В распоряжении "Газеты" оказались разработанные Госнаркоконтролем поправки в закон о наркотических и психотропных веществах. Суть предложений - распространить действие закона об обороте наркотиков и психотропных средств на их прекурсоры, то есть на вещества, используемые при изготовлении синтетических наркотиков, но наркотическими не являющиеся. К прекурсорам наркотиков и психотропных средств ФСКН предлагает, в частности, отнести ацетон, толуол и даже 70-процентную уксусную кислоту.
Если закон будет принят, чекисты - борцы с наркотиками фактически получат контроль над всей химической промышленностью. Компании, использующие в своем производстве эти прекурсоры, должны будут получать лицензии, вести учет оборота ацетона и уксуса, обеспечивать сохранность сейфа, в котором хранится... уксусная эссенция.
В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что ограничить оборот прекурсоров психотропных веществ необходимо во исполнении конвенции ООН 1988 года, посвященной борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Согласно конвенции бороться надо не только с сырьем (растущим в ограниченном числе стран, в первую очередь в Афганистане и Колумбии), но и с химическими соединениями, с помощью которых можно создать наркотики. Всего предлагается создать три списка прекурсоров (см. таблицу). По первому списку устанавливаются особые меры контроля (обязательное лицензирование и оборот только специальными государственными предприятиями), ко второму списку применяются общие меры контроля (лицензирование, обязательная охрана, учет веществ, допуск сотрудников ФСКН на все склады). По третьему списку предложена следующая формулировка: "Оборот в Российской Федерации ограничен, в их отношении допускается исключение некоторых мер контроля". То есть решением правительства контроль за этими веществами может быть ослаблен. Например, склады с ацетоном разрешат не охранять с оружием в руках.
"Ни соляная кислота, ни ацетон, ни серный эфир, ни большинство других веществ преступно ошибочно названных прекурсорами, предшественниками наркотиков являться не могут", - утверждает генеральный директор НП "Реахим" Владимир Помазанов. По его мнению, "использование этого термина в законе не только безграмотно, но вводит в заблуждение как общественность, так и надзорные, судебные и другие органы и инстанции, читающие сводки ФСКН России об очередном "изъятии наркотиков и их прекурсоров". В итоге, по мнению Помазанова, "как частному, так и государственному сектору будет нанесен большой экономический ущерб".
«Из ацетона, толуола и уксусной кислоты никаких наркотиков не сделаешь, - уверен президент союза «За химическую безопасность» доктор химических наук Лев Федоров. - В ФСКН сидят люди, которые изъятием ацетона на предприятиях будут отчитываться перед президентом, как они борются с наркотиками». По мнению Льва Федорова, главная проблема нынешнего законодательства в определении понятия прекурсора. "Во всем мире прекурсорами называют вещества, из которых можно сделать другое вещество. А у нас - это вещество, которое может быть использовано при изготовлении наркотиков. Соответственно, любое вещество попадает под определение прекурсора, даже банальный растворитель", - возмущается эксперт. Согласен с этим мнением и член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. «У нас страна чиновничья, и чиновники пишут законы в отрыве от жизни. Кто может проконтролировать ацетон? Это вещество широко применяется в быту и в строительных работах». «Большинство наших законов содержат коррупционную составляющую. Мы сначала запрещаем что-либо, но тут же придумываем механизм, который помогает этот запрет обойти», - резюмирует депутат.
Депутат Госдумы Александр Лебедев видит в разработанном законопроекте больше, чем невнимательность ФСКН. «Это не борьба с наркотиками, а борьба с отечественной химической промышленностью, - считает он. - Тут для коррупции одно раздолье. У контролирующих органов появляется возможность «накрывать» любое не угодное им или кому-то еще предприятие».