Как охотились Николай II, Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Ельцин. Охотничьи байки
" Недавно вышел очередной документальный фильм из цикла «Кремль-9» «Особенности национальной охоты» - о том, как увлекались этим занятием разные руководители нашего государства. Ведь с конца XVII века охота стала одним из любимых развлечений многих русских царей, а после революции 1917 года – и большинства советских вождей. Сегодня мы публикуем материалы, которые легли в основу сценария этой картины.
«На мушке» у первого лица
Русским государям нравились самые разные виды охоты. Так, царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина II предпочитали соколиную, Петр II - псовую, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна – птичью охоту, Александр II и Александр III были поклонниками больших зверовых охот на медведей, лосей, зубров. А вот Петр I и победитель Наполеона Александр I эту забаву не приветствовали.
За год императорская охота приносила свыше 10 тысяч трофеев
Николай II любил ружейную охоту. Судя по некоторым документам, масштабы ее впечатляли. К примеру, согласно отчету императорской охоты за 1902 год, в этот период было убито:
Обитателями лесов и полей Николай II не ограничивался. Накануне прибытия императора к месту охоты представители дворцового ведомства обращались к крестьянам с выгодным предложением – за определенную плату сдавать собак, кошек и даже…воробьев. Всей этой живности предстояло пополнить число царских трофеев. Так, в тот же год мишенями Его Величества стало 899 бродячих собак и 1322 кошки!
Последний раз Николай II охотился в марте 1914 года под Ропшей.
Большевики тоже уважали охоту. Например, Ленин. Вместе с Зиновьевым они не оставили это увлечение даже когда скрывались от ареста летом 1917 года в знаменитом шалаше в Разливе под Петроградом. Как-то раз оно чуть было не повлекло за собой роковые последствия. В журнале «Ленинградский охотник и спортсмен» в декабре 1924 года подробно описан этот инцидент. «Бродя с ружьем по лесу, тов. Зиновьев нарвался на лесника, придравшегося к нему за незаконную охоту в казенном лесу. Лесник уже намеревался отправить тов. Зиновьева в местное лесничество для установления личности, когда тов. Зиновьеву пришла блестящая мысль притвориться глухонемым. На все вопросы он отвечал мычанием и жестикуляцией.
Неизвестно, чем бы закончилась эта встреча, если бы тов. Емельянов, рабочий-связной, лично знакомый с лесником, не поспешил бы на выручку охотнику, объяснив леснику, что этот немой парень нанят им в косцы. Лесник выругался в сторону «дурного парня» и отпустил его. Этот эпизод, связанный с охотой и записанный со слов участников, уместно вспомнить, как один из дорогих нам штрихов жизни наших революционных вождей».
Выезды на охоту Сталина в 20-30-е годы проходили максимально скрытно. Для мероприятия выбиралось безлюдное место вдали от жилья, а охотников сопровождали лишь несколько сотрудников охраны. Ворошилову и Буденному часто приходилось рубить дрова для костра. Дичь для Сталина имела второстепенное значение. По воспоминаниям Хрущева, был момент, когда Сталин начал осуждать охоту как пустое занятие и даже порицал за это пристрастие Ленина.
Страстно любили охоту маршалы и генералы той поры. До середины прошлого века именно к Министерству обороны относилось знаменитое Завидово, вернее – «Завидовское научно-опытное хозяйство», которое к середине 40-х уже занимало площадь 86000 гектаров. Довольно-таки скромные условия – приходилось размещаться в тесных комнатках – ничуть не смущали высокопоставленных охотников. Нетронутая природа компенсировала все бытовые неудобства.
В начале 50-х годов для Завидово начались сложные времена. Увлечение подчиненных охотой все больше раздражало Сталина. Формальные обоснования для того, чтобы принять меры, тоже нашлись. Так, справка-доклад от 9 сентября 1950 года за подписью и.о. Председателя Центрального совета Всероссийского военного общества охотников гласила, что «посещалось и посещается это хозяйство преимущественно высшим составом Армии». Упоминалось о нескольких случаях, «когда приезжающие на охоту должностные лица привозили своих сыновей, адъютантов и требовали предоставления им охоты с обслуживанием наряду с другими», что было сопряжено, «учитывая контингент посещающих, с большими трудностями по обеспечению должной безопасности». Говорилось также о недовольстве, которое высказывается в «охотничьих кругах Московского гарнизона» в связи с тем, что «попасть на охоту в Завидовское охотхозяйство трудно, что оно существует только для обслуживания высокопоставленных высших и гражданских охотников».
Гром грянул меньше чем через год: в июле 1951-го «Завидовское научно-опытное охотхозяйство» постановили ликвидировать. Московскому и Калининскому облисполкомам предписывалось в двухнедельный срок внести в Совет Министров СССР предложения о передаче близлежащим колхозам пастбищных, сенокосных угодий, которые находились в его ведении.
Но вскоре после смерти Сталина, летом 1953 года, судьба Завидово снова круто изменилась. Совет министров СССР решил предоставить Министерству обороны право восстановить Завидовское научно-опытное охотхозяйство - «в границах, существовавших до июля 1951 г.»
С этого момента начался его расцвет. Хрущев и Брежнев очень любили охоту и ездили в Завидово регулярно. Средств на развитие охотхозяйства не жалели, особенно после 1956 года, когда Хрущев решил дать возможность посещать Завидово своим зарубежным гостям. Это случилось после его визита в Югославию: Иосип Броз Тито пригласил визитеров из Союза поохотиться на острове Бриони. Хрущев и Микоян были потрясены выучкой егерей, обилием дичи и роскошью охотничьего дворца, после чего твердо решили создать подобное и в СССР.
И Хрущев, и Брежнев во время своих поездок в Завидово вели себя достаточно открыто. Например, часто в ожидании начала охоты Никита Сергеевич играл с егерями в домино. А что касается Леонида Ильича, бывали случаи, когда он на своей машине по дороге подвозил местную детвору.
В брежневские времена Завидово стало любимой загородной резиденцией генсека: каждую пятницу, а иногда и посередине недели, по Ленинградскому шоссе в сторону Твери двигался кортеж со спецсигналами. Но многие местные жители не представляли, что порой за рулем основной машины сидел сам руководитель страны. Однажды в пути с Брежневым произошел инцидент, который мог стоить ему здоровья. Леонид Ильич вдруг пожаловался сидевшему рядом водителю, что машину тянет вправо. Оказалось, на высокой скорости лопнул передний баллон. Руководитель государства сумел удержать машину и потихоньку съехать с дороги.
На охоте, по воспоминаниям очевидцев, Брежнев отличался молниеносной реакцией. А вот излишняя жестокость, судя по всему, была у него не в чести. Как-то раз в Югославии Леонид Ильич ранил огромного горного марала. Когда к нему подошли охотники, он еще дышал. В этот момент егерь вытащил нож и перерезал маралу горло. Брежнев поступок осудил: «Это не охота, а убийство».
В целом же первые лица советского государства и их гости на охоте проявляли себя совершенно по-разному. Министр иностранных дел А.А. Громыко удивлял тем, что иногда за день мог произнести всего пару слов. Министр внутренних дел Н.А. Щелоков зарекомендовал себя как меткий стрелок и любитель ходить на уток. А вот Рауль и Фидель Кастро впечатлили сотрудников Завидово тем, что прибыли охотиться с нарезным оружием. «Они же революцию только что сделали», – шутили между собой егеря. Косыгин со своим другом Президентом Финляндии Кекконеном предпочитал рыбалку, а вот охоту не очень любил.
Однажды с Брежневым произошел любопытный случай, похожий на охотничью байку. С вышки генсек повалил огромного кабана. Когда охотник приблизился к зверю, лежащему на земле, случилось непредвиденное. Вот как об этом рассказывал Владимир Медведев, заместитель начальника личной охраны Брежнева: «Кабан вскакивает и прямым ходом мчится на Леонида Ильича…Егерь схватил карабин, выстрелил не просто в кабана, а выстрелил в воздух, чтобы звуком его спугнуть. Кабан действительно сиганул в сторону и пошел на моего коллегу, на Федотова. И проскочил мимо него. Попер на другого прикрепленного, на Давыдова Бориса Михайловича... И Борис Михайлович, споткнувшись о кочку, упал. Леонид Ильич подходит к нему, а Борис Михайлович поднимается весь в тине. Он говорит: «Борис, а ты чего там делал-то?»
«Вас защищал, Леонид Ильич», – ответил находчивый офицер. И оба расхохотались.
В конце 70-х годов Брежневу уже было трудно охотиться самому. На все уговоры врачей и охраны отказаться от опасного занятия, говорил: «Мы еще поживем, мы еще поохотимся». В конце-концов он все-таки перестал сам брать в руки ружье. Но от охоты так и не отказался: стреляли егерь и сотрудник охраны, а Леонид Ильич наблюдал за процессом. Умер Брежнев 10 ноября 1982 года. А 9-го он еще был на охоте в Завидово. После этого первые лица государства редко баловали это место своими визитами.
Андропов, а потом и Черненко, придя к власти, на охоту не ездили: здоровье не позволяло, да и не были они особыми ее любителями. Горбачев тоже к этому занятию был не очень расположен. Но со следующим руководителем государства у заповедника начался второй расцвет: Ельцин любил охоту и рыбалку не меньше Хрущева и Брежнева. Завидовское хозяйство очень быстро привели в порядок, и несколько раз в месяц Борис Николаевич сюда наведывался. Во время одного из таких посещений произошел забавный случай, который Ельцин позднее описал в своей книге «Президентский марафон»: «Никогда не забуду, как один зарубежный гость, когда плыли на катере по озеру, все посматривал на черный чемоданчик на дне лодки. Думал, что ядерный. Старался держаться от чемоданчика подальше, все норовил на краешек лодки отсесть. Я его не разубеждал. А когда на острове чемоданчик открыли и достали оттуда две бутылки водки и соленые огурчики, гость долго смеялся».
Традиции охоты у руководителей государства существуют практически столько же, сколько существует наша страна. Нередко во время этих поездок решались многие политические вопросы, связанные с ее дальнейшей судьбой. А для охраны первых лиц эти дни всегда были днями повышенной опасности, исходившей не только от зверей, но и от людей - сколько раз в мировой истории именно на охоте заговорщики пытались реализовать свои планы! Сейчас все, что происходило на охоте и вокруг нее, стало крайне важной и неотъемлемой частью нашей истории.
Досье «РВ». Национальный парк «Завидово» расположен на границе Московской и Тверской областей, в 130 км северо-западнее Москвы. Его площадь составляет 125,4 тысяч гектаров. Основная часть территории парка (около 80 тыс. га) занята лесными массивами. В парке имеется 285 видов высших растений, относящихся к 71 семейству. Фауна представлена 33 видами рыб, 11 видами амфибий и рептилий, 198 видами птиц (из которых 168 гнездятся) и 41 видом млекопитающих.»
В создании материала принимали участие: С.В. ДЕВЯТОВ, В.И. ЖИЛЯЕВ, А.С. МАРКОВ."