Почему убийство, совершённое 11 лет назад, вновь привлекло всеобщее внимание. Считается, что столичным правоохранительным органам удалось наконец выяснить причины гибели председателя Круглого стола "Бизнес России" Ивана Кивелиди
"Недавно Московское управление внутренних дел отрапортовало о том, что "оперативники Московского уголовного розыска раскрыли громкое убийство одного из самых известных банкиров страны, главы Росбизнесбанка Ивана Кивелиди и его секретаря Зары Исмаиловой. В Москве был задержан бывший заместитель Кивелиди - 50-летний уроженец Грузии Владимир Хуцишвили".
...Когда в августе 1995 года Кивелиди привезли в больницу, то первым диагнозом стало "обострение почечно-каменной болезни". Всерьез забеспокоились, когда такой же диагноз поставили помощнице предпринимателя Заре Исмаиловой. Потом были срочная реанимация, тяжелый отек мозга и смерть обоих пациентов. А вскоре тяжело заболели члены оперативной группы, осматривавшие кабинет бизнесмена. Двоих ее участников спасти не удалось. Вывод врачей - отравление неизвестным ядом.
Как водится, первой версией была политическая. Однако последующие события показали, что никакой политики в этом деле не было.
УБИЙСТВО В НАУЧНОМ СТИЛЕ
Пока шло расследование гибели двух человек, эксперты изучали, так сказать, технологию преступления. Сначала думали - пищевое отравление. Потом стали проверять бытовую химию. Наконец решили выяснить возможность отравления солями тяжелых металлов, например, кадмия. Не подтвердилось ни то, ни другое, ни третье.
Назревала секретная юридическая сенсация: впервые в отечественной следственной практике самые опытные следователи ФСБ, МВД и Прокуратуры при наличии явных признаков отравления не могли обнаружить ни малейших следов яда. Причем яда с невиданными ранее свойствами.
Тем временем внимание криминалистов привлекло маленькое, заметное только при увеличении коричневое пятнышко на телефонной трубке. Ученые Научного госцентра органической химии с ужасом узнали в нем аналог боевого отравляющего вещества нервно-паралитического действия фосфорорганического происхождения. Характерно, что даже в сверхсекретном списке самых сильных видов химического оружия эта гадость не значилась. И тут один из привлеченных к расследованию контрразведчиков обмолвился: "Ивана Кивелиди и его помощницу, возможно, отравили с помощью самодельного производного от боевого отравляющего вещества типа "VX". Военные специалисты утверждают, что оно обладает поразительной токсичностью и легко проникает в кровь даже сквозь кожу. Впоследствии это предположение подтвердилось. Но еще раньше предстояло выяснить, что же произошло не только на химическом, но и на человеческом уровне.
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Вот что рассказал бывший заместитель заведующего отделом криминалистики Генеральной прокуратуры РФ генерал-майор юстиции Николай Емельянов. За считанные дни до трагедии Кивелиди провел заседание правления Росбизнесбанка, где он председательствовал. С самого начала Кивелиди заявил: банк не без помощи кое-кого из собственного руководства "лег" под явно криминальную структуру. Черт знает кому розданы заведомо невозвращаемые кредиты. Персонально он предупредил об увольнении... друга своей юности Владимира Хуцишвили. Кстати, о молодости. Друг Кивелиди с детства увлекался... химией.
Так или иначе, именно Хуцишвили, по мнению криминалиста, оказался в прямом смысле слова смертельно обиженным. Возможно, считал, что старый друг мог бы отнестись к нему поснисходительнее. В телеинтервью он уверял: не убивал, в том числе и потому, что после смерти друга потерял все.
ВЕРСИЯ НЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ
11 лет назад предполагаемого убийцу защищал адвокат Селиверстов. Потом защита перешла к другому адвокату. О причинах этого скажу позже, а пока послушаем, что говорит бывший работник военной прокуратуры, а ныне глава юридического бюро Андрей Селиверстов.
По его словам, в деле Кивелиди с самого начала хватало странностей. Главная из них состояла в том, что еще до начала следственных действий кто-то разрешил сделать... ремонт с перепланировкой в месте преступления. Куда-то подевались камеры наблюдения и видеозаписи, ими сделанные. Ясно, что после этого не могло быть и речи о восстановлении полной картины происшедшего. А еще о квалифицированной экспертизе.
Кстати, об экспертизе. МУР сообщил в СМИ, что арест предполагаемого убийцы стал возможен после задержания человека, продавшего смертельный состав. По словам Андрея Селиверстова, этот "продавец" не арестован и находится на свободе. Логично предположить, что свобода эта получена в обмен на добросовестное сотрудничество со следствием и в награду за какие-то показания. Ко всему прочему никакая экспертиза не возможна без участия этого специалиста, ковавшего, как выяснилось, "химический щит Родины" в Саратовской области.
Между прочим, предполагаемый отравитель после преступления якобы сам долго болел. А уж он-то не мог не знать правил обращения с токсичными веществами. Потому, по свидетельству прокуратуры, и воспользовался не обычными бытовыми, а специальными перчатками. Все это и сегодня категорически отрицает бывший адвокат подозреваемого. Он утверждает, что специальные многослойные противохимические перчатки невозможно было пронести в кармане или под одеждой - только в сумке. А Хуцишвили видели входящим в пустой кабинет шефа с одним только листком бумаги.
А вообще-то боевое отравляющее вещество изначально было предназначено для начинки артиллерийских снарядов. Сделать это можно было только в Саратовской области недалеко от поселка Шиханы и на сверхсложном оборудовании с соблюдением особых мер безопасности. Добавлю, что распыление над Москвой только одного литра вещества типа "VX" достаточно для полного уничтожения 25-миллионного населения столицы и области.
ИТОГИ РАБОТЫ
Итак, после убийства Ивана Кивелиди и Зары Исмаиловой прошло целых 11 лет. Сейчас, как говорится, дело за судом. Но сможет ли он ответить хотя бы на самые простые вопросы, которые не раз возникали за эти годы? До сих пор не понимаю: если, по словам генерала Емельянова, еще 7 лет назад имелись все доказательства преступления, то почему убийца схвачен только сейчас? Вообще-то он был арестован еще 11 лет назад, но спустя месяц выпущен на волю. А ведь лет семь назад дело уже лежало на столе тогдашнего генпрокурора Юрия Скуратова. Для передачи в суд нужна была только его подпись. Но в силу случившегося с ним приключения с девицами легкого нрава "государеву оку" стало как-то не до того.
Сейчас дело беспрецедентным образом засекречено. Между прочим, юристы все время пишут о недопустимости давления на суд и следствие. Однако как быть, когда именно следствие в условиях секретности оказывает недопустимое давление? Вы уже знаете, что адвокат Селиверстов сегодня не защищает обвиняемого в убийстве Хуцишвили. Пришло время рассказать, почему. Длительное время за адвокатом шла самая настоящая слежка. Все его передвижения проходили в сопровождении явно не частных автомобилей. Оперативные мероприятия, по его словам, проводились и в отношении членов семьи защитника. Словом, его буквально "достали" те, которые по идее должны были бы защищать Закон, а не личные убеждения в чьей-то виновности.
НОВЫЕ ВЕРСИИ
Впрочем, в отношении Хуцишвили следователи, возможно, и правы. В конце концов, решать это суду. Если он, конечно, состоится. Потому что совершенно не ясно, почему не была рассмотрена другая, тоже далеко не бесспорная версия убийства. К примеру, увлекавшийся в юности химией Хуцишвили в зрелом возрасте стал отличным спортсменом-стрелком. А стрельба, как известно, занятие мужское. С другой стороны, любой милиционер скажет вам, что ядами "балуются" в девяти случаях из десяти женщины. Вспомните, первой в Росбизнесбанке погибла секретарь Кивелиди - Исмаилова. А у нее уж точно не было специальных перчаток. Отсюда еще одна версия. К примеру такая: а не использовал ли кто-то помощницу банкира, как говорится, втемную. Возможны и другие предположения, которые накопились за годы беспомощного и потому, вероятно, засекреченного расследования."