FLВ: Итоги многолетней деятельности губернатора Тамбовской области Олега Бетина. Независимый экспертный доклад
"Интерес к региональной политике в современной России традиционно высок и всегда подогревается текущими событиями. Например, стоило прошлым летом вернуть выборы губернаторов, как в конце года вновь стали звучать предложения их отменить. В своем декабрьском послании к Федеральному Собранию президент Владимир Путин поставил на перспективу задачу, чтобы все российские регионы стали экономически самостоятельными. Это весьма любопытный шаг в условиях жесткой «вертикали власти». И, как представляется, необходимый.
Но насколько способны регионы к самостоятельности? Думается, что ответ можно дать уже сегодня. Регионы в настоящее время сильно отличаются друг от друга с точки зрения эффективности управления, расходования бюджетных и привлеченных средств. И если какой-либо регион толком не справляется со стоящими перед ним задачами уже сейчас, то разве можно ожидать от него прорыва в будущем, после получения самостоятельности? Вряд ли.
Для примера возьмем типичную российскую провинцию - Тамбовскую область. С одной стороны, она недалеко от Москвы (менее 500 км до областного центра), но с другой - уровень жизни тамбовчан очень существенно отличается от столичного. Управляет Тамбовщиной в общей сложности уже 14 лет глава администрации области Олег Бетин. На самом деле, он вошел в областную элиту еще во времена СССР, занимая ответственные посты в КПСС. Тоже весьма типичная ситуация. В рейтингах политической выживаемости губернаторов Олег Бетин стабильно получает «четверку», впрочем, иногда она превращается в «тройку». В общем, твердый середняк, надежный губернатор. Но так ли стабильны и надежны результаты его деятельности?
FLB: Строительный пшик губернатора Бетина
Особой гордостью Олега Ивановича Бетина является жилищное строительство. По его заявлениям, в области сейчас вводится больше жилья, чем в советское время. Вспомним, что ещё около 10 лет назад тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков предложил построить в Тамбове 500 тыс. кв. м жилья, обеспечив привлечение средств столичных инвесторов Несомненна была и поддержка в этом вопросе прежнего представителя президента в ЦФО Георгия Полтавченко.
Так пошли ли на пользу тамбовчанам привлеченные Лужковым деньги? Не все так гладко. Во-первых, подвергается сомнению достоверность отчетности по вводу жилья. В 2010 году группа тамбовских депутатов подняла вопрос о приписках, допускаемых в сферах жилищного строительства и агропромышленного комплекса, и потребовала независимой проверки. Такая проверка проведена не была.
Во-вторых, сам губернатор Бетин признает, что покупательная способность населения низкая, чем обусловлен низкий спрос на жилье в регионе. Для его повышения существуют два основных способа: снижение себестоимости жилья и развитие ипотеки. В свою очередь, снижение себестоимости можно достичь путем предоставления для строительства земельных участков с развитой инфраструктурой, прежде всего, подведенными коммуникациями, а также путем поддержания конкуренции среди организаций-застройщиков, снятия бюрократических барьеров и т.п.
Так что же сделано для повышения спроса? Еще в 2006 году была принята подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Тамбовской области на 2006-2010 годы» с объемом финансирования более 1,5 млрд. рублей. И каков результат? В программе по развитию жилищного строительства, принятой в 2010 году, отмечается, что «проблемным вопросом в развитии жилищного строительства является отсутствие земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой». То есть, располагая четырьмя годами и полутора миллиардами рублей, администрации Тамбовской области проблему решить не удалось.
Что касается конкуренции, то в упомянутой программе 2010 года одной из задач действительно названы демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства. Однако уже в следующем году Олег Бетин поставил задачу создать в области единый строительный холдинг, который будет выполнять функции основного застройщика. Другими словами, никакой конкуренции в строительстве не будет. Мы можем только догадываться о причинах подобных шараханий и о том, кто же окажется во главе этого холдинга. Но то факт, что сын губернатора Вячеслав Бетин является заметной фигурой в сфере строительства и ЖКХ Тамбовской области, наводит на вполне конкретные размышления.
Про масштабное развитие ипотеки в регионе, в котором средняя зарплата одна из самых низких в ЦФО, всерьез говорить не приходится. Несмотря на то, что поставлена задача увеличить долю семей, способных приобрести жилье с 18% в 2010 году до 28% в 2015 году, трудно поверить в реальность ее выполнения.
FLB: Коммунальные хитрости руководства Тамбовской области
Администрация области не смогла себя проявить с лучшей стороны и в сфере ЖКХ. За 5 лет действия программ по капитальному ремонту многоквартирных домов на их реализацию затрачено почти 3,5 млрд. рублей. Однако, по признанию руководства области, качество ремонта часто остается низким. Хотя еще в 2010 году делались заявления о том, что недобросовестных подрядчиков впредь не будут допускать до проведения ремонта.
Любопытная деталь. В 2010 году в Тамбовской области было капитально отремонтировано 322 многоквартирных дома, причем ремонт осуществляли более 100 организаций. Получается в среднем по 3 дома на одного подрядчика. То есть, к капремонту привлекались в основном мелкие организации, с которых невозможно спросить за качество выполненных работ. У них попросту нет активов, на которые можно при необходимости обратить взыскание. Угроза отстранить от участия в капремонте на следующий год тоже не страшна: можно просто обанкротить организацию и учредить новую.
Как-то странно выходит в Тамбовской области, одни крайности: либо единый строительный холдинг, либо сотня мелких неконтролируемых подрядчиков. А почему бы не поискать «золотую середину» из 10-20 крупных и надежных организаций. Чтобы и конкуренцию обеспечить, и от появления контор типа «Рога и копыта» подстраховаться.
Если говорить о второй составляющей ЖКХ — коммунальном комплексе, то на его модернизацию в Тамбовской области тоже выделяются немалые средства. Например, за 2009-2011 годы — 1,9 млрд. рублей, из них 390 млн. рублей — средства федерального бюджета. Но если посмотреть на цепочку посредников между поставщиком и потребителем, то станет ясно: на улучшение оставляющего желать лучшего качества услуг никаких средств не хватит.
Так, в Тамбове между поставщиками тепла и гражданами может оказаться целых три звена: МУП «Тамбовинвестсервис», покупающий, а затем перепродающий всю производимую тепловую энергию, управляющая компания и ТСЖ. Сюда еще нужно добавить и муниципальный Единый расчетный центр, через который осуществляются все платежи, разумеется тоже не бесплатно. В результате, как говорится, «у семи нянек дитя без глаза». В такой ситуации потребителю очень трудно отыскать и привлечь к ответственности виновника предоставления некачественных услуг.
Можно, конечно, сетовать на несовершенство федерального законодательства, но появление в цепочке посредников МУП «Тамбовинвестсервис», а также одновременно управляющей компании и ТСЖ (на самом деле, достаточно одной из этих организаций) — целиком заслуга губернатора Бетина и его администрации, полагают эксперты.
FLB: Мог ли губернатор Бетин не быть в курсе этой мошеннической схемы?
Тамбовщина — исконно аграрный регион. В былые времена она славилась и высокими урожаями зерновых культур, и развитым животноводством. Увы, сегодня это все в прошлом.
Зато Тамбовская область успела «прославиться» совсем в другом — в известной всплывшей недавно истории о хищении 39 млрд. рублей в системе ОАО «Росагролизинг». В декабре прошлого года в области прошел ряд обысков в структурах, связанных с «Росагролизингом». Задержаны двое подозреваемых, которые, как считает следствие, присвоили 150 млн. рублей под предлогом закупки различных товаров у сельхозпроизводителей. Для небогатой Тамбовской области 150 млн. рублей - заметная сумма. Для сравнения, в 2009 году, в котором и произошло хищение, расходы областного бюджета по статье «Государственная поддержка сельского хозяйства» составили 857,4 млн. рублей. То есть, хищения составили около шестой части того, что выделялось на господдержку сельского хозяйства.
Мог ли губернатор Бетин не быть в курсе этой мошеннической схемы? Вряд ли? Тем более, что речь идет о взаимодействии с крупнейшей государственной лизинговой структурой, которая занимается поставками сельхозтехники. Областное руководство не просто могло, но и было обязано не оставаться в стороне, активно помогать тамбовским сельхозпроизводителям в приобретении техники через «Росагролизинг»! Ведь от этого зависит благополучие аграрной сферы, да и всей экономики Тамбовщины.
А вот иллюстрация того, как расходуются средства, выделяемые на развитие сельского хозяйства уже непосредственно из областного бюджета. В ноябре 2012 года были объявлены шесть открытых аукционов на общую сумму 496 млн. рублей на выполнение работ по обеспечению электроснабжения строящихся свиноводческих и комплексов и комплексов по производству комбикормов. Заказчиком являлось управление инвестиций Тамбовской области. Самый дорогой контракт на сумму 125 млн. рублей касался комплекса по производству 30 тыс. тонн мяса свинины в живом весе в год, рассчитанного на почти 130 тыс. голов. Цифры внушительные. Но интересно другое. В этих аукционах приняло участие в общей сложности девять организаций. Однако к каждому аукциону в итоге была допущена лишь одна - ООО «ЭнергоСтройКомплект». Все остальные претенденты не были допущены по формальным основаниям! В этом можно легко убедиться на сайте госзакупок, номера заказов — 0164200003012004849 и пять последующих.
Вы допускаете честность проведения шести аукционов, на которых одна и та же фирма побеждает путем снятия с дистанции остальных участников и получает госзаказ на без малого полмиллиарда рублей? Решительно невозможно поверить в то, что эти аукционы состоялись без вмешательства руководства Тамбовской области, действовавшего в пользу «победителя» — ООО «ЭнергоСтройКомплект». Ну а с конкретикой — был ли там откат или это ООО принадлежит близким к губернатору людям — пусть разбираются компетентные органы.
FLB: Архитекторы промышленного спада
Однако Тамбовщина была известна не только благодаря сельскому хозяйству. Вот выдержка из справочника советских времен: «В послевоенные годы четко определилась специализация промышленности области: химические продукты, машины и аппараты для химических предприятий, приборы и многое другое».
Про областной центр тогда говорили, что Тамбов это - город химиков и машиностроителей. Теперь некогда мощная тамбовская промышленность сошла на нет. Правда это касается и России в целом. Но если некоторые регионы уже прошли период глубокого спада и успешно применяют современные методы развития промышленности, то о Тамбовской области этого сказать нельзя.
Так, сегодня общепризнанным является кластерный подход, при котором на одной территории размещаются производства с родственными технологиями, общей сырьевой базой при обязательном наличии инвестиционной составляющей. Одним из субъектов РФ, в котором кластерный подход успешно применяется, является Калужская область. В ней созданы и успешно работают три кластера: автомобильный, транспортно-логистический и кластер биотехнологий и фармацевтики. Почему мы заговорили именно о Калужской области? Дело в том, что по количеству населения и географии она близка к Тамбовской: обе расположены в центре России, в обеих проживает немногим более 1 млн. человек.
В Тамбовской же области о кластерах только идут разговоры, а проекты развития промышленности касаются в основном отдельных предприятий. И то, эти проекты далеко не всегда успешны и уж тем более не инновационны. Например, с 2008 года в Тамбове освоена мелкосерийная «отверточная» сборка тракторов из импортных комплектующих. Само по себе, это неплохо, раз предприятие существует, дает рабочие места, платит налоги. Но говорить об инновационности такого производства и о его существенном влиянии на экономику региона не приходится.
А как много говорили о предстоящем переводе в Тамбов из Москвы завода по модернизации и строительству вагонов, какое важное значение придавали этому событию! Но с отстранением от должности Лужкова идея была похоронена.
Результаты, как говорится, налицо. Если в консолидированном бюджете Калужской области на 2012 год доходы от налога на прибыль организаций были предусмотрены в размере 10,9 млрд. рублей, то в Тамбовской области — только 3,95 млрд. рублей. Ну а по доходам и расходы. Отсюда и низкая зарплата в Тамбовской области, и недостаточное финансирование развития как экономики, так и социальной сферы.
FLB: В Тамбовской области наблюдается длительная устойчивая устойчивая миграционная убыль населения
Результаты такого недофинансирования плачевны. Приведем выдержку из доклада управления образования и науки Тамбовской области, датированного 2010 годом:
«В Тамбовской области наблюдается длительная устойчивая депопуляция населения области, провоцирующая рост коэффициента демографической нагрузки и снижение качества трудовых ресурсов. Сокращение численности населения области обусловлено двумя процессами: 1) естественная убыль населения за счет низкой рождаемости и высокой смертности; 2) устойчивая миграционная убыль населения».
Поясним, что миграционная убыль населения означает массовый отъезд жителей Тамбовской области на заработки в другие регионы, прежде всего столичный.
Констатация этих фактов — по сути дела приговор политике, проводимой командой Олега Бетина, вынесенный самой же этой командой. Но, что самое печальное, убыль населения повлекла за собой сокращение учреждений образования и здравоохранения. Мы уже проходили это с детскими садами. Когда за демографическим спадом последовал подъем, то выяснилось, что детских садов катастрофически не хватает, что записываться в очередь за местом в садике нужно с рождения ребенка, а то и раньше. Теперь же рискуем наступить на те же грабли, но уже со школами и больницами.
FLB: Как закрывали сельские школы
Так, на 1 сентября 2005 года в Тамбовской области действовало 825 общеобразовательных учреждений, а на 1 сентября 2011 года — только 539, из них лишь 122 в качестве самостоятельных юридических лиц, а остальные — в качестве филиалов, дающих в большинстве своем лишь начальное или основное (т. е. неполное) образование. Такое сокращение коснулось в основном сельских школ, что способно со временем окончательно стереть с карты многие деревни и села. Нужно заметить, что сокращение числа школ проходит и в других областях. Но если, например, в уже упомянутой Калужской области оно составило с 2005 по 2011 годы 23% , то в Тамбовской — 35%. Примечательно, что ни один из регионов ЦФО, кроме Тамбовской области, не пошел на снижение статуса большинства сельских школ путем их присоединения в качестве филиалов к более крупным школам.
Нужно отметить, что осуществленные в системе образования области преобразования были отнюдь не бесплатны. Только на программу модернизации образования на 2009-2012 годы предусматривалось выделение 469 млн. рублей, из них 197 млн. рублей — из федерального бюджета.
FLB: Как сократили число больниц и раздули госаппарат
Аналогичным путем «развивалось» и тамбовское здравоохранение. Если в 2000 году в области имелось 142 больницы, то в 2011 году — только 61 . Обеспеченность койками в расчете на 10 000 тысяч человек уменьшилась за этот период со 131 до 105. И это при сокращении населения! Количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось с 573 до 479, число врачей — с 4151 до 3672. Люди стали меньше болеть? Вовсе нет. Но, как полагают эксперты, медицинская помощь при губернаторе Бетине стала менее доступной.
Есть ли такая сфера, которой за время руководства Олега Бетина Тамбовщиной не коснулись бы сокращения? Да, конечно. И нетрудно догадаться, какая - это административный аппарат. Так, численность государственных служащих области увеличилась с 2002 по 2008 год с 736 до 1424 человек, т. е. почти вдвое! Потом руководство области, видимо, спохватилось и несколько снизило число госслужащих до 1300. Если в 90-е годы администрация области, областная Дума и избирательная комиссия области размещались в одном здании, то в настоящее время облизбирком уже занял целый особняк, а областная Дума готовится это сделать — строительство нового и не отличающего скромным экстерьером здания близко к завершению.
Судя по всему, и интерьер будет на уровне. В 2010 году один из депутатов поднял вопрос, почему заключается государственный контракт на строительство здания областной Думы на огромную сумму в 234 млн. рублей, хотя здание практически построено, остались лишь отделочные работы и оснащение его оборудованием, причем не самым дешевым, например, пассажирским панорамным лифтом в прозрачной шахте.
В принципе, можно ничего не иметь против разрастания госаппарата, если бы он четко выполнял свои функции. О том, что происходит в действительности, можно судить по обращениям граждан, размещаемым на неофициальном сайте губернатора betin.tambov.ru. Кстати, осведомленные люди объяснили, почему сайт называется неофициальным. Это сделано для того, чтобы не нести юридическую ответственность за рассмотрение оставляемых там обращений.
Попытка найти информацию о результатах рассмотрения обращений граждан на официальном сайте администрации Тамбовской области не удалась. Хотя органы власти обязаны по закону размещать такую информацию. А вот на сайте Тамбовской областной искомая информация представлена. Но почему-то она не радует. Так, из 366 обращений граждан, поступивших в облдуму в 2011 году, было разрешено положительно лишь 10 обращений. Своего рода КПД работы законодательного органа составил 2,7%!
Все сказанное показывает, что руководство Тамбовской области толком не справляется с решением стоящих перед регионом проблем. Причем, во многих случаях финансовые средства для решения этих проблем имеются. Поэтому наделение Тамбовской области в обозримой перспективе самостоятельностью едва ли приведет к улучшению ее социально-экономического положения. Скорее, оно усилит существующие негативные тенденции. Несомненно, что в аналогичном положении находятся и многие другие регионы. Четкое понимание этого факта должно привести президента и правительство страны к выводу, что экономическая самостоятельность регионов - дело тонкое и сугубо индивидуальное.
Пожалуй, что решение о предоставлении тому или иному региону дополнительных полномочий должно приниматься только после всестороннего анализа сложившейся в нем ситуации, в том числе, и итогов деятельности руководства региона. В результате, в ряде случаев станет ясно, что без замены губернатора ни о какой будущей самостоятельности региона говорить не приходится. Тамбовская область — как раз такой случай».