На прошлой неделе агентство «РБК. Рейтинг» опубликовало экорейтинг городов России. Он был составлен по результатам исследования Главной геофизической обсерватории им. Воейкова (Росгидромет). Как из него следует, за прошедшие пять лет экологическая обстановка в городах, где проводился мониторинг, резко ухудшилась
"В тех городах, где раньше экологическая обстановка характеризовалась как «умеренная», сейчас наблюдается «очень высокий» уровень загрязнения. Не добавляет радости и то, что в этом году в список включено на десять городов больше, чем в прошлом. Специалисты считают, что главная причина стремительно ухудшающейся экологической обстановки – в чересчур резком росте автопарка в мегаполисах и использовании давно уже устаревшего транспорта. Впрочем, на его обновление денег нет и не предвидится, а попытки улучшить ситуацию, закрыв въезд частному транспорту в центр городов, пока успехом не увенчались.
В экорейтинг городов России включены города с высоким уровнем загрязнения воздуха, для которых интегральный индекс загрязнения атмосферы равен или превышает 14. Перечень населенных пунктов (всего было исследовано 260) составлен по результатам исследования Росгидромета: для каждого из них определялись вещества, негативно влияющие на экологию, с учетом их токсичности. Были использованы данные за пять лет, причем в ходе исследования выяснилось, что помимо городов, которые считались неблагополучными еще в советское время, в список наиболее загрязненных попали еще десять «новичков». Эксперты сетуют: те населенные пункты, где пять лет назад степень экологического загрязнения оценивалась как «умеренная», сегодня «задыхаются» от вредных выбросов и уже перешли в категорию городов с «очень высоким» загрязнением.
Эксперты уверены: одна из основных причин удручающей экологической обстановки – в постоянно растущем числе автомобилей. Например, изрядной долей вредных веществ мы обязаны именно автотранспорту. Так, по оценке Сергея Чичерина, заместителя директора Главной геофизической обсерватории им. Воейкова, до 80% выбросов в атмосферу на территории Москвы и Санкт-Петербурга обеспечивают автомобили, причем этот показатель постоянно растет. «В среднем по России две трети подвижного состава израсходовали свой ресурс и работать не должны, – сказал RBC daily руководитель проекта «Направления городского хозяйства» фонда «Институт экономики города» Алексей Родионов. – Тем не менее эти машины по-прежнему находятся в эксплуатации и загрязняют атмосферу. Также во многих городах закупают транспорт в Европе: нередка ситуация, когда на местных маршрутах работают автобусы 15–20-летней давности, израсходовавшие свой ресурс еще за границей. Конечно, такие меры решают проблему транспорта, но ясно, и какова цена решения – воздействие на экологию».
«Старожилы» рейтинга – города, в которых расположены крупные промышленные предприятия, особенно те из них, кто не сменил старое техническое оснащение на современное. Так, комментируя рейтинг, г-н Чичерин отметил, что наиболее распространенные загрязняющие вещества сейчас – диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота и летучие органические соединения. Еще 2% вредных веществ, поступающих в атмосферу, – сероводород, сероуглерод, серная кислота, бензопирен и свинец. Всего же из 19,4 млн тонн загрязняющих веществ от стационарных источников на долю промпроизводств приходится около 70%. «В тех городах, которые попали в рейтинг, действительно есть крупные производства в плохом состоянии, – прокомментировал RBC daily руководитель рабочей группы РСПП по экологии Николай Тонков. – Можно сказать, что в очередной раз подобная ситуация показывает необходимость разработки экологической политики в стране. Кроме того, нам необходим закон о плате за загрязнение окружающей среды, который вынудит предпринимателей инвестировать средства в охрану окружающей среды».
Авторы экорейтинга придерживаются такой же точки зрения, считая, что в России необходимо принять кардинальные меры для изменения ситуации. Более того, они уверены, что зачастую списки неблагополучных в экологическом отношении городов намеренно «сглаживают», – она слишком критична. «Эксперты считают, что нам нужно использовать европейский опыт, – сказали RBC daily в «РБК. Рейтинг». – В частности, необходимо повысить экологичность машин и рационально организовать дорожное движение. Например, в ряде стран Европы невозможно попасть в центр города на личном автотранспорте – только на общественном». В России же неоднократные попытки, вернее, озвученные намерения закрыть от автотранспорта хотя бы центр Москвы в реальность пока не претворились.
С неменьшим скептицизмом смотрят некоторые эксперты и на строительство транспортных развязок в городе. На и без того загруженных магистралях, например, предлагается снизить скорость движения до 40 км в час или же сделать его односторонним. «Выбор средств решения проблемы невелик, – считает Алексей Родионов. – У города возможности на одномоментное обновление транспортного парка нет. Для этого необходима федеральная программа – она существует, но значительных изменений я пока не вижу. А предложение ограничить въезд в центр мне представляется разумным». В «РБК. Рейтинг» также считают, что бездействие в такой ситуации может оказаться губительным: «Власти не слишком стремятся к радикальным изменениям. Поэтому можно предположить, что в дальнейшем ситуация будет развиваться по негативному сценарию. Мы не видим реальных усилий для изменения экологической обстановки, а меры, о которых говорят, неизвестно когда будут реализованы».