А региональную прессу взяли под контроль губернаторы
" Свободы слова в России при Владимире Путине ровно столько же, сколько было в золотой век российских СМИ сразу после падения СССР. К такому выводу пришли авторы исследования о развитии СМИ и демократии в России. Далеко не все журналисты с ними согласны. Исследование "Становление СМИ как инструмента демократии" проводили в 2002 г. Международный пресс-клуб, Горбачев-фонд, МГУ им. Ломоносова, Союз журналистов, Университет Калгари (Канада) и Университет Моунт Эллисон (Канада). Были опрошены около 100 респондентов - представители госструктур, деловых кругов, эксперты в области СМИ, журналисты и главные редакторы федеральных и региональных СМИ.
Большинство выводов, которые получили авторы исследования, довольно традиционны: средства массовой информации слишком зависимы от властей всех уровней и бизнес-структур, журналистам не хватает профессиональной этики, а общественного телерадиовещания, к которому бы имели равный доступ представители всех социальных групп, как не было, так и нет. Кроме того, исследователи обратили внимание на то, что журналистам россияне доверяют сегодня меньше, чем 10 лет назад.
А вот сравнительный анализ деятельности СМИ в разные исторические моменты принес сюрприз: современные показатели свободы слова практически полностью совпадают с оценками периода так называемой максимальной свободы - начала 90-х гг. Участникам исследования предлагали по 10-балльной шкале оценить 10 факторов, влияющих на рынок СМИ: уровень господдержки СМИ, концентрация СМИ в руках государства, зависимость от местных властей, профессиональная подготовка журналистов и др. По всем этим показателям эксперты поставили практически одинаковые оценки и периоду "журналистской вольницы", какой считается начало 90-х, и первому сроку президентства Владимира Путина, который авторы относят к модели управляемой демократии.
Правда, при внешнем благополучии верить журналистам стали меньше: по сравнению с 1991 г. доверие общества к СМИ упало на 1,9 балла. Второй фактор - исключение: наличие общественного телерадиовещания, отражающего общественный интерес. Его, как следует из отчета, стало на 1,5 балла меньше.
В крупнейших российских компаниях, которые принимали участие в исследовании, эти выводы разделяют. "Ничего по отношению к СМИ не изменилось", - говорит вице-президент Альфа-банка Александр Гафин. По его мнению, внешних ограничений, мешающих развитию СМИ, за последние 10 лет больше не стало - проблема в самих журналистах, которые часто понимают "свободу слова как вседозволенность". А замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков считает, что сегодня власти влияют на политику редакций не больше, чем в начале прошлого десятилетия. По его словам, государство и СМИ даже продвинулись "в поиске форм оптимального взаимодействия".
Столичные журналисты не усматривают серьезных внешних ограничений в своей работе. Президент телекомпании Ren TV, контролируемой РАО "ЕЭС России", Ирена Лесневская говорит, что на смену внешним ограничениям свободы слова пришли внутренние ограничения каждого журналиста, ведь "в принципе, практически никого не закрывают". "Тогда была вольница, часто приводившая к анархии, а сейчас именно свобода слова, - говорит она. - Более-менее приличные, уважающие себя СМИ пришли к самоцензуре. То, что я делаю, я соотношу прежде всего с тем, не наврежу ли я этим кому-то, своему делу, себе".
А вот региональным медиа, которые, как явствует из исследования, за последнее десятилетие попали почти в полную зависимость от регионального начальства, живется куда менее сладко. "Мы ощущаем на себе двойной гнет - и федеральной, и местной властей практически в равной степени", - говорит гендиректор самарской ТРК "Орион" Вадим Аитов. Федеральные власти, говорит он, мгновенно выносят предупреждения за нарушения закона о рекламе, а местные действуют, например, через разрешения на аренду земли и помещений, в которых находится редакция. "Раньше свободы было больше: мы позволяли себе все, что было разрешено законом, а сейчас часто приходится 10 раз подумать, прежде чем давать репортаж в эфир".
Губернаторы, правда, убеждены, что СМИ по-прежнему живется вольготно. "У нас есть и оппозиция, и дружеские издания, и нейтральные, все как обычно", - говорит губернатор Псковской области Евгений Михайлов.
ДАЛЕКО ДО ИДЕАЛА: Опрошенным предлагали также ответить, какой им видится идеальная модель взаимоотношений СМИ и общества. Оказывается, современные медиа в 2,5 раза больше зависят экономически и административно от местных властей, у них в 1,9 раза хуже работают механизмы этического регулирования, они в 1,8 раза больше сконцентрированы в руках государства, профессиональная подготовка журналистов в 1,7 раза ниже, чем в идеальной модели."