«Свидетелей из Toshiba допрашивают, как подозреваемых»
FLB: Инициаторы громкого «дела томографов» сами попались на мошенничестве и «откатах»
"«Главное следственное управление СК РФ по Москве провело обыски у руководителей московского представительства компании Toshiba Рустама Бахтиозина и Андрея Рожкова. Именно они сообщили в правоохранительные органы о факте вымогательства $1 млн начальником департамента Главного контрольного управления (ГКУ) президента РФ Андреем Ворониным, рядом чиновников и бизнесменов, имевших отношение к поставкам томографов госучреждениям. Теперь самих Бахтиозина и Рожкова подозревают в крупном мошенничестве при продаже медицинского оборудования, - сообщает «Росбалт».
Как сообщил "Росбалту" источник в правоохранительных органах, обыски прошли в квартирах и частных домах Бахтиозина и Рожкова. Следователей интересовали документы о взаимоотношениях руководителей представительства Toshiba с рядом фирм и ФГУП "Предприятие по поставкам продукции Управления делами президента РФ" и ФГУ "НИИ урологии Росмедтехнологий". Как сказано в постановлении о производстве обыска, ГСУ необходимы бумаги, в которых "зафиксированы обстоятельства поставки компьютерного томографа с момента отгрузки от производителя до поступления в ФГУ "НИИ урологии Росмедтехнологий", установки, ввода в эксплуатацию и технического обслуживания, а также обстоятельства проверки и мониторинга рыночных цен на компьютерные томографы".
Сами Бахитозин и Рожков были допрошены. "Официально они фигурируют в деле в качестве свидетелей, однако это только формальность. Допросы с ними ведут, как с подозреваемыми", — рассказал "Росбалту" источник, знакомый с ситуацией.
Данные следственные действия проходили в рамках уголовного дела, возбужденного ГСУ СК РФ по Москве 26 октября 2011 года по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По версии правоохранительных органов, в 2009-2010 годах компания "Тошиба Медикал Системз" поставила НИИ урологии томограф Aquilion 64, за которой было уплачено 94,5 млн рублей государственных средств. Однако согласно заключению экспертов и выводам следствия, рыночная цена данного оборудования не превышает 73 млн рублей. Таким образом, как полагают в ГСУ, 21,5 млн рублей бюджетных денег были похищены при проведении сделки.
Примечательно, что поставка томографа происходила не напрямую от представительства Toshiba к НИИ, а при посредничестве ФГУП "Предприятие по поставкам продукции Управления делами президента РФ" ("ППП УДП РФ"). С участием этого же посредника оборудование марки Toshiba поступало и в ряд других медицинских учреждения, в том числе расположенных в Ярославской области. Это даже вызвало небольшую полемику во время совещания, посвященного хищениям при поставке томографов, которое летом 2010 года проводил Дмитрий Медведев. Глава ГКУ президента Константин Чуйченко тогда заявил, что Ростовская и Ярославская области приобрели томографы по наибольшим из всех возможных ценам. На это губернатор последнего региона Сергей Вахруков (отправлен в отставку несколько дней назад) возразил, что оборудование закупалось у Федерального государственного унитарного предприятие Управления делами президента РФ. "А вы думаете, там жуликов нет, что ли?",- парировал на это Медведев.
В результате в Ярославской области было возбуждено дело о мошенничестве при поставке томографов. На пресс-конференции руководитель СУ СК РФ по Ярославской области Олег Липатов заявил, что к грандиозной афере имели отношение "неустановленные лица из числа работников представительства "Тошиба Медикал Системз Европа" и ЗАО "Тошиба Медикал Системз". "Они закупили за пределами России дорогостоящую технику по заниженной цене, предоставив на таможне документы с заведомо завышенной ценой", — объявил Липатов.
Теперь руководителями представительства Toshiba заинтересовались уже и столичные следователи.
Напомним, Рустам Бахтиозин и Андрей Рожков принимали активно участие в разоблачение целой группы чиновников и бизнесменов, занимавшихся аферами при поставке томографов. В 2010 году ГКУ администрации президента проводило масштабную ревизию сделок с медицинским оборудование. Участие в ней принимал начальник департамента ГКУ Андрей Воронин.
Как выяснили сотрудники ГУЭБиПК МВД РФ, он составил так называемый "черный список" поставщиков медицинского оборудования (в основном — представительств крупных зарубежных компаний), которые попали под подозрение в связи с сомнительными сделками с томографами.
По данным оперативников, этот список Воронин передал своему знакомому — директору ФГУП "Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" Вадиму Можаеву, а тот подключил "к работе" руководителя представительства компании "РосЛинМедикал", гражданина Израиля Леона Зильбера.
Зильбер и Можаев стали рассказывать другим участникам рынка по поставкам томографов, что они попали в "черный список", но при помощи Воронина могут быть вычеркнуты из него. Стоимость услуги они обозначали в $1 млн, который необходимо перевести на счета офшорной фирмы. Для убедительности своих слов парочка приглашала на переговоры бывшего заместителя министра здравоохранения Алексея Вилькена (он занимал этот пост в 1992 году и в период с 1996 по 1999 годы), который пользуется большим авторитетом в медицинской среде. Он подтверждал серьезность ситуации и выступал гарантом того, что все стороны соблюдут условия сделки.
Когда в 2010 году мошенники обратились с предложением выйти из "черного списка" к директору московского представительства Toshiba Рустаму Бахтиозину, тот подал заявление в МВД РФ. Представители иностранной компании начали записывать все переговоры. В ноябре 2010 года сотрудник Toshiba Андрей Рожков в помещении ресторана "Суши весла" на Лубянской площади передал Вилькену платежку, свидетельствующую, что требуемая сумма поступила на один из счетов в латвийском Trasta komercbanka. После этого бывший замминистра был задержан. Следом под стражу взяли Можаева, Зильбера и Воронина. Чиновник КРУ сразу заключил сделку со следствием и начал давать признательные показания. В апреле 2011 года Тверской суд Москвы приговорил его к минимальному сроку — трем годам лишения свободы.
После этого сотрудничать со следствием начали Зильбер, Вилькен и Можаев, ранее отрицавшие свою вину. Двое последних получили по три года условно. Зильберу, который является гражданином Израиля, Тверской суд назначил наказание в виде штрафа в 100 тыс. рублей».
Как сообщало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Последние "кремлевские вымогатели" договорились с судом», «закончено расследование дел двух последних участников группировки бывшего начальника департамента контрольного управления (КУ) президента РФ Андрея Воронина, пытавшейся получить $1 млн у московского представительства концерна Toshiba. Директора ФГУП "Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" Вадима Можаева и бизнесмена Леона Зильбера, признавших свою вину, осудят в особом порядке. Ранее по той же схеме были осуждены Воронин и бывший замминистра здравоохранения России Алексей Вилькен. При этом все они в итоге оказались на свободе.
Начальник департамента контроля в социальной сфере контрольного управления президента России Андрей Воронин, директор федерального государственного унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика-застройщика Росздрава» Вадим Можаев, бывший замминистра здравоохранения Алексей Вилькен и директор компании Rosslyn medical Леон Зильбер были задержаны за вымогательство осенью 2010 года.
Следственная часть главного управления МВД РФ по Центральному федеральному округу закончила следствие по делам Вадима Можаева и гражданина Израиля Леона Зильбера, направив в Генпрокуратуру РФ на утверждение обвинительные заключения. Они так же, как и их бывшие подельники Андрей Воронин и Алексей Вилькен, полностью признали свою вину в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере в составе организованной группы), и заключили досудебные соглашения со следствием.
По условиям сделки адвокаты Зильбера и Можаева могут просить суд о так называемом особом порядке рассмотрения их дела без заслушивания свидетелей, а также оглашения и исследования доказательств. В этом случае, согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса РФ, наказание для них не может превысить трех четвертей максимального срока заключения, предусмотренного УК за мошенничество, то есть не более семи с половиной лет. А учитывая досудебную сделку, они могут быть приговорены только к половине этого срока. При этом у судьи остается право назначить им условное наказание как ранее не привлекавшимся к уголовной ответственности. Вероятнее всего, именно так и случится».
Главный фигурант громкого дела Андрей Воронин, был задержан в конце ноября 2010 г. на своем рабочем месте в здании Контрольного управления президента РФ на Старой площади. Следствие установило, что чиновник и его сообщники воспользовались в своих целях громким коррупционным скандалом с госзакупками по завышенным ценам дорогостоящих медицинских томографов, когда президент России Дмитрий Медведев назвал эту ситуацию "циничным, хамским воровством государственных денег" и приказал провести тщательное расследование.
Воронин через своих посредников - Можаева и Зильбера - оповестил производителей медицинского оборудования о том, что в Росфинмониторинге в связи со скандалом создан черный список компаний, а попавшие в список фирмы больше не смогут участвовать в государственных тендерах. За исключение из списка он потребовал с каждой компании по 1 млн долларов.
По сведеньям СМИ, Зильбер и Можаев были участниками своеобразного "закрытого клуба" поставщиков томографов. Первый, долгое время занимался продажей медоборудования, производимого General Electric, а второй до прихода во ФГУП реализовывал аналогичную продукцию марки Siemens. Участники этого клуба имели обширные связи среди чиновников разного ранга, во время встреч они определяли цены на томографы, кто будет участвовать в каком конкурсе на поставку медоборудования и какими должны быть условия конкурсов, чтобы победителем гарантировано стала нужная фирма.
Зильбер и Можаев стали рассказывать другим участникам рынка, что они попали в "черный список", но при помощи Воронина могут быть вычеркнуты из него. Стоимость такой услуги они обозначали в $1 млн, который необходимо перевести на счета офшорной фирмы. Для убедительности своих слов, парочка приглашала на переговоры бывшего заместителя министра здравоохранения Алексея Вилькена (он занимал этот пост в 1992 году и в период с 1996 по 1999 годы), который пользуется большим авторитетом в медицинской среде. Он подтверждал серьезность ситуации и выступал гарантом того, что все стороны соблюдут условия сделки.
В милицию обратился гендиректор московского представительства Toshiba Рустам Бахтиозин, после чего переговоры с вымогателями проходили под контролем оперативников. Все участники преступления были задержаны после того, как представитель Toshiba передал Вилькену, выполнявшему роль гаранта исполнения всеми сторонами своих обязательств, подтверждение о переводе 900 тыс долларов на указанный мошенниками счет в латвийском банке.
Воронин был уволен за грубое нарушение должностных обязанностей.
Воронин оказался единственным фигурантом дела, получившим реальный срок наказания. Несмотря на сделку со следствием, 5 апреля этого года он был приговорен Тверским судом к трем годам колонии общего режима. Чиновник пытался обжаловать приговор, по его мнению, "подрывающий веру в сам институт досудебного соглашения" в Мосгорсуде, но получил отказ. Правда, уже вскоре Андрей Воронин оказался на свободе по УДО.
На свободе сейчас находится еще один фигурант этого дела - бывший замминистра здравоохранения Алексей Вилькен. В конце сентября он был приговорен к условному сроку. Кроме того, Вилькен был взят под госзащиту как ценный свидетель по делу начальника Главного военного медицинского управления Минобороны РФ, генерал-майора Александра Белевитина, обвиненного в получении взятки. Бывший замминистра дал показания, что он выступал посредником в передаче денег генералу за обеспечение победы в конкурсе на закупку томографов. ФСБ заявило, что по результатам прослушки стало известно о том, что Белевитинов готовит убийство Вилькена. Однако обвинение генералу по этому пункту предъявлять не стали, а его защита заявила, что генерал стал жертвой оговора».
Как пишет сегодня «Коммерсант», «в Московском окружном военном суде (МОВС) вчера началось рассмотрение дела бывших начальника главного военно-медицинского управления Минобороны Александра Белевитина и его заместителя Алексея Никитина. Генералы обвиняются в получении взяток: за вознаграждение они предоставляли коммерсантам право продать своему ведомству медоборудование по завышенной цене. Теневой доход от медицинского снабжения, как установило следствие, получали десятки чиновников самого высокого ранга, расхитившие в общей сложности около 5 млрд руб. Как утверждают в правоохранительных органах, на участников расследования дела Белевитина оказывалось беспрецедентное давление.
Комментируя начавшийся процесс, официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил вчера, что генералы обвиняются в злоупотреблении должностными полномочиями и получении взятки группой лиц по предварительному сговору и в крупном размере (ст. 285 и 290 УК РФ). Следствие полагает, что Белевитин и Никитин за откат в размере ?180 тыс. оказали содействие коммерсантам в заключении госконтрактов на поставку Минобороны компьютерных диагностических томографов. Оборудование в итоге было приобретено по завышенной цене — за 187 млн руб., из которых 51 млн руб. эксперты сочли причиненным государству ущербом.
Официальный представитель СКР особо отметил, что на протяжении всех десяти месяцев расследования следствию оказывалось мощное противодействие. Так, например, обвиняемые пытались скрыть улики, поэтому обыски приходилось иногда проводить по десяти адресам одновременно. Чтобы избежать возможного давления на свидетелей со стороны Белевитина и Никитина, обоих пришлось взять под стражу.
При этом близкие к следствию источники "Ъ" оценили ситуацию еще более жестко. По их данным, на участников расследования оказывалось прямое давление. Так, например, члены следственно-оперативной группы неоднократно обнаруживали за собой слежку. "Пробив" соглядатаев, правоохранители установили, что те состоят на службе в ЧОПах и детективных агентствах, созданных из бывших сотрудников спецподразделений Минобороны. Установить заказчика и цели слежки не удалось. Кроме того, два члена следственно-оперативной группы обнаружили, что в их квартирах, пока хозяев не было дома, с неизвестной целью побывали посторонние. Ценности и деньги гости не тронули, но это обстоятельство еще больше насторожило участников расследования. В итоге пострадавшим даже выделили госзащиту. Интересно, что в число объектов негласного наблюдения попали не только задействованные в расследовании правоохранители, но и адвокат обвиняемого Никитина Александр Обозов. Как сообщил "Ъ" сам защитник, в своей Audi Q7, оборудованной спутниковой сигнализацией, он случайно обнаружил замаскированный аудиопередатчик. "Мой сосед Николай как-то ехал за мной на своем автомобиле,— рассказал адвокат Обозов.— А потом говорит: твоя машина глушит мой антирадар. Стал разбираться, в чем дело, и нашел под плафоном потолочного фонаря маленькую черную коробку с микрофоном и антенной, подключенную к бортовой сети автомобиля". По словам адвоката, "жучок" он вырезал кусачками и показал специалистам. Те сказали, что это профессиональный радиопередатчик дальнего радиуса действия, с помощью которого можно, например, прослушивать ведущиеся в салоне переговоры из идущего следом или припаркованного неподалеку автомобиля.
Господин Обозов сообщил, что собирался отдать находку руководителю следственно-оперативной группы по делу Белевитина, но не успел. В его офис вскоре после демонтажа "жучка" приехали "серьезные люди" и потребовали вернуть их собственность, случайно, по их словам, оказавшуюся у защитника. Адвокат не захотел высказывать какие-либо версии случившегося. При этом сотрудник оперативно-следственной группы по делу Белевитина сказал "Ъ", что под колпаком оказались все участники расследования, включая защитников, и "это вполне логично".
Дело в том, что благодаря вскрытой коррупционной схеме в главном военно-медицинском управлении Минобороны сотрудникам военного следственного управления СКР и главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России удалось установить, что подобного рода преступления совершались повсеместно, во многих регионах и федеральных ведомствах страны. По данным начальника ГУЭБиПК Дениса Сугробова, всего в последнее время было возбуждено 136 уголовных дел, связанных с приобретением высокотехнологичного медицинского оборудования, в которых обвиняемыми стали 86 высокопоставленных представителей госвласти и здравоохранения. Ущерб от деятельности этих людей, как заявил генерал-майор Сугробов, составил около 5 млрд руб»."