FLB: Скандальные уголовные дела не помешали «плановой замене» дорогостоящих иномарок в «дочке» «Оборонсервиса»
"«Замешанный в громком коррупционном скандале с хищением активов Минобороны холдинг «ОАО «Славянка» обновил свой автопарк. Новое руководство компании одобрило покупку для нужд своего московского офиса BMW 5, Toyota Camry и Ford Focus общей стоимостью почти в 8 млн рублей. Ранее холдинг уже пытался купить за 17 млн рублей сразу восемь японских внедорожников Toyota Highlander, однако после того, как эти планы получили широкую огласку, заказ был отменен, - пишут 7 мая «Известия».
Заказ на покупку новых автомобилей ОАО «Славянка» был размещен на электронной торговой площадке в конце марта — начале апреля. Его общая стоимость оценивалась в 7,6 млн рублей. Большая часть этой суммы была выделена на покупку BMW 520 и двух Toyota Camry.
Премиальный немецкий бизнес-седан представители «Славянки» просили предоставить в скромной комплектации, из которой выделяется разве что спортивный кожаный руль с мультифункцией и «пакет курильщика». Начальную цену на иномарку «Славянка» установила в 1,8 млн рублей.
В конкурсе участвовали всего два крупных столичных автохолдинга. Один из них предложил BMW за выгодную цену в 1,72 млн, но, тем не менее, победить в конкурсе так и не смог. Заказ выиграли их конкуренты, «скинувшие» от начальной цены лота всего лишь 1 тыс. рублей.
Что касается Toyota, то «Славянку» интересовали машины с полным «фаршем». За каждую «японку» представители военного холдинга готовы были выложить до 2,1 млн рублей. В итоге машины были куплены за 1,9 млн рублей.
Оставшиеся деньги руководство холдинга потратило на покупку разъездных «рабочих лошадок» — легкового Ford Focus и микроавтобуса Ford Transit.
Все машины предназначены для нужд московского филиала «Славянки». Кстати, провинциальные офисы военного холдинга живут скромнее и в основном покупают более дешевые машины — например, UAZ Patriot.
В самой «Славянке», которая регулярно упоминается в коррупционных скандалах, изданию не смогли пояснить, для кого именно и зачем были приобретены дорогие иномарки. Представители холдинга уклончиво пояснили, что это плановая замена существующего автопарка.
Напомним, что в феврале 2013 года «Славянка» уже пыталась обновить свой автопарк дорогими джипами. Новые руководители холдинга, пришедшие на смену арестованным Александру Елькину и Константину Лапшину, одобрили заказ на покупку за 17 млн рублей восьми японских внедорожников Toyota Highlander.
После публикации об этом в СМИ заявка на джипы загадочным образом исчезла из аукционной документации. В самой «Славянке» изданию пояснили, что компания отказалась от покупки Highlander ради экономии.
Напомним, что на аукционной документации на Highlander под резолюцией «утверждаю» стояла фамилия нового гендиректора «Славянки» Олега Белавенцева. Правда, в самом холдинге утверждали, что документы готовились еще при прежнем руководстве.
На должность гендиректора ОАО «Славянка» Олег Белавенцев был назначен в декабре 2012 года после разразившегося коррупционного скандала и ареста бывшего руководителя компании Александра Елькина. Последнего сейчас обвиняют в хищении 53 млн рублей. Сам он категорически отрицает свою вину, утверждая, что все претензии к нему относятся к категории гражданско-правовых отношений, а такие вопросы должны разрешаться в ходе арбитражных судебных процессов.
Сейчас Следственный комитет объединил в одно производство три уголовных дела по фактам хищений через компанию «Славянка» активов и средств Минобороны, выделенных на содержание и обслуживание зданий. Кроме Елькина в рамках этого дела предъявлены обвинения Андрею Луганскому, Юлии Ротановой и Константину Лапшину. Предварительный ущерб государству от махинаций оценивается более чем в 400 млн рублей».
9 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Зять Пузиков взял автопарк тестя на банковскую гарантию» говорилось: «в уголовном деле о многомиллиардных махинациях с автопарком Генштаба, к которым, согласно документам, может быть причастен экс-министр обороны Анатолий Сердюков, появились новые детали. Банк «Санкт-Петербург», акционером которого является зять экс-министра обороны Валерий Пузиков, предоставил гарантию на 1 млрд рублей под госконтракт на обслуживание 560 автомобилей Минобороны. Эксперты считают, что таким образом финансист пытается спасти Сердюкова от уголовного преследования, а сомнительную сделку — от расторжения.
Летом прошлого года следователи вскрыли аферу с передачей в аутсорсинг автопарка Генштаба, когда военные за 10 млрд фактически сами у себя арендовали по завышенной цене 560 автомашин: от люксовых иномарок до грузовиков «КамАЗ». Цена годового ухода за одной машиной составила более 6 млн рублей. Тогда же было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц — наказание до 10 лет лишения свободы»).
— Контракт на 10 млрд рублей по обеспечению автотранспортом воинских формирований в 2011–2013 годах был заключен войсковой частью № 83466 (автобаза Генштаба) с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России», — рассказал источник в правоохранительных органах. — При этом для получения контракта ФГУП предоставило поддельную безотзывную банковскую гарантию на 1 млрд рублей от Московского филиала Тверского коммерческого банка КБЦ.
Однако в октябре 2012 года, когда уже шло расследование уголовного дела, к сделке неожиданно подключился еще один участник — банк «Санкт-Петербург».
— ФГУП подал в арбитражный суд иск к Московскому филиалу Тверского коммерческого банка КБЦ о признании гарантии и соглашения о ее выдаче недействительными, а одновременно с этим направил в войсковую часть письмо с требованием включить в контракт другую безотзывную банковскую гарантию на 1 млрд рублей от банка «Санкт-Петербург», — сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах.
Банк «Санкт-Петербург» — один из крупнейших региональных банков России. Согласно данным рейтинга банков «Интерфакс», по итогам 2011 года он занимал 16-е место по размеру активов (321,1 млрд рублей), 18-е — по капиталу (31,9 млрд рублей) и 16-е — по объемам размещенных в нем средств частных лиц (84,9 млрд рублей). По данным на 14 марта 2013 года, в число акционеров банка входит зять экс-министра обороны Анатолия Сердюкова Валерий Пузиков. Он владеет 4,55% акций банка через компанию «ООО «Инвестпроект».
Источник «Известий» считает, что именно Пузиков сумел пробить выделение миллиардной гарантии под скандальный контракт.
— Таким образом Пузиков пытается спасти контракт от расторжения, а себя вместе с Сердюковым — от уголовного преследования, — пояснил собеседник. — Сам Пузиков до 2010 года возглавлял этот ФГУП, а Сердюков лично курировал всю сделку и даже поставил свою подпись под допсоглашением, когда его отказались подписывать даже подчиненные экс-министра.
Сам Валерий Пузиков оказался недоступен для комментариев «Известиям».
В банке «Санкт-Петербург» «Известиям» подтвердили, что Валерий Пузиков является одним из совладельцев банка. Однако прокомментировать выдачу банковской гарантии ФГУПу, замешанному в уголовном деле и махинациях с автотранспортом Минобороны, отказались.
Адвокат Сергей Яшенко из коллегии «Град» считает, что замена одной безотзывной банковской гарантии на другую — это попытка перевести уголовную ответственность на гражданско-правовые рельсы.
— Это действие можно рассматривать как попытку так называемого деятельного раскаяния, и если при этом ущерба от сделки нет, то и попытаться переквалифицировать статью на более мягкую, — объясняет Яшенко. — Но мне кажется, появление новой банковской гарантии вряд ли повлияет на само уголовное дело, поскольку преступление является оконченным в момент его совершения, то есть когда предъявляли эту фальшивку.
Адвокат Владимир Сергеев полагает, что новая гарантия — еще и попытка избежать гражданских имущественных исков, которые могут быть предъявлены против кого-то из участников этой сделки.
По мнению адвоката Артура Рамазанова, появление еще одной банковской гарантии может стать поводом к проверке, а потом и к возбуждению нового уголовного дела — против тех участников тендерной комиссии, которые принимали решение о выборе победителя.
— По идее тендер тот надо отменять, поскольку налицо как минимум недобросовестность при его проведении, — замечает Рамазанов. — А следствие уже будет решать, по какой статье возбуждать новое уголовное дело: или по признакам злоупотребления полномочиями, или за подкуп.
С Рамазановым согласен и вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
— Если у компании не было на момент заключения контракта банковской гарантии, то контракт должен быть расторгнут, — поясняет Абзалов, отмечая, что получить банковскую гарантию довольно сложно. — Гарантия — это фактически страховка от убытков, которую выдает банк.
По данным «Известий», в деле о махинациях с автопарком Минобороны фигурируют три контракта. Два из них относятся к началу правления Анатолия Сердюкова в Минобороны. В 2009 году военные заключили контракт на «оказание услуг по автотранспортному обеспечению» формирований, дислоцируемых в Москве и 20-километровой зоне за ее пределами» с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Федеральной налоговой службы», которым в то время руководил муж сестры Анатолия Сердюкова Валерий Пузиков. Сумма госконтракта, рассчитанного до 2010 года, составила около 400 млн рублей. За несколько дней до его окончания с тем же Пузиковым был заключен аналогичный контракт, но уже на 3,5 млрд рублей до конца 2012 года. Между тем сама автобаза в 2010 году стала филиалом войсковой части № 83466, а предприятие Пузикова переименовано в «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Министерства обороны».
«Известия» попытались связаться с командиром в/ч №83466 Александром Грабко и руководителем петербургского инжтехцентра Валерием Седовым, но оба от комментариев отказались. В ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Москве и Московской области» «Известиям» подтвердили, что финансирование контракта шло через них, но саму сделку, как и липовую банковскую гарантию, и сам тендер, проверяли чиновники Минобороны.
Кстати, еще месяц назад представители СКР заявили о том, что военные следователи приглашали на допрос по делу о махинациях с автобазой Генштаба Анатолия Сердюкова, но он отказался что-то прояснить, сославшись на 51-ю статью Конституции, позволяющую не свидетельствовать против себя», - писали «Известия».