кому повезет больше? Обыски в администрации Озерска (из оперативной съемки спецоперации, проведенной сотрудниками УФСБ по Челябинской области)
Нелепо думать, считает Андрей Нехлюдов, что информацию слили представители силовых ведомств. По прочтении документов у любого здравомыслящего человека возникнет резонное недоумение: почему, в таком случае, сенатор до сих пор остается сенатором и не начинает свой рабочий день с дотошной беседы в компетентных органах? Скорее всего, силовики занимаются очередным высокопоставленным фигурантом без лишней помпы и дополнительная шумиха им ни к чему.
Сам Константин Валерьевич, ставший вчера еще и антигероем публикации Сергея Пархоменко, полагает, что атака связана с его политической деятельностью (традиционное объяснение, о популярности которого среди южноуральской элиты «Вести Урала» уже не раз писали). Он якобы является одним из авторов законопроекта, который предлагает возмещать россиянам из бюджета средства, незаконно изъятые в иных государствах по решениям иностранных судов. Россия, в свою очередь, сможет забирать себе имущество этого государства, находящееся на территории России, чтобы покрыть расходы бюджета. По мнению оппонентов, этот закон разрабатывается в интересах очень узкой и суперобеспеченной когорты россиян и ставит страну вне мировых процессов.
То, что проект, инициированный Цыбко, вызывает неприятие и бурные споры, очевидно. Но если он стал причиной активных нападок на сенатора, то почему первыми на появление протоколов в сети отреагировали сугубо областные ресурсы? Более того – прогубернаторские? Они, конечно, устами самого сенатора опровергли их достоверность, но информацию-то сообщили! Если учесть, что один из порталов, пустивших в большое плавание ссылку на копии, недавно опубликовал оду в адрес бывшего вице-губернатору Олегу Грачеву с обильными снимками его боевой юности, то можно предположить, что давний антипод Цыбко со-товарищи вновь вышел на тропу войны.
Как уже рассказывали «Вести Урала», Грачев и Цыбко невзлюбили друг друга с того самого момента, как последний нарисовался в окружении Михаила Юревича. Проверенный годами заместитель сразу увидел в красавчике нувориша, претендующего на доверие патрона. Между соперниками началась борьба за степень влияния на главу региона, порой – откровенная, чаще – негласная. Не исключено, что победа осталась бы за прожженной командой Грачева, если бы на определенном этапе он, по непонятным причинам, не пошел на контакт со своим противником и не объединил усилия в борьбе против Озерска и травле его главы Александра Калинина. Оба сломали зубы о ЗАТО, пишут «Вести Урала», но Цыбко вышел из битвы с наименьшими потерями, дистанцировавшись от нее и слив временного союзника. Грачева потянуло на дно еще и дело о клевете на бывшего председателя областного суда Федора Вяткина.
Олег Николаевич храбрится, заявляя, что устал от политики и хочет отдохнуть. Но вряд ли он сможет ввести знающих его людей в заблуждение этими заверениями. Он не смирился и не простил, полагают «Вести Урала»: «Рискнем предположить, что протоколы допроса Евгения Тарасова появились в сети не без его участия». Понятно, что бьют они не только по краснобаю Цыбко, который отстранился от региона и отчаянно пытается зацепиться в столице, но и по его помощнику, ныне вице-губернатору Николаю Сандакову, и по назначившему его Михаилу Юревичу, тоже, кстати, мечтающему о Москве.
В целом вся эта история с показаниями Тарасова еще раз продемонстрировала нежизнеспособность Юревича и его ближайшего окружения, в котором, похоже, не осталось ни одного не замаранного в делах о клевете или коррупции чиновника, считает журналист «Вестей Урала». Кризис власти в регионе так и не преодолен. Из него, судя по всему, есть только один выход – не перетасовка кадров, а полная и окончательная отставка губернатора.