По официальной версии, школу в Беслане захватила группа в составе 32-х боевиков; 31 из них уничтожен, один арестован. Человеконенавистник Басаев, письмо которого в середине сентября появилось на сайте боевиков, сообщил, что в захвате школы (эту операцию басаевцы цинично назвали "Норд-Вест") участвовали 33 террориста, в том числе 2 женщины-чеченки, 12 чеченцев, 9 ингушей, 3 русских, 2 араба, 2 осетина, 1 татарин, 1 кабардинец и 1 гуран
"На следующее утро после захвата, в то время, когда заложники изнывали от жажды и голода (дети ели лепестки цветов), террористы спокойно делали зарядку во дворе школы. Басаевцы, пообещавшие расстреливать по 50 человек за каждого убитого подельника, были уверены, что штурма не будет.
Террористы обращались друг к другу по кличкам – Фантомас, Нос, Полковник, Магас, Серый, Помидор, Тыра, Абдулла... Они принесли с собой 8 камер наружного наблюдения и разместили их на направлениях возможных действий спецназа. Изображение подавалось на экран телевизора в учительской.
Кровавые события в Беслане начались 3 сентября около часа дня. У боевиков кроме автоматов, пулеметов, пистолетов и ножей был автоматический станковый гранатомет АГС-17 "Пламя", снайперские винтовки, АПС "Стечкин", ручные противопехотные огнеметы "Шмель" (из них произвели несколько выстрелов). Часть этого арсенала, включая АГС-17, так и не найдена. Всего, по некоторым данным, пропало более 10 единиц оружия. В ночь с 3 на 4 сентября оружие террористов собирали впопыхах, чтобы продемонстрировать прибывшему в Беслан президенту. С автоматов, пулеметов и т.д. даже не сняли отпечатки пальцев.
В числе захватчиков в бесланской школе №1 находились:
1. "Полковник", он же Хучбаров Рустам (Руслан) Тагирович, ингуш, 12.11.72 г.р., уроженец селения Галашки. Коренастый мужчина, являвшийся, согласно показаниям задержанного боевика, одним из руководителей группы. По словам выживших заложников, "Полковник" был самым жестоким из всех террористов. Хучбаров известен как ярый приверженец ваххабизма. Из басаевского письма следует, что в Беслане действовал "второй батальон шахидов" под командованием некоего "полковника Орстхоева" ("первый батальон" Мовсара Бараева, надо полагать, уничтожен российским спецназом во время штурма "Норд-Оста"). Якобы, "Ортсхоев" в последний раз связывался с Басаевым в два часа ночи 4 сентября, сообщив, что заканчивается зарядка телефона. По данным МВД Ингушетии, фамилия "Ортсхоев" неизвестна среди боевиков. В республике есть тейп "Ортсхой", так что не исключено, что эта фамилия – лишь плод воображения Басаева, придуманная, чтобы увести следствие в сторону от реальных фактов.
В 1998 г. Хучбаров был объявлен в федеральный розыск за убийство, совершенное им в Орловской области, где он жил со своей русской подругой и сыном. После убийства скрылся в Чечне, где, по данным ФСБ, прошел обучение в одном из лагерей террористов, в совершенстве освоив приемы рукопашного боя и владение оружием. Кличку "Полковник" получил там же. Вначале входил в отряд полевого командира Ибрагимова, воевал вместе с Арби Бараевым; затем примкнул к Басаеву, став его приближенным. Басаев начал поручать ему крупные диверсии и теракты. Так, Хучбаров и некто Амриев руководили нападением на колонну внутренних войск 11 мая 2000 г. между селениями Галашки и Алхасты, во время которого были убиты 18 и ранены трое солдат и офицеров. По приказу Басаева "Полковник" организовал взрыв в Магасе у здания УФСБ Ингушетии 15 сентября 2003 г., когда водитель-смертник на грузовике снес шлагбаум, преграждавший дорогу к зданию, и подорвал бомбу мощностью около 300 кг в тротиловом эквиваленте. Хучбаров лично закупал селитру для этого теракта. По оперативным данным, он имел отношение и к подготовке шахидок, которые были в театральном центре на Дубровке, взрывали себя в Москве и Моздоке.
Труп "Полковника" до сих пор не опознан.
2. "Магас", он же "Али", он же Магомед Евлоев, он же Тазиев Али Мусаевич, ингуш. Находился среди террористов. По одной версии, был убит сотрудником милиции во время захвата школы, по другой (что маловероятно), покинул здание за день до трагической развязки. Уроженец села Насыркорт Назрановского района; служил в УВО МВД Ингушетии. С 10 октября 1998 г. считался похищенным и убитым боевиками, в 2000 г. суд Ингушетии официально признал его смерть.
По данным спецслужб, вначале Тазиев-Евлоев являлся участником группы Абу аль-Валида, возглавив отряд ваххабитов из Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии и Чечни. Затем был назначен Басаевым "амиром" ингушского джамаата. "Магас" причастен к подрывам, убийствам военных, милиционеров и глав администраций. Во время нападения на Ингушетию 21 июня "Магас" с 30 боевиками на одном из перекрестков Назрани расстреливал представителей власти. Лично убил и.о. министра внутренних дел Ингушетии Абукара Костоева и двух сотрудников прокуратуры
3. Нурпаши (Нур-Паша) Кулаев, чеченец, 24 года. Единственный задержанный боевик. Уроженец чеченского села Старый Энгеной (Ножай-Юртовский район). В Чечне выполнял в отряде ваххабитов в основном хозяйственные функции – доставлял оружие и еду, вывозил раненых, переправлял боевиков в горы. Вместе с братом участвовал в нападении на Ингушетии 21 июня.
Был арестован в Беслане 3 сентября, когда, успев переодеться в спортивный костюм, прятался под омоновским "КамАЗом". Перебирал четки, повторяя: "Жить хочу, хочу жить..." Утверждает, что не знал, зачем их группа поехала в Беслан, и никого не убивал во время захвата заложников и после него. Кулаеву предъявлено обвинение по девяти статьям УК, включая бандитизм, терроризм, убийство и похищение людей.
4. Ханпаши (Хан-Паша) Кулаев, чеченец, 1973 г.р., кличка "Однорукий". Потерял руку в бою в селе Ведено. Проходил обучение в одном из лагерей Хаттаба, входил в состав басаевской охраны. В 1999 г. лично добивал из автомата раненных российских солдат. Участвовал в отступлении боевиков из Грозного, во время которого Басаев потерял ногу. Перешел в подчинение Абу аль-Валида, после смерти которого вернулся к Басаеву. Средний из братьев Кулаевых. Старшего убили в 2001г. под Аргуном, на его похороны лично приезжал Басаев.
Якобы вместе с двумя боевиками Хаттаба и Раппани задерживался сотрудниками ФСБ 29 августа 2001 г. в ходе спецоперации в селениях Аллерой, Цоцин-Юрт и Курчалой, но затем был отпущен при невыясненных обстоятельствах.
5. Майрбек Шайбекханов (Шибиханов), чеченец, уроженец села Старый Энгеной (Ножай-Юртовский район). По словам сотрудников администрации Ножай-Юртовского района, "личность странная". Появился в селе Новый Энгеной Гудермесского района в 1997 г., затем переехал в Старый Энгеной под видом беженца. В составе отряда Басаева участвовал в нападении на Гудермес, во время которого погибли 15 российских солдат. Вместе с женой, увлекающейся ваххабизмом, перебрался в Ингушетию. По данным спецслужб, с боевиками Рустамом Ганиевым ("Курейш"), Абу-Бакаром Висимбаевым ("Одноглазый"), Магомедом Хашиевым входил в "специальную бригаду" амира Грозного Хамзата Тазабаева, которая занималась подготовкой шахидок. Якобы задерживался российскими спецслужбами осенью 2003 года.
6. Шахидка №1, жена Шейбекханова. По некоторым данным, взорвала себя 1 сентября – не выдержали нервы. По другой версии, ее взорвал "Полковник".
7. Шахидка №2. Убита во время штурма. Труп находился в одной из комнат школы.
8. Хизир-Али Ахмедов, чеченец, 1974 г.р., уроженец селения Бильтюрт. Входил в отряд Басаева. Среди ваххабитов были все восемь братьев Ахмедовых; некоторые воевали еще в первую кампанию. Трое Ахмедовых ликвидированы во время боевых действий несколько лет назад. Старший брат (убит в бою с российскими военными в 2001 г.) был женат на двоюродной сестре Басаева.
9. Арсен Мержуев (Мержоев), чеченец, 1979 г.р., уроженец села Старый Энгеной (Ножай-Юртовский район). По другим данным, Миржоев Арсен, 1979 г.р., уроженец Ингушетии.
10. Изнаур (Изнор) Кодзоев, ингуш. С 1998 г. находился в поле зрения спецслужб как предполагаемый организатор похищений людей и участник бандформирований. Сын Иссы Кодзоева – лидера организации "Нийсхо" ("Справедливость"), которая с начала 90-х гг. устраивала митинги, призывая к эскалации конфликта с Северной Осетией. В августе 2003 г. проходил обучение в лагере боевиков неподалеку от села Али-Юрт. Летом 2004 г. участвовал в нападении на Ингушетию. В Назрани участвовал в убийстве сотрудников милиции и прокуратуры и разграблении складов МВД.
В ночь с 1 на 2 сентября сотрудники ФСБ доставили в Беслан жену Кодзоева, которая под видеокамеру попросила мужа отпустить детей-заложников.
11. Анатолий (Владимир) Ходов, кличка "Абдулла", уроженец Хмельницкой области Украины, усыновленный в детстве жительницей осетинского села Эльхотово. Отказался общаться с приемной матерью по телефону во время удержания заложников в Беслане. Попал в поле зрения спецслужб в 1999 г. (объявлен в розыск УВД Майкопа за изнасилование). Стал ваххабитом в Адыгее, учился в медресе в Черкесске, переехал в Чечню.
Готовил еду для Гелаева, потом перешел к полевому командиру Ильясу Горчаханову. В конце 2002 г. Ходов проходил обучение на базе террористов под селом Галашки на территории заброшенного пионерлагеря. В декабре 2003 г. был отправлен в Северную Осетию для совершения терактов. 2 февраля 2004 г. устроил взрыв в центре Владикавказа, во время которого погибли трое курсантов, участвовал в минировании железнодорожных путей на территории Осетии, из-за чего сошел с рельсов поезд Москва – Владикавказ.
12. Магомед Аушев, ингуш, из бедной семьи, два брата работают на заводе. Принимал участие в нападении на Назрань, у ваххабитов был мелкой сошкой. 24 июня 2004 г. Магомеда Аушева задержали сотрудники карабулакского ГОВД, но после проверки в тот же день отпустили.
13. Араб №1. Вероятное имя – абу-Дзейт.
14. Араб №2. Один из трупов террористов принадлежит арабскому наемнику (арабский тип лица, длинные курчавые волосы, особый тип обрезания). По версии сотрудников МВД РСО-А, в школе Беслана убиты два араба. Оба находились рядом, вели огонь, случая через наушники кассету из одного плеера ("Раммштайн"). Под камуфлированной формой носили длинные арабские одежды. При себе имели книги "Русско-арабский разговорник" и "Нравы моджахедов".
15. Иса (Иссы) Торшхоев, ингуш, уроженец г. Малгобек, Ингушетия. По некоторым данным, 23-летний Исса Торшхоев ранее был судим за разбой. Также известно, что 5 марта 2004 г.на улице Западная в поселке Старый Молгобек была предпринята задержать 26-летнего Ису Торшхоева (Торчхоева). Но в его доме силовикам было оказано вооруженное сопротивление, хозяину удалось бежать.
16. Бей-Алла Цечоев, ингуш, 1973 г.р., с. Сагопши, Ингушетия. 31-летний ваххабит, привлекался к ответственности за хранение оружия.
17. Муса Цечоев, ингуш. Летом этого года в селении Сагопши Малгабекского района Ингушетии при попытке задержания отстреливался из пистолета, кинул гранату и скрылся. При этом был ранен начальник отдела ГИБДД Малгабекского РУВД Магомед Цороев.
18. Умаров, чеченец. Возможно, дальний родственник полевого командира Доку Умарова.
19. Абдул-Азим Лабазанов, чеченец, 1973 г.р. Родился в Казахстане, потом перебрался вместе с семьей в Россию. Во время первой чеченской войны был призван в армию, дезертировал и перешел в отряд полевого командира Тархана Газиева. Позже пришел в "бригаду" Доку Умарова. По данным МВД, участвовал в серии терактов, организованных полевым командиром Саид-Эмиром Дадаевым. До начала августа находился в Чечне.
20. Султан (Солтан) Камурзаев, 1977 г.р. Возможно, осетин.
21. "Фантомас", русский, принявший мусульманство; лысый мужчина огромного роста. Телохранитель Басаева, вел огонь из пулемета.
22. Магомед Хочубаров, 1983 г.р., житель Чечни.
23. Забитый насмерть жителями Беслана террорист.
Все сведения собраны из открытых источников. Список, как мы видим, неполный. Не исключено, что новые и уточненные сведения о террористах станут известны позже. "Yтро" будет информировать читателей о деталях расследования бесланской трагедии.
"