Любой дешевый груз таможня проверит с пристрастием
"Столичные таможенники теперь считают любые дешевые товары изначально подозрительными. Заполонившие все подъезды к таможенным складам фуры с нитками, хлопком и картонными упаковками по нескольку дней ждут приговора руководителя таможни. А московские мытари рассчитывают таким образом увеличить сбор таможенных платежей. Подписанное 15 января распоряжение Центрального таможенного управления (ЦТУ) об особом порядке контроля грузов стоимостью ниже $15 000 фактически начало действовать на этой неделе. И сразу же дало очевидный результат. Товары, оформляемые ранее за 1 - 2 часа, теперь "зависают" на таможне на 2 - 3 дня, стоянки таможенных складов переполнены, рынок таможенных услуг в столичном регионе практически парализован. Распоряжение ЦТУ N 8 вводит особый порядок контроля "в случаях, когда таможенная стоимость товарной партии, прибывшей на одном транспортном средстве, менее суммы, эквивалентной $15 000". Если раньше решение о выпуске товаров в свободное обращение принимал рядовой инспектор, то теперь это происходит с личного разрешения начальника таможни. Таким образом, все дешевые товары изначально зачислены в разряд "подозрительных". "Новый порядок был введен без предупреждения, и он распространился на все товары, что вообще понять невозможно", - говорит Елена Муравенко, консультант компании "Корпорация EMCTC", управляющей двумя таможенными терминалами. "Таможне было заведомо известно, что у нас серый груз не оформляется, - говорит Игорь Стрельников, начальник таможенного склада "Лесной". - Однако она ввела этот порядок, и теперь таможни завалены документами, а автофургоны с детским питанием, полуфабрикатами для кондитерской промышленности, промышленными установками для вентиляции оформляются по 2 - 3 дня". Сейчас на складе "Лесной", рассчитанном на 32 автоместа, ждут оформления более 50 машин. Склад "Корпорация EMCTC" в подмосковном Жуковском способен принять 30 машин, но там скопилось уже 100 автофургонов, оформление грузов растянулось на 3 - 4 дня. "У нас под новые правила попала упаковка для табачных изделий, ширпотреб, хлопок, нитки. .. - рассказывает Елена Муравенко. - И если даже товар уже оформлен таможней, не факт, что он выпущен в свободное обращение. Сейчас действуют подразделения оперативной таможни, которые вправе вернуть товар на склад для повторного досмотра". Борьбу за увеличение таможенных платежей ЦТУ начало с ужесточения контроля за ввозом товаров, облагаемых сравнительно низкой пошлиной в 5%. Теперь же любой недорогой груз будет подвергаться пристальному изучению со стороны таможенников на предмет занижения стоимости. Один из таможенных брокеров сказал "Ведомостям", что помимо письменных распоряжений и. о. начальника ЦТУ существует еще и устное - довести совокупный таможенный платеж с каждого автофургона до $5000. В январе, по словам и. о. начальника ЦТУ Александра Жерихова, средний суммарный платеж с одной грузовой декларации составил $1000. Платежи увеличиваются, но количество плательщиков сокращается. По словам Жерихова, управление в январе оформит втрое меньше грузов, поступивших автомобильным транспортом, чем в январе прошлого года (тогда в зоне деятельности ЦТУ было оформлено 13 000 грузовиков с импортными товарами). Поскольку новые правила внедряются пока только в ЦТУ, их еще можно обойти, переадресовав товар в другие регионы страны. Брокеры и владельцы складов тем не менее уверены, что активизация ЦТУ началась после устного приказа руководителя ГТК Михаила Ванина. А значит, передовой столичный опыт скоро распространится по всем российским таможням. "