Часть духовенства и мирян Зарубежной Церкви, возможно, уйдет в раскол
"На протяжении последних месяцев официальные представители Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) неоднократно говорили о «силах, пытающихся сорвать подписание Акта о каноническом общении», а в Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) некоторые иерархи публично выражали несогласие с курсом Митрополита Лавра (Шкурлы) на «объединение» с РПЦ МП. Подписание Акта 17 мая, судя по всему, призвано символизировать единство русского православия в России и в «странах рассеяния», то есть во всем мире. Но какие силы остаются «за бортом» воссоединения?
В первую очередь непримиримой к Московскому Патриархату остается часть духовенства и мирян Зарубежной Церкви. Несмотря на то что в официальных документах IV Всезарубежного Собора ни словом не упомянута проблема «сергианства» (сотрудничества Московской Патриархии с советской властью), очевидно ушедшая в прошлое, часть иерархов РПЦЗ все же выступила с резкими заявлениями в адрес РПЦ МП, требуя от нее «публичного покаяния за сотрудничество с безбожной властью в советские годы».
Против сближения Митрополита Лавра с Московским Патриархатом выступают последователи предыдущего главы РПЦЗ Митрополита Виталия (Устинова), ушедшего на покой в 2001 году, но затем изменившего свое решение. Однако еще при жизни Митрополита Виталия среди его сторонников возникали существенные разногласия, а после его смерти в сентябре 2006 года «витальевцы» были окончательно дезорганизованы.
Нынешним лидером «непримиримых» в Зарубежной Церкви можно считать епископа Одесского и Таврического Агафангела (Пашковского), который неоднократно заявлял, что уйдет из подчинения Митрополиту Лавру, если тот подпишет Акт о каноническом общении с Московским Патриархатом. В конце апреля епископу Агафангелу было предложено либо перейти на другую кафедру (в Южную Америку), либо быть запрещенным в служении. Однако официальных сведений о дальнейшей судьбе одесского иерарха РПЦЗ, члена Синода этой Церкви, пока не поступало.
Чувствуя разногласия даже на уровне Синода, некоторая часть клириков и прихожан РПЦЗ во всеуслышание заявляет о неподчинении Митрополиту Лавру. В апреле церковный скандал поразил «зарубежный» Леснинский Свято-Богородицкий женский монастырь во Франции. Монахини заявили о своем переходе в Российскую Истинно-Православную Церковь (РИПЦ). Митрополит Лавр ответил им письмом с настоятельной просьбой «одуматься». Следует признать, что открытый раскол в Зарубежной Церкви станет настоящим подарком для РИПЦ и других неканонических православных юрисдикций, зарегистрированных в России и заявляющих о своем происхождении от катакомбного православного движения в СССР.
Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) на вопрос корреспондента «НГР» о реальности ухода в раскол части духовенства РПЦЗ выразил опасение, что «какая-то часть действительно может уйти или уже ушла в раскол». Отвечая на вопрос, будет ли Зарубежная Церковь, войдя в каноническое общение с РПЦ МП, способствовать объединительным процессам с РИПЦ и другими «маргинальными» Православными Церквами в России, архиепископ Марк заявил, что «эти структуры лишены канонической основы. Поэтому процесс переговоров с ними будет значительно более сложным. Тем не менее я считаю желательным простирать руку ко всем, кто себя считает православными, чтобы привести всех во едино стадо Христово». Правда, миролюбивый настрой зарубежного иерарха вряд ли будет оценен как в Московской Патриархии, так и в среде «православных маргиналов».
[an error occurred while processing this directive] Российская Истинно-Православная Церковь была создана катакомбным епископом Лазарем (Журбенко), получившим в 1982 году «тайную хиротонию» в Зарубежной Церкви и бывшим в 1990–1993 годах членом Синода РПЦЗ. Тем не менее РИПЦ не утратила самостоятельности, а после смерти архиепископа Лазаря в 2005 году ее возглавил архиепископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник). 26 апреля этого года он распространил открытое письмо на английском языке, адресованное клирикам и мирянам Зарубежной Церкви. В письме действия Митрополита Лавра названы «предательскими», а Зарубежная Церковь объявлена отныне «лишенной духовной свободы». Чуть позже канцелярия Российской Истинно-Православной Церкви опубликовала извещение, в котором зарубежным клирикам было предложено «временно перейти под омофор РИПЦ до восстановления законной иерархии РПЦЗ».
Другие «православные маргиналы» не проявляют активности сибирских «катакомбников». Русская Православная Автономная Церковь (РПАЦ, также известная как «суздальский раскол») под руководством митрополита Валентина (Русанцова) находится в тяжелейшем кризисе с 2002 года. Тогда митрополит Валентин (бывший в 1990–1993 годах епископом Зарубежной Церкви) был признан виновным по двум статьям УК РФ (в том числе по ст. 132 п. «д» «изнасилование несовершеннолетних») и приговорен к 4 годам заключения условно. Несмотря на все попытки РПАЦ представить этот процесс как «гонения», авторитет ее лидера был значительно подорван. В Зарубежной Церкви этот амбициозный «катакомбник» стал персоной нон грата в середине 1990-х годов, а в Московском Патриархате он запрещен в служении с 1990 года. Так что дальнейшие перспективы у «суздальцев», судя по всему, отсутствуют.
Помимо РИПЦ и РПАЦ в России существуют и другие неканонические православные объединения. Перечислять их было бы трудно ввиду того, что сведения об этих организациях крайне скудны, а их юрисдиционная принадлежность весьма экзотична. Некоторые из них считают себя греческими «старостильниками» (не признанными официальной Элладской Православной Церковью). Однако взаимоотношения между этими группами враждебны. «Катакомбная Церковь Истинно Православных Христиан в юрисдикции архиепископа Афинского Авксентия» и «Юрисдикция Синода Архиепископа Андрея Истинно-Православной Церкви Греции» не признают друг друга.
Список «православных маргиналов» далеко не полон. Все эти малочисленные группировки объединены общей неприязнью к Московскому Патриархату. Подписание Акта о каноническом общении между РПЦ МП и Зарубежной Церковью 17 мая вряд ли отразится на их дальнейшей судьбе. Тем более что внутренние противоречия между нынешними «катакомбниками» (или теми, кто себя ими считает) зачастую оказываются сильнее, чем их ненависть к «официальной Церкви»."