Капитан Иванов спал в одной постели c британским министром обороны
Теперь их общая любовница собирается рассказать, кто ей больше понравился.
"Главные герои
Кристина Килер вошла, а вернее попала в историю, когда ей было всего 16 лет. Как же - главная виновница самого большого политического, сексуального и шпионского скандала столетия, который по сей день вызывает огромный интерес.
После того как постельные утехи с ней стоили карьеры британскому министру обороны Джону Профьюмо и капитану ГРУ Евгению Иванову, соблазнительница затаилась. Она не встречалась с журналистами, след Кристины вообще потерялся.
И вот - анонс: в начале следующего года, к юбилею скандала, выйдут мемуары бывшей профессиональной проститутки. Причем не где-нибудь, а в уважаемом издательстве "МакМиллан", которое принадлежит родственникам экс-премьера Гарольда МакМиллана. Пикантность же ситуации в том, что "дело Профьюмо" нокаутировало МакМиллана вместе со всем его правительством. Такие вот исторические парадоксы...
В предвкушении выхода мемуаров о них без устали пишут и говорят. При этом часто ссылаются на уже существующий бестселлер - книгу "Голый шпион", написанную любовником Килер офицером Евгением Ивановым.
Капитана третьего ранга, заместителя советского военно-морского атташе в Великобритании называют на Западе "русским Джеймсом Бондом". Военный разведчик высшего класса написал захватывающий документальный детектив, о существовании которого в России мало кто знает.
Кто свел капитана, шлюшку и Профьюмо
Весной 1960 года Иванов сдружился со светским тусовщиком Стивеном Уордом, в доме у которого проживали две малолетние стриптизерши, официально числившиеся исполнительницами экзотических танцев. Одна из них, Манди Райс-Дэвис была любовницей Уорда. Кристина же, как утверждали, проживала при ней в качестве подружки.
Иванов с помощью Стивена быстро перезнакомился с его светскими знакомыми, среди которых были принц Филипп, нефтяной магнат Пол Гетти, Уинстон Черчилль. И стал "скачивать" ценную информацию...
8 июля 1961 года Уорд пригласил целую компанию, в том числе Кристину и Евгения, провести пару дней в загородном коттедже. Он был расположен в Беркшире, по соседству с поместьем лорда Астора, где в тот момент гостили супруги Профьюмо.
Первая встреча
"Я впервые встретил эту полуграмотную провинциальную девочку без каких-либо моральных устоев весной 1961 года. Кристина Килер была опасным существом, коварным и вероломным. Об этом сразу сказали мне ее глаза: они светились страстью, чувственностью и хитростью. Она походила на маленького зверька, грациозного и очаровательного, но при этом оставалась хищницей.
У меня есть причины ненавидеть эту испорченную, но очаровательную соблазнительницу, которая спала в одно и то же время не только со мной и Профьюмо, но и с лордом Астором и еще дюжиной официальных лиц высочайшего ранга. Вернувшись в Москву, я узнал, что Центр подготовил санкцию на шантаж Профьюмо. Нашему агенту надо было поговорить с ним о некоторых деталях его романа с Кристиной и показать ксерокопии секретных документов, которые я украл с его стола. Если бы он отказался от сотрудничества, конфиденциальная информация, включая самые пикантные постельные подробности, просочилась бы в прессу.
В Москве были уверены в том, что это сработает, поскольку Профьюмо вряд ли пошел бы на публичный скандал и унижение. Он почти наверняка согласился бы сотрудничать. Министр не должен был знать, на кого работает, поскольку раскрывать себя было не в интересах ГРУ.
Но операция провалилась из-за Килер. Она в числе прочих любовников завела наркомана, который однажды в приступе гнева начал стрелять в ее доме. Появилась полиция, потом репортеры, и вскоре от Кристины стало известно о ее связях с английским министром обороны и русским военным. Мне пришлось покинуть Лондон".
Джон Профьюмо был назначен на пост военного министра в 1960 году.
Когда пресса прознала про его связь с Килер, Профьюмо поначалу все отрицал. 22 марта 1962 года в парламенте он заявил, что не имел с ней никаких отношений. Но затем, когда выяснилось, что в деле также был замешан еще и советский разведчик Иванов, Профьюмо подал прошение об отставке. И одновременно признался, что солгал членам парламента.
Они вгрызлись друг в друга, как звери
"...В тот день Кристина решила поплавать в бассейне, который был в особняке, где мы собрались, и Профьюмо не сводил с нее глаз, несмотря на присутствие его все более мрачневшей супруги (министр к тому моменту был 11 лет женат на актрисе Валери Гобсон. - М. О.). Он плавал рядом с ней, касался ее рук и плеч, в общем, флиртовал просто неистово.
Когда я собрался уходить, хозяин дома попросил меня подвезти Кристину.
- Пожалуйста, увези ее, - прошептал он мне в ухо. - Иначе министр совершенно потеряет голову.
В машине мы заговорили о ничего не значащих вещах. Потом ее рука дотронулась до моей, и через несколько секунд она уже гладила мои плечи и шею. Я сделал вид, будто ничего не замечаю, однако мне было все труднее вести автомобиль. Мы оба молчали, думая о том, что будет дальше. Затем Кристина предложила:
- Если не возражаете, попьем у меня чай.
Я ответил, что предпочитаю что-нибудь покрепче, и мы заехали в магазин за бутылкой.
То, что случилось дальше, стало предметом всевозможных спекуляций во все последующие годы. Теперь я признаюсь: да, я спал с Кристиной. Я дал ей возможность соблазнить меня. Но этот дьявол в образе девушки мог соблазнить кого угодно. Кроме того, я любил настоящий секс. И надеялся использовать новую знакомую в работе.
Едва выпив по капле, мы начали настоящее сексуальное сражение. Хорошо, что мебель была прочная, иначе наши любовные утехи нанесли бы очень большой материальный ущерб. Мы вгрызлись друг в друга, как звери. В течение секунд Кристина осталась без одежды. Когда я бросил ее на постель, то восхитился белизной ее кожи, красотой ее груди и тонкой талией.
Кристина была то мягкая и нежная, то свирепая и жестокая. Что-то животное было в ее руках, которыми она хватала каждую часть моего тела. Она так двигалась в жарком ритме нашей страсти, что мне казалось, вокруг нет ничего, кроме этой сексуальной бестии. Я вдруг почувствовал, что не будет ни завтрашнего дня, ни шпионажа. Есть только эта комната, эта ночь, эта женщина, которая так подходит мне по силе и энергии. Она отвечала каждому моему движению и давала мне почувствовать, что я король, который доставляет удовольствие тем, кто ему подчиняется.
Я уехал под утро, когда Кристина дремала. Я поздравлял себя с тем, что завоевал союзника. Как же я ошибался! После другой страстной ночи я понял, что никогда не смогу сделать мисс Килер моим сообщником.
Правда, тот факт, что она свела с ума Профьюмо, казался мне козырной картой в возможной будущей игре против министра обороны. Секс всегда был и остается мощным оружием политического шантажа и шпионажа. Кстати, ГРУ не использовало его так часто и успешно, как КГБ. В этой сфере Лубянка была бесспорным чемпионом".
Резидент, узнав о "треугольнике", очумел
"Нашим резидентом был тогда генерал-лейтенант Анатолий Павлов, официально считавшийся советником по науке советского посольства. Из Лондона он уехал в звании генерал-полковника.
Роман Профьюмо с Кристиной был мне очень на руку. Когда мой шеф узнал об их связи, он буквально остолбенел. Потом открыл сейф и вытащил бутылку водки. Опустошив ее с моей помощью, Павлов хрюкнул: "Черт возьми, какой поворот событий! Мы не должны упустить наш шанс. Мы устроим им фантастические неприятности".
Как мужчина, я понимаю министра Профьюмо. Горячая кровь его итальянских предков вызвала в нем страстную любовь. Но он фатально ошибался, думая, что никто об этом не узнает.
Я видел ряд высокопоставленных официальных лиц в министерстве обороны, и не только в Британии, но и у нас, у которых была слабость к сексу. Взять хотя бы советского маршала Гречко. Его близкий друг Брежнев назначил Гречко министром в 1967 году, и тот оставался на этом посту 10 лет - до самой смерти. Любовницей маршала была стюардесса его личного самолета. Идя навстречу амбициям пассии, Гречко распорядился, чтобы девушек принимали в Институт военных переводчиков (до этого их туда не брали. - М. О.). Его подруга редко посещала институт - приезжала в черном лимузине маршала лишь на экзамены и, естественно, получала высшие оценки, хотя ничего не знала. В Генштабе всем было известно о романе Гречко, но он не боялся отставки.
Профьюмо мог только завидовать стабильности положения советского министра обороны. Из-за разгоревшегося скандала он, а затем и глава правительства, ушли в отставку. "Дело Профьюмо" выбросило консерваторов с Даунинг-стрит, и правящей партией на многие годы стала лейбористская под руководством Гарольда Вильсона.
Когда Вильсон намеревался впервые прибыть в Москву в качестве премьер-министра, одним из его первых пожеланий было встретиться с капитаном Евгением Ивановым. Никита Хрущев, получив эту просьбу, связался с шефом ГРУ и приказал, чтобы мне об этом сообщили. Я надел парадную форму и отправился в Кремль. Там я напрасно прождал несколько часов. Позже мой босс признался мне:
- Когда Хрущев узнал о твоих подвигах и твоей роли в скандале с Профьюмо, он велел сделать программу пребывания Вильсона в Москве настолько плотной, чтобы у того не осталось даже минуты для встречи с тобой. Что и было выполнено.
Так что Гарольд Вильсон не встретился с тем, кому он обязан своим взлетом. Но я сожалею лишь о потраченном времени.
Должен признаться, что моральный аспект моей профессии не беспокоил меня многие годы. Моя совесть спала. Впрочем, в шпионаже мораль должна уступать место прагматизму".
"Женя умер несчастным и одиноким..."
"В один из январских дней 1963 года меня вызвал к себе резидент Павлов.
- Должен разочаровать тебя, Женя, но я получил приказ из Москвы о твоем немедленном отзыве на родину.
- Какой приятный новогодний сюрприз, - я пытался шутить, хотя мне было не до смеха.
- Для меня это тоже неприятный сюрприз. У нас были с тобой большие планы. Однако пакуй чемоданы.
Последние дни пролетели молниеносно - в сборах, покупке каких-то вещей для Москвы, прощальных встречах. Я позвонил в "Аэрофлот" и заказал билеты, зная, что меня прослушивают. После этого поехал на метро на вокзал и, удостоверившись, что нет слежки, купил два билета на поезд. На котором спокойненько и отбыл домой.
Как рассказали мне позже коллеги, в день отлета двадцать с лишним репортеров с камерами и диктофонами поджидали меня в аэропорту "Хитроу". МИ-5 (контрразведка. - М. О.) дала им сигнал.
Через некоторое время генерал Павлов вернулся в Москву и стал заместителем шефа ГРУ. Однажды он вызвал меня и начал спрашивать о здоровье жены, о моей работе. Поговорили немного и об Англии. А потом сказал:
- Знаешь, кто сообщил о надвигающемся скандале с Профьюмо? Ким Филби. Когда в КГБ получили эту информацию, они решили сделать широкий жест и поделиться ею с нами. Нашему начальству посоветовали спасти Иванова, пока не слишком поздно, и ты был отозван.
- Понятно. А кто такой Ким Филби?
- Чрезвычайно интересная фигура, Женя. Всего несколько человек знают о нем...
Мой внезапный отъезд из Лондона был, конечно же, связан с "делом Профьюмо". Когда романы Кристины выплыли наружу, министр обороны сделал заявление в палате общин. И обманул парламент, сказав, будто не имел никаких отношений с мисс Килер. Но она рассказала совсем другое, и Профьюмо пришлось подать в отставку. Что же касается моих контактов с Кристиной, никто не гладил меня за них по голове. В КГБ использовали подобные методы, однако ГРУ изображало себя "чистой" организацией. Хотя в действительности вовсе не было таковой".
...Евгений Иванов, ставший знаменитостью на Западе, у нас практически неизвестен. Слава к нему так и не пришла.
Он умер через несколько дней после своего дня рождения - на 68-м году жизни, в маленькой двухкомнатной квартирке, почти без денег и в полном одиночестве. Жена развелась с капитаном после тридцати с лишним лет совместной жизни. В последнее время разведчик сильно пил, и даже его богатырский организм не выдержал.Тело суперагента обнаружили только на третьи сутки после смерти. Близкий друг сказал на похоронах: "Женя умер несчастным и одиноким человеком. До своего последнего дня он мечтал, чтобы Майя вернулась к нему".
Детей у Ивановых не было.
"Голого шпиона" вы не найдете на прилавках российских магазинов. Хотя читается его книга в сто раз интереснее, чем десятки других мемуаров менее удачливых шпионов отечественного розлива. Их судьба не сводила со знаменитостями, которые откровенничали с Ивановым. К примеру, Евгений описывает, как проник в дом самого Уинстона Черчилля, побеседовал с хозяином, а потом добрался до любопытнейших документов, которые присылали ушедшему на покой премьеру.
В Англии рассекречивают архивы через 30 лет. Но грехопадения министра обороны этот закон не касается. Три папки из десяти вообще остались под замком, и, говорят, что их обнародуют не раньше, чем лет эдак через семьдесят. А другие бумаги появились на свет Божий с большими купюрами, имена часто изменены или опущены.
"Скандал" сделал из Джоан звезду
В 1989 году английский режиссер Майкл Кейтон- Джонс снял о "деле Профьюмо" фильм "Скандал".
Британского министра сыграл английский актер Йан Маккелан, Кристину Килер - его землячка Джоан Уоллей-Килмер (бывшая жена голливудской звезды Вэла Килмера), а капитана Иванова - голландец Джероен Краббе, которого частенько приглашали на роли "русских".
Для Джоан эта лента стала по-настоящему звездной, после ее выхода на экраны журнал "Пипл" включил ее в число пятидесяти самых красивых женщин мира.
"Скандал" получил хорошую прессу и был даже признан западными критиками одной из лучших картин 80-х. Кстати, в американском прокате лента получила рейтинг R - слишком много было в ней постельных сцен и весьма откровенных диалогов.
Килер уничтожила репутации всех своих любовников
Бедняга Уорд был осужден за сутенерство и покончил с собой в тюрьме. Его подружка Манди стала певичкой кабаре, потом открыла сеть доходных клубов.
Килер до сих пор упорно скрывается от репортеров. Сейчас, по слухам, живет в крохотной муниципальной квартирке в лондонском районе Челси. Бедствует и выглядит как "старая проститутка". У нее, как утверждают, нет денег даже на то, чтобы вылечить гнилые зубы. Может быть, выручит новая книга? Тем паче в ней будут напечатаны, как уже объявлено, самые скандальные и интимные фотографии, собственноручно сделанные Кристиной.
Кстати, также известно, что в мемуарах она дает свою оценку сексу с Ивановым. В отличие от своего русского любовника Кристина уверяет, что "в постели ничего впечатляющего не происходило" и половой акт продолжался обычно не больше пяти минут.
Профьюмо, вынужденный уйти из политики, посвятил себя благотворительности. И в 1975 году был удостоен королевой одной из высших национальных наград - звания "Кавалер ордена Британской империи 2-й степени".
Личное дело
Иванов Евгений Михайлович родился в 1926 году. Его отец, офицер Красной Армии, был выходцем из крестьян, а мать происходила из дворянского рода.
В 1943 году поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище, а в 1949-м - в Военно-дипломатическую академию в Москве. Окончив четырехгодичный курс в этой "кузнице кадров" для военной разведки, Иванов отправился в Осло в качестве помощника военно-морского атташе.
В Норвегии Иванову удается завербовать двух ценных агентов. В марте 1960 года он был откомандирован в Англию, где и трудился до января 1963 года. Супруга Иванова Майя, на которой к тому времени он был женат 10 лет, работала шифровальщицей в нашем посольстве.
Вернувшись в СССР, Иванов поступил в престижную Академию Генштаба, по окончании которой получил звание капитана 1 ранга. В отставку вышел в 1981 году с должности начальника аналитического отдела ГРУ.
Биографическая книга "Голый шпион" написана им вместе с журналистом Геннадием Соколовым и издана в 1992 году.
Умер Евгений Иванов в 1994 году.
Зачем шпиону бридж?
"Евгений Михайлович, зачем вы берете уроки бриджа? Я могу понять, если человек изучает иностранный язык или вождение автомобиля, но бридж? И за государственный счет?"
Я никогда не забуду этого прямого вопроса молодого дипломата в Норвегии (там Иванов почти пять лет работал до Англии. - М. О.), которого мне было поручено опекать. Он был явно озадачен тем, как старательно я изучал правила игры в бридж. Дотошный стажер узнал в бухгалтерии посольства, сколько стоили эти уроки, и, когда услышал сумму, пришел в смятение. Юный Пинкертон усмотрел в моих занятиях нанесение вреда государству и решил во что бы то ни стало вывести меня на чистую воду.
Он никак не хотел понять, что во время игры в карты ты имеешь возможность разговаривать, устанавливать нужные контакты и в результате получать необходимую информацию.
Бдительным пареньком был Володя Грушко, ставший через 30 лет первым заместителем председателя КГБ. Большевистская ретивость Грушко в конце концов дорого обошлась ему. Вместе со своим шефом Владимиром Крючковым он был арестован за участие в ГКЧП в августе 1991 года". "