Швейцарская Glencore не зря финансировала сделки «Русснефти». Теперь у трейдера бессрочный контракт на закупку нефти и нефтепродуктов компании. А через два-три года Glencore может получить долю в «Русснефти»
"Мы заключили с Glencore экспортный контракт с открытой датой до момента полного погашения долга перед трейдером«, — рассказал «Ведомостям» основной владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев (см. интервью на стр. 06). Сейчас «Русснефть» должна Glencore $1,5 млрд, около $280 млн — просроченный долг. Срок погашения наступает совсем скоро: $370 млн «Русснефть» должна была погасить еще в апреле, остальное — до конца года, следует из ее отчетности. Но Glencore будет ждать до победного, уверен источник из окружения Гуцериева, для трейдера важнее сохранить контракт на всю экспортную нефть «Русснефти».
Сам бизнесмен так описывает будущее двух компаний: «Предполагаю, что в течение двух-трех лет «Русснефть» объединится с «Башнефтью» <...> а мы с Glencore подпишем соглашение, по которому трейдер конвертирует долг «Русснефти» в обмен на долю в объединенной компании и пакеты акций почти всех производственных «дочек». Представитель Glencore от комментариев отказался.
У «Башнефти» и «Русснефти» общий совладелец — АФК «Система», но о возможном объединении компаний она пока не заявляла: слишком велики долги у актива Гуцериева. Тему объединения обсуждать преждевременно, говорит представитель АФК.
Хотя «Система» сейчас стремится загрузить уфимские НПЗ собственным сырьем, на контракт Glencore с «Русснефтью» она не посягала, уверяет Гуцериев. У Glencore миноритарные почти во всех добывающих «дочках» «Русснефти», Гуцериев создал эту компанию с нуля, скупив небольшие активы на кредиты Glencore. В 2009 г. «Русснефть» добыла 12,7 млн т нефти (данные ЦДУ ТЭК), на экспорт идут 70%, и это почти треть топлива, которое закупает в России Glencore. Последние два года добыча компании падает, долги превышают $7 млрд. Но Гуцериев оптимистичен: «Русснефть» к концу 2011 г. будет добывать до 15 млн т, потом до 20 млн, а при объединении с «Башнефтью» добыча превысит 30 млн т.
«Башнефть» стоит $6,5-7 млрд, отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, столько же — «Русснефть», но только без учета долга. Без него же доля Glencore в «дочках» — $1,5-2 млрд, добавляет Борисов, возможно, долги «Русснефти» будут перераспределены между «дочками» и тогда Glencore сможет получить 21-23% объединенной компании.
Но пока главная гарантия Glencore — места в совете директоров «Русснефти». В июне совет увеличится до 14 человек: по пять мест будет у представителей Гуцериева и «Системы», по два — у Glencore и Сбербанка (один голос он отдаст Гуцериеву для преимущества). Так описали «Ведомостям» состав совета Гуцериев и менеджер Сбербанка."