Сегодня каждый уважающий себя глава региона должен защитить докторскую или кандидатскую диссертацию
"
На заре советской власти было модно гордиться тремя классами образования («Мы гимназиев не кончали!») и рабоче-крестьянским происхождением, не мешавшими руководить стройками века и строить социализм. В наше бурное капиталистическое время неожиданно выяснилось, что «все мы из дворян», а без научного статуса ну просто никак нельзя руководить даже самым маленьким регионом. Поэтому большинство российских региональных начальников, не забывая о вверенных им субъектах РФ, без отрыва от станка, что называется, умудрились стать академиками и получить высокие ученые степени.
Каждый ученый может стать губернатором
Первым из ныне действующих глав регионов «остепенился», похоже, губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Кандидатскую диссертацию «Технико-экономическое обоснование количества типоразмеров фундаментов под каркасы промышленных зданий и сооружений» он защитил еще в прошлом веке, аж в 1972 году. И, уже будучи губернатором, повысил свой общеобразовательный уровень, став доктором экономических наук в 2001 году. Теперь Эдуард Эргардович все знает о «регулировании экономического развития промышленно развитого субъекта Федерации» – именно так звучит тема его докторской. Заодно к званию заслуженного строителя РСФСР, полученному в 1983 году, губернатор мимоходом прибавил звания академика Российской инженерной академии, Академии международного регионального сотрудничества и развития.
Тульский губернатор Василий Стародубцев, конечно же, тоже академик. Причем в отличие от ряда коллег, числящихся академиками разных полупризнанных академий, он является членом-корреспондентом ВАСХНИЛ (ныне – Академия сельскохозяйственных наук), что, кстати, ежемесячно приносит в семейный бюджет Василия Александровича 15 тыс. целковых. При этом Стародубцев так и остался кандидатом сельскохозяйственных наук, которым стал в далеком 1973 году.
Глава администрации Тамбовской области Олег Бетин стал кандидатом химических наук в те же 1970-е, когда после окончания Института химического машиностроения поступил в аспирантуру, после окончания которой работал старшим научным сотрудником в одном из НИИ. Но потом увлекательный мир формул сменился на не менее увлекательный мир партийной работы, и о науке пришлось надолго забыть. До того момента, когда Олег Иванович стал губернатором. А так как регион дотационный и каждую копеечку приходится выбивать в Москве, губернатор, изрядно в этом поднаторев, написал и защитил в одном из академических вузов Москвы докторскую диссертацию по проблемам межбюджетных отношений.
И.о. губернатора Пермской области Олег Чиркунов стал кандидатом экономических наук значительно позже своего тамбовского коллеги, но диссертацию на тему «Проблемы управления предприятием» защитил задолго до того, как возглавил регион. Защитил, похоже, не зря: у наблюдателей создается впечатление, что и.о. губернатора относится к вверенной ему области, как к одному большому предприятию. «Мне диссертация, с точки зрения имиджа, не нужна, – говорит Чиркунов. – Она мне нужна для себя. Свою кандидатскую я защищал в 1991 году и знаю ей цену с точки зрения вложенного труда. Плохая диссертация, кстати, плохая. Сейчас читаю – смешно. Но горжусь ей потому, что сделал ее своими руками. Если я буду делать докторскую, то ее я сделаю тоже своими руками. Сегодня диссертации нужны только для собственного самоутверждения. Настолько дискредитировано сейчас звание академика, что оно чаще всего вызывает ухмылку».
По словам Чиркунова, он как раз собирался писать докторскую диссертацию по налогам, но тут его назначили исполняющим обязанности губернатора, так что времени не только на научную работу, но и написание новой книги не осталось. Дело в том, что Чиркунов известен не только как политик и бизнесмен, но еще и как неплохой литератор: большим успехом у пермяков пользовалась книга его рассказов «Штрихи», вышедшая в прошлом году.
Нет времени на докторскую диссертацию и у кандидата сельскохозяйственных наук главы Республики Алтай Михаила Лапшина. К тому же свою диссертацию «Экономические основы перспективного планирования молочного скотоводства в совхозах пригородной зоны (на примере юго-восточных районов Московской области)» он защищал в Москве. На Алтае, похоже, то ли буренки неправильные, то ли с перспективным планированием проблемы, так как ныне большую часть времени Михаил Иванович проводит в дискуссиях с прокуратурой, которая полагает Лапшина никудышным хозяйственником.
Любопытно, что выпускник Качинского летного училища камчатский губернатор Михаил Машковцев является кандидатом технических наук. А вот глава Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров тоже кандидат, но наук экономических, причем защитил кандидатскую диссертацию во время учебы в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Эта же академия, кстати, сделала кандидатом – только исторических наук – президента Северной Осетии Александра Дзасохова.
До докторской диссертации у этих глав регионов, видимо, руки не доходят. Хотя не все еще потеряно: как показывает практика, период губернаторства – идеальное время для научной карьеры.
Каждый губернатор может стать ученым
Новгородский губернатор Михаил Прусак, к примеру, учитель истории по образованию, как только окончил (без отрыва от производства, разумеется) в 1994 году Академию народного хозяйства и получил специальность «менеджер высшей категории», тут же взялся за науку. И через год стал кандидатом экономических наук. Через пять лет – уже доктор. И, разумеется, академик. То ли четырех, то ли пяти академий – Санкт-Петербургской инженерной, педагогических и социальных наук, информатизации, экономики, финансов и права. И т.д. и т.п., как говорится.
Губернатор Саратовской области доктор исторических наук профессор Дмитрий Аяцков над обеими своими диссертациями трудился под крышей местного Социально-экономического университета. В 1997 году он защитил кандидатскую диссертацию «Становление местного самоуправления в РФ в 90-е годы», в 1999 году – докторскую, в которой пытался осмыслить судьбу федерализма в России. Обе диссертации Дмитрий Федорович защитил в Москве, в Российской академии госслужбы при президенте РФ. Сегодня Дмитрий Федорович даже ухитряется выкраивать время для чтения лекций студентам. Тем более что вскоре после получения профессорского статуса Аяцков был включен в состав диссертационного совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций.
Впрочем, о практической ценности научных работ саратовского губернатора для региона судить сложно – уж больно глобален масштаб его размышлений. О речи и знаниях губернатора хорошо сказано на официальном сайте университета. Там приводится мнение завкафедрой экономической и политической истории России доктора исторических наук, профессора Александра Воротникова: «Аяцков не только талантливый ученый, способный хозяйственник, умный политик, но и интересный человек... Очень контактный, за словом в карман не лезет. Речь четкая, изобилует поговорками, любопытными сравнениями. Часто говорит с юмором, порой с сарказмом, с иронией. Сдержан, практически не жестикулирует... Любит шутки, песни, не прочь пуститься в пляс под гармошку, под задорный мотив».
Злые языки, в том числе депутат Госдумы Вячеслав Володин, мэр Саратова Юрий Аксененко и прочие недруги Аяцкова (кстати, все они писали диссертации в «Экономе»), утверждают, что кандидатская и докторская губернатора писались кем-то из преподавателей этого вуза. Но преподаватели, в том числе тот же Воротников, уверяют, что сами видели главу региона, обложившегося газетами, журналами и прочими материалами, а также были свидетелями его встреч со специалистами по профилю работ.
45-летний губернатор Ставрополья Александр Черногоров, видимо, придает науке особое значение. Выпускник Кубанского сельскохозяйственного института по специальности инженер-механик и Российской академии государственной службы при президенте РФ по специальности юрист-советник, Черногоров до своего губернаторства успел поработать старшим преподавателем кафедры государственно-правовых дисциплин Ставропольского юридического университета и одновременно старшим преподавателем кафедры права Ставропольского государственного педагогического университета. Так что он не случайно имеет две научные степени – доктора экономических наук и кандидата юридических наук.
В мае этого года в Москве губернатор блестяще защитил докторскую диссертацию на тему «Продовольственная безопасность РФ: анализ, состояние, пути решения проблемы». «Нынешний успех Ставрополья: рекордный урожай – 6,4 миллиона тонн зерна, позволяющий прокормить 25 миллионов человек, – заявил «НГ» пресс-секретарь губернатора Анатолий Лесных, – как нельзя лучше подтверждает докторство губернатора».
Над научным трудом Черногоров работал более трех лет. После защиты, кстати, губернатор провел заседание Совбеза Ставропольского края, на котором обсуждался вопрос продовольственной безопасности. Много говорилось о контрафактной алкогольной продукции, не отвечающей госстандартам. Вскоре, увы, губернатор отравился контрафактным коньяком, выпускаемым, кстати, на территории края. Видимо, где-то недоглядел, недоучил...
А вот кандидатская диссертация губернатора к урожаю никакого отношения не имела. Семь лет назад Александр Черногоров защитил диссертацию на соискание звания кандидата юридических наук по теме «Взаимодействие органов власти со СМИ». Правда, проблему безопасности губернатор стороной не обошел: защита проходила в питерской Академии безопасности.
Президент Удмуртии Александр Волков стал доктором экономических наук в феврале этого года. Тема его диссертации – «Механизмы регулирования инвестиционных процессов в региональной экономике». Удалось ли добиться в Удмуртии этих самых «инвестиционных процессов», доподлинно не известно. Защита диссертации состоялась в Москве во Всероссийской академии внешней торговли, там же, где в апреле 1998 года Александр Волков защищал кандидатскую «Государственное регулирование экономической деятельности Удмуртской Республики на основе региональных комплексных программ».
Еще более мудреная тема диссертации у губернатора Томской области Виктора Кресса, ставшего кандидатом экономических наук в 1999 году: «Механизм государственного регулирования инновационных преобразований экономики субъектов Федерации». Но в любом случае Кресс пытается сделать область территорией инновационного развития, особенно накануне укрупнения субъектов РФ.
Председатель правительства Республики Карелия Сергей Катанандов, как ни странно, «ударился» не в экономику, а в философию. Он имеет научную степень кандидата философских наук, а диссертацию защитил по теме «Теория управления социальными конфликтами». Инженер-строитель по базовому образованию, Катанандов к мысли о защите диссертации пришел, еще будучи мэром Петрозаводска.
Помогает ли это в работе, трудно сказать. Зато Катанандов – действительный член Российской инженерной академии, имеет нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», звезду Вернадского I степени и медаль имени Анатолия Кони.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов защитил докторскую диссертацию как раз накануне своего 50-летия. Угадайте с трех раз, о чем шел разговор на защите? Правильно, конечно же – о «Повышении эффективности работы нефтегазодобывающего комплекса Западной Сибири путем целевого перспективного развития региональной производственно-транспортной системы». Защита прошла успешно, да и с нефтегазодобывающим комплексом все в порядке.
Самым «свежим» кандидатом экономических наук, без сомнения, является приморский губернатор Сергей Дарькин. Диссертацию «Обеспечение экономической безопасности трансграничных регионов России» он защитил в марте нынешнего года.
Кстати, можно с полной уверенностью сказать, что отдельные положения своей работы Сергей Дарькин включил в доклад президенту РФ о состоянии дел в рыбной отрасли в ходе последнего визита Владимира Путина в край. Недаром этот доклад президент так и назвал – «диссертация». Вполне вероятно, что более глубокое погружение в проблему позволило губернатору поднять и публичную тему размывания российских берегов пограничной реки Туманная. Год назад Сергей Дарькин заработал на этом немало имиджевых очков. Ну и, наконец, критерием знания сути написанной им работы может служить то обстоятельство, что президент неизменно приглашает приморского губернатора в свои поездки по приграничным с Приморьем странам. Так, например, на днях Дарькин вошел в «свиту» президента во время визита Путина в Китай.
Не исключено, что в эту поездку постарается «вклиниться» и новый мэр Владивостока Владимир Николаев. Но, если отталкиваться от ученых степеней, то ему уместней было бы сопровождать президента по европейским странам. Тема его кандидатской диссертации среди ученых мужей Приморья до сих пор вызывает, мягко говоря, недоумение, поскольку звучит следующим образом: «Экологические проблемы стран Евросоюза».
Любопытно, что воронежский губернатор Владимир Кулаков, пришедший на пост главы региона с поста начальника УФСБ по области, – кандидат технических наук, а в недавнем также «боец невидимого фронта» президент Ингушетии Мурат Зязиков – философских (как чуть ли не все губернаторы в погонах, он является действительным членом и профессором Академии безопасности, обороны и правопорядка). Что еще раз доказывает – в «брежние» времена дураков в органы не брали.
Они так и не «остепенились»
Как ни странно, есть среди глав регионов и такие, которые не озаботились повышением своего образовательного уровня. К примеру, у донского губернатора Владимира Чуба нет никаких ученых степеней. Как заявил «НГ» пресс-секретарь губернатора Кирилл Шулепов, «Владимир Федорович считает, что губернатор должен заниматься чем-то одним – или руководить областью, или писать докторские диссертации, потому что даже физически это совместить невозможно». В то же время среди множества наград у губернатора Чуба есть серебряная медаль имени Николая Вавилова, врученная ему Российской академией естественных наук в 2002 году.
Нет ученых степеней и у президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Зато почетными он не обижен. Минтимер Шарипович является почетным членом президиума международного парламента Всемирной конфедерации рыцарей (работающей под эгидой ООН), академиком Академии технологических наук РФ, почетным академиком Международной академии информатизации, почетным профессором Московского государственного института международных отношений МИД РФ.
Псковский губернатор Евгений Михайлов хоть и учился в аспирантуре кафедры истории России МГУ им. Ломоносова, к диссертации так и не приступил – увлекся политикой и сочинительством. Был активным автором, а потом и заместителем главного редактора газеты «Правда Жириновского», а в 1995 году издал книгу «Бремя имперской нации», в которой весьма образно описал свою первую встречу с Владимиром Вольфовичем: «Первое же публичное выступление этого неординарного русского человека и одного из величайших организаторов нашего времени, явившего наконец миру впервые за много лет образец подлинно свободной в своих действиях и эмоциональных проявлениях русской личности, не сломленной и не закомплексованной тоталитаризмом (на что так надеялся Запад), вселило неподдельный ужас во врагов русской нации, и всем сразу стало ясно: появился лидер и будущий вождь России... Казалось, что тысячелетние силы мощных жизненных потоков русской нации, концентрируясь и воплощаясь в облике Жириновского, таинственно нисходят на нас. Души предков оживали в наших сердцах. Голос крови звучал и звал к победе». Высокий штиль, согласитесь. Так что не зря Евгений Эдуардович носит на груди медаль имени Пушкина. Просто поэт...
Не слишком хорошо обстоит дело с учеными степенями у «военных» губернаторов. Правда, губернатор Калининградской области адмирал Владимир Егоров стал кандидатом военных наук, а также профессором Стокгольмского университета. А вот у возглавляющего Ульяновскую область генерала Владимира Шаманова, естественно, остались за плечами только «боевые университеты». Как и у хакасского руководителя полковника ВДВ Алексея Лебедя. Правда, в отличие от Шаманова Алексей Лебедь является почетным профессором Академии сельскохозяйственных наук и почетным доктором наук Хакасского госуниверситета. Не до диссертаций было и новому президенту Чечни Алу Алханову.
Смоленский губернатор Виктор Маслов после окончания кафедры промэлектроники смоленского филиала Московского энергетического института имел все предпосылки к тому, чтобы защитить диссертацию. В начале трудовой карьеры будущий губернатор попал в КБ, занимавшееся разработкой новой электронной техники – управляющих вычислительных машин. В 1974 году у него появились первые научные работы, он даже получил предложение продолжить научную работу в аспирантуре, где наверняка бы защитился. Но уже через год «Родина позвала» Маслова на службу в КГБ, и он «не раздумывая» согласился. А в региональных управлениях КГБ, как известно, занимались отнюдь не научными изысканиями. Зато губернатор Маслов (равно, кстати, как и председатель облдумы Владимир Анисимов, смоленский мэр Владислав Халецкий и председатель Горсовета Виталий Вовченко) является действительным членом Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.
Благо, что академий в России немало, наверное, не меньше, чем губернаторов. Хочешь не хочешь, а академиком станешь.
Может, теперь, когда региональных начальников ждет большая ротация и многие уступят насиженные кресла кремлевским назначенцам, губернаторы наконец-то начнут «работать по специальности»? То есть реализуют на практике свои научные изыскания. И тогда Михаил Лапшин повысит надои в Московской области, Михаил Машковцев займется техническим обслуживанием самолетов, а Дмитрий Аяцков – судьбами федерализма в России.