"Мечта известного сатирика - взять в аренду метр государственной границы - стала былью. Правда, юморист мечтал протаскивать всего лишь чемодан, а на Дальнем Востоке через "арендованную" границу могут проходить целые пароходы. В Сахалинской области местные власти продали в частные руки рыбокомбинат, а вместе с ним и помещения пункта пропуска через границу. Так что "в нагрузку" к заводу предриниматели по сути получили и пресловутый "метр государственной границы" в виде контролерского поста "Южно-Курильск". Пограничники сразу забили тревогу. Командование ОКПП "Сахалин" забросало письмами администрации и Сахалинской области, и Южно-Курильского района. Но просьбы перевести контролерский пост в казенные апартаменты были что глас вопиющего в пустыне. Естественно, сами стражи границ так и остались людьми государевыми. Но работают под крышей (в прямом смысле этого слова), принадлежащей бизнесменам. Местные власти, хоть и в курсе того, кто "крышует" пограничный переход, но с этим мирятся. Между тем "Южно-Курильск" - не исключение. По данным военной прокуратуры ФПС, частные по сути пункты пропуска давно открыты и на территории Приморского края, в приватизированных торговых портах. - Администрация Приморского края уклонялась от принятия решений по надлежащему оборудованию пунктов пропуска, ссылаясь на финансовые трудности, - сообщил корреспонденту "РГ" военный прокурор ФПС РФ генерал-лейтенант юстиции Александр Носков, - поэтому не выполнялась предусмотренная законом процедура открытия и принятия пунктов пропуска в эксплуатацию. Вряд ли это произошло случайно. В мире больших денег ничего случайного нет. Дальневосточные чиновники, разрешая приватизацию, отдали помещения морских пунктов пропуска через границу в частные руки не по глупости. Самый простой ответ: им так было удобно. Их довод - у страны нет денег, а коммерсанты - богатенькие буратины. К тому же согласные держать у себя пограничников, которые в свою очередь оказались на положении даже не арендаторов, а эдаких бедных родственников. Спору нет, предпринимателям тоже удобно, когда под боком контролерский пост. Надо, позвал - принесли ключи от границы. Документы проверили - и вперед. Вопрос: удобно ли это государству? По закону границу нельзя переходить там, где хочется, даже если ты десять раз имеешь право ее переходить. Есть специальные места, на которых сидят пограничные контролеры. Они проверяют документы и пропускают человека (или не пропускают). Сами пограничники не решают, где ставить на границе ворота, а где нет. Это указывает Правительство РФ, а местные власти и федеральные министерства предлагают места (читай - лоббируют), а потом их содержат. Никакими бизнесменами здесь, как говорится, и не пахнет. Но в будущем частные погранпереходы могут вырасти как грибы после дождя. Дело в том, что сегодня международные аэропорты и железнодорожные вокзалы пока еще в руках государства. Соответственно, там и пограничники сидят в казенных апартаментах. Но вокзалы вроде бы планируется приватизировать. Раз чиновники с легким сердцем отдали "границу" в портах, то вряд ли будут более щепетильными на приграничных вокзалах. Сухопутные и воздушные погранпереходы - поле для приватизаторов не паханное. Всего на границах Россси открыто четыреста сорок восемь пунктов пропуска, причем многие из них временные, так как нет денег на постоянные. Хотя граница - дело государственное, но хорошо живут пограничники лишь там, где есть чей-то личный интерес. Как правило, грех жаловаться на коммерсантов, они на "свои" погранпереходы денег не жалеют. Конечно, пограничники все равно несут службу как положено, поблажек не делают. Но их присутствие в частных владениях уже само по себе большая поблажка. А еще среди очень больших людей местного масштаба, обладающих государственной властью, стало чуть ли не хорошим тоном открывать пункты пропуска через границу для себя. Скажем, чтобы не гонять личный самолет через Москву, а сразу лететь за границу. Так и появились лишние окошки в Европу, которые действуют под боком (и в интересах) высокопоставленных чиновников и приближенных к ним. Потребовалось какому-нибудь местному главе "в Париж по делу срочно" - сел и полетел. По словам военного прокурора ФПС России, с девяносто шестого года на границе несколько раз пытались провести инвентаризацию пунктов пропуска, чтобы сократить их количество. Однако воз и ныне там. Например, в той же Сахалинской области решениями Правительства РФ установлены одиннадцать постоянных и тринадцать временных пунктов пропуска, хотя реально работают только пять. Остальные как бы про запас. Не лучше и на других рубежах. В Москве есть аж шесть авиационных пунктов пропуска. Поэтому военные прокуроры ФПС недоумевают, зачем понадобились пропускные пункты в Иваново, Твери и Калуге? Все равно регулярных авиарейсов вроде Иваново- Нью-Йорк или Тверь-Франкфурт-на-Майне нет и пока не предвидится. - Поток грузов и пассажиров через них минимальный, - говорит Александр Носков, - но каждый требует значительных расходов на обустройство и содержание личного состава органов пограничного и иных видов контроля. Пробок в Шереметьево-2 эти пункты пропуска точно не разгрузили. А деньги и личный состав забрали. По такому же принципу работают пункты пропуска в аэропортах Нальчика, Майкопа и Элисты: от случая к случаю. Поэтому особой нужды в них нет, зато некоторым VIP-персонам живется спокойнее, когда граница под боком. Простые же граждане по-прежнему томятся в очередях на границе и ругают почем зря невиновных пограничников. Половина всех действующих пунктов пропуска через границу влачит жалкое существование. Неуютнее всего пограничным контролерам на железных дорогах - там не обустроено более 80 процентов погранпереходов (это целиком на совести Министерства путей сообщения, отвечающего за "погранкалитки" на шпалах). Похоже, остается надеяться только на приватизацию... Печальная закономерность: если пограничный переход нужен не лично какому-нибудь большому человеку, а "всего лишь" государству, то чиновникам там хоть трава не расти. Например, в Калининградской области на приграничной станции "Нестеров-Кибартай железнодорожный" не нашлость места для пограничного пункта пропуска. Специалисты МПС решили, что там мало нужных зданий и путей. Поэтому пограничников вежливо "подвинули" на другую станцию, в семидесяти километрах от границы. При этом никто не контролирует поезд от границы до пункта пропуска через нее. И нарушители получают солидную фору. Прыгнул с поезда - ищи ветра в поле. Получается, интересы государства в нашей стране охраняются чуть хуже, чем коммерческие."