Вчера холдинговая компания «Амтел» – один из ведущих российских производителей шин – объявила о намерении продать 10% своих акций путем частного размещения. Акции будут продаваться при поддержке ИК «Тройка Диалог», которая выступит эксклюзивным андеррайтером и агентом размещения
"Потенциальные инвесторы получат возможность купить их уже через несколько дней. В «Амтеле» говорят, что нынешняя инициатива является подготовкой к выходу российского производителя шин на международный фондовый рынок, который запланирован на осень 2005 г., и способом увеличить число своих зарубежных инвесторов (в компании отмечают, что на данный момент у них пока только один зарубежный инвестор). Между тем предстоящее размещение акций может быть вызвано не только предстоящим выходом на IPO, но и может быть связано с необходимостью найти средства на «повседневное» развитие группы компаний. В условиях ужесточающейся конкуренции на шинном рынке только в прошлом году «Амтелом» на модернизацию производства было потрачено около 50 млн долл. собственных средств. Согласно предварительным оценкам, с помощью нынешнего частного размещения 10% своих акций холдинговая компания планирует привлечь примерно столько же.
Холдинговая компания «Амтел» – один из крупнейших российских производителей шин. В нее входят три шинных комплекса в России – «Амтел-Поволжье» (Киров), «Амтел-Черноземье» (Воронеж) и «Амтел-Сибирь» (Красноярск), а также шинный завод на Украине (Белая Церковь), «Амтел-Кузбасс» (Кемерово) и Волгоградский завод технического углерода (ВЗТУ). По собственным данным, холдинговая компания «Амтел» контролирует 28% всего российского шинного рынка и 35% отечественного рынка шин для легковых автомобилей и грузовиков легкой грузоподъемности (наиболее прибыльный сегодня сегмент). Другие игроки шинного рынка, правда, оценивают присутствие продукции «Амтела» в России более скромно. По данным Научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП), в 2003 г. российские предприятия группы компаний произвели лишь 18,3% от всех шин, выпущенных в России в 2003 г. По оценкам компании «СИБУР – Русские шины», по итогам прошлого года доля «Амтела» на российском рынке составила 20,67% и вряд ли с тех пор могла сильно вырасти. А еще один конкурент «Амтела» – «Нижнекамскшина» – отмечает, что, говоря о доле в 28% на российском рынке, «Амтел» включает сюда еще и продукцию, выпускаемую на своем предприятии в Украине.
В «Амтеле» отмечают, что частное размещение 10% акций холдинговой компании может произойти уже буквально на днях. «Институциональные инвесторы получат возможность приобрести акции начиная с 27 сентября, во время серии презентаций ИК «Тройка Диалог» и «Амтела» для инвесторов в Москве и Лондоне. По окончании размещения президент ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян войдет в наблюдательный совет холдинга «Амтел»», – говорится в совместном сообщении «Амтела» и ИК «Тройка Диалог». А в самом «Амтеле» говорят, что предстоящее размещение 10% акций – крайне важное и позитивное для них событие. «Это размещение – большой шаг в рамках стратегии компании «Амтел» по выходу на публичный рынок, который позволит еще более укрепить репутацию холдинга в глазах международного инвестиционного сообщества», – отмечает президент ХК «Амтел» Судхир Гупта.
Как пояснили RBC daily в компании, данный шаг – это подготовка к выходу на открытый рынок акций. ««Амтел» стремится укреплять свою репутацию перед международным инвестиционным сообществом потому, что осенью 2005 г. мы готовимся к выходу на IPO. Сегодня идет речь об увеличении компанией своего присутствия на фондовом рынке и увеличении числа инвесторов потому, что на данный момент 5,65% акций «Амтела» уже находятся в собственности инвестиционного фонда Templeton (США). Более того, к моменту выхода на IPO пакет акций предприятия, проданных инвесторам путем частного размещения, мы планируем довести до 30-40%», – сообщил RBC daily Алексей Шакиртдинов, пресс-атташе группы компаний «Амтел».
Между тем предстоящее размещение акций может быть вызвано еще и недостатком средств на «повседневное» развитие группы компаний. «Безусловно, частное размещение «Амтелом» 10% своих акций может происходить в преддверии выхода на IPO. Но эта глобальная, перспективная цель «Амтела» не исключает его другой, более локальной цели, а именно привлечения средств на сегодняшнее свое развитие. Не так давно компания запустила новые производственные линии, и то, что «Амтелу» в настоящий момент нужны деньги, не вызывает сомнений, – комментирует RBC daily ситуацию Дмитрий Мангилев, эксперт ИК «Проспект». – Шинный бизнес сегодня – это одна из точек роста. Поэтому компании жизненно необходимо развиваться в ногу с конкурентами». В пользу этого мнения говорит то, что в 2003 г. группа «Амтел» проводила модернизацию оборудования, которая оказалась крайне затратной. Например, на предприятии группы «Киров - I» в мае 2003 г. было запущено новое оборудование мощностью 2,2 млн шин в год для производства продукции под торговой маркой Nordman, на предприятии «Амтел-Черноземье – I» в Воронеже в 2003 г. началась установка нового оборудования мощностью 2,2 млн шин в год, завершившаяся в марте 2004 г. и т.д. Инвестиции группы «Амтел» в собственные основные производственные мощности в 2003 г. составили 48 млн долл.
Вместе с тем то, сколько «Амтел» планирует получить от предстоящего размещения 10% своих акций, в самой холдинговой компании не комментируют, объясняя это тем, что данная информация является закрытой. В ИК «Тройка Диалог» на этот вопрос также не ответили. Тем не менее в ИК «Проспект» смогли достаточно легко оценить примерную стоимость данного пакета. «По предварительным оценкам, 10% акций «Амтела» могут стоить порядка 50 млн долл.», – говорит Дмитрий Мангилев.