"То, что самолет упал за городом, можно считать счастьем. В 30-тысячном Калязине, плотно застроенном хрущевскими пятиэтажками, число погибших при авиакатастрофе могло бы перевалить за сотни. Для многих произошедшее стало настоящим потрясением. — Не каждый день такое случается, — объяснил водитель белой «девятки» Алексей Зеленин, пообещавший отвезти нас к месту падения самолета. — Ладно, поедем, посмотрим на эту жуть. На подъезде к месту падения ИЛа прямо по центру дороги стоял огромный джип. За его тонированными стеклами просматривались люди в черном. Из машины высунулась рука и сделала знак остановиться. В тот же самый момент к нашей «девятке» подскочили два милиционера и попросили выйти. — По всем вопросам обращайтесь к сотрудникам ФСБ, — сказали они, указав на джип. Эфэсбешники дали добро, и мы приступили к осмотру того, что еще несколько часов назад называлось самолетом. Останки людей, которые продолжали собирать спецы, наводили настоящий ужас. Вокруг валялись человеческие кисти и головы На месте падения в почву был воткнут длинный желтый шест. Рядом с ним огромная яма, образовавшаяся от первого удара. О точке падения самолета свидетельствовали и растущие недалеко деревья со срезанными словно ножом кронами. Деревня Захаровка находится совсем рядом с тем местом, где рухнул самолет. Там около десятка домов, но живет всего один человек — 70-летний Иван Куликов. — Я уже спал, когда услышал за окном страшный гул, — рассказал он. — Потом был удар о землю. В тот момент в комнате стало светло как днем. Через секунду снова темнота — и еще один удар. Затем послышался протяжный скрежет металла. Я сразу оделся и выбежал на улицу. Было темно, но повсюду горели маленькие огоньки костров. По соседству с Захаровкой стоит еще одно село — Брониха. Но и там живет только одна семья — фермеры Лапины. ИЛ упал в нескольких метрах от их дома. Часть крыла самолета развалила соседний сарай. — У нас с женой было полное ощущение, что свалилась огромная комета, — вспоминает Владимир Лапин. — Только потом сообразили, что произошла авиакатастрофа. Сначала оцепенели, а после стали кричать и звать людей — в надежде, что кто-то остался жив. Позже поняли — бесполезно. Первое, на что я наткнулся, были две оторванные человеческие кисти. Дальше валялись еще куски людских тел. Было ощущение, что их сотни. Когда жена увидела оторванную голову, чуть не потеряла сознание. Она просто убежала домой, а я продолжал искать живых... Но вокруг лежали только разбросанные взрывом куски самолета, одежда и личные вещи людей. Среди них я нашел обгоревшую куртку погибшего отца владельца этого самолета — Анатолия Кучеренко. В ней лежали его портмоне и паспорт. Мародеров ловили на месте — Тридцать лет назад я пережила клиническую смерть и надолго запомнила это жуткое состояние, — продолжила рассказ Людмила Лапина. — Увидев куски человеческих тел, почувствовала, что души умерших рядом. Они мечутся по полю со стонами... Через пятнадцать минут к месту падения ИЛа мчались милиционеры, пожарные, спасатели и сотрудники ФСБ. — Когда я немного пришел в себя, то заметил, что вокруг этого кошмара, как насмешка над призрачным земным богатством, среди людских останков разбросано много денег, — переходит на шепот Лапин. — Представляете, на протяжении всей площади падения самолета валялись купюры по тысяче и пятьсот рублей. Я видел и баксы. Многие разорвались и обгорели, но были в приличном состоянии. Приехавшие эфэсбешники сразу же выстроились в цепочку, чтобы не допустить мародерства, и поставили палатку с табличкой «Прием найденных денег и личных вещей». Рубли и доллары собирали мешками. Затем их переносили в джипы и увозили. По прикидкам работающих спасателей, в самолете находились деньги и ценные бумаги на сотни тысяч долларов. Местные жители, узнав о таких находках, пытались прорваться к месту гибели самолета через оцепление. Некоторым это удавалось. — В ту ночь я видел, как от леса со стороны колхоза «Правда», что в четырех километрах от нас, к месту авиакатастрофы промчались три лыжника, — вспоминает Куликов. — Видимо, они все-таки проникли на территорию. Но вот выйти не смогли. Их задержали с карманами, полными купюр. На следующее утро отчаявшиеся обогатиться люди из соседних деревень стали приезжать на тракторах уже просто посмотреть и подивиться на невиданное зрелище. Кольца сдирал плоскогубцами — Родственники погибших стали прибывать уже через несколько часов, — рассказал помогавший все эти дни разбирать завалы на месте катастрофы водитель Валентин Саксонов. — Одним из первых приехал мужчина, жена которого везла в Москву, по его рассказу, миллион рублей. Вдовец громко кричал в палатке руководителей спасательно-поисковых работ, а затем пошел к телам. Опознав жену, он умолял разрешить забрать то золото и бриллианты, которые остались на ней. Просто снять кольца с рук у него не получилось, тогда он пустил в ход плоскогубцы. Приказано молчать! Все время, которое мы находились в эпицентре событий, эфэсбешники ни на минуту не выпускали нас из вида. — Приказано молчать о том, что здесь произошло и что найдено, — отвечали на наши вопросы эмчеэсовцы, косящиеся на черный джип с крепкими ребятами. Мы сели в «девятку». Водитель Алексей вытащил из кармана надорванную тысячерублевую купюру. — Вот, полюбуйтесь, — сказал он. — Нашел под куском железа... Думаю, последний трофей — больше ловить там нечего.
Кстати Фрагменты тел погибших доставили в морг судмедэкспертизы четвертой городской больницы города Твери утром 21 ноября. — Чуть позже в город прибыли родственники погибших пассажиров и членов экипажа, — рассказал «Собеседнику» зам. губернатора Тверской области Александр Затван. — Всех обеспечили жильем и питанием. Еще приехали вице-консул Украины и представитель администрации Хатанги. Военный комиссариат выделил транспорт и горючее для доставки тел через Москву в те города, в которых проживали погибшие. Мы же подготовили все необходимые для этого документы. 23 ноября тела пассажиров отправили родственникам. Позже увезли гробы с членами экипажа. Траурный кортеж до Москвы сопровождали машины тверской ГИБДД. "