Когда-то вся страна жила под лозунгом: все вокруг общее, а значит, ничье. Советский Союз мертв, но дело его живет. Истрачено впустую море еще тех народных рублей на благие начинания. Стране теперь не до жиру. Россия расхлебывает прошлые грешки. А дела все продолжают нанизываться одно на другое. Выясняется теперь, что Россия оказалась на грани потери части своего обновленного рыболовного флота. Пока же выходит, что человек, подходя в магазине к прилавку с рыбой, даже не подозревает, что уже не раз заплатил за нее. Первый раз - много лет назад, еще по советским законам. Теперь снова. Только платежи идут уже по другой статье - российской. Парадокс? Абсурд? Вовсе нет... Наши денежки давно уже ваши В 1988 году Советский Союз решил серьезно обновить свой рыболовный флот. Денег, разумеется, свободных не нашлось. Однако партия четко сформулировала задачу: нужны новые корабли. Спорить не стали. Решили занять денег у иностранцев. И строительство началось. Правда, тогда иностранцы не больно-то баловали "империю зла" всевозможными финансовыми поблажками. Кредиты давали с трудом. Однако в период горбачевской перестройки отношения западных стран с СССР резко потеплели. Иностранцы стали предлагать нам различные связанные кредиты, то есть деньги в счет последующих поставок на их рынок наших товаров. Была здесь, правда, одна трудность. В нашей стране у иностранцев не было потенциальных коммерческих партнеров. Со всех сторон за событиями наблюдало одно сплошное государство. Кроме министерств и ведомств, не было в отечественной экономике других действующих лиц. Минрыбхоз к тому времени накопил приличные запасы валютных средств, продавая за рубеж нашу ценную рыбу. Конечно, государство забирало всю выручку. Однако даже комиссионных хватало, чтобы моряки не бедствовали. К тому же правительство вдруг разрешило ведомственные резервы отдавать под гарантирование иностранных коммерческих кредитов. Мол, стране нужно современное оборудование и, в частности, корабли. Чиновники тогдашнего Минрыбхоза придумали оригинальную по тем временам финансовую схему. Суть идеи, как всегда, очевидна и проста. Офшорно-государственная зона Иностранные банки не могут давать напрямую нашему государству деньги в долг. Для этого требуются дополнительные договоренности, специальные законы. Преодолеть все многочисленные юридические барьеры практически невозможно. Чтобы упростить дело, наше государство само подтолкнуло своих чиновников к созданию на Западе офшорных компаний, которые, с одной стороны, стали бы коммерческими, с другой - оставались бы полностью под контролем министерств и ведомств. Минрыбхоз и его внешнеторговая дочка "Соврыбфлот" пошли точно таким же путем. С появлением офшорных компаний, подконтрольных нашему правительству, у государства появились дополнительные возможности. Министерства поспешили выдать гарантии новоиспеченным "дочкам". А те, наделенные завидными полномочиями, стали обращаться в крупные западные банки за кредитами. (На самом деле, конечно, за кредитами фактически обращалось наше государство.) В общем, в страну потекла валюта, а мы стали строить на нее в Испании, Германии, Норвегии ультрасовременные корабли. Только в одной Испании было заказано 15 современнейших супертраулеров для ловли минтая. Эти корабли должны были быть оснащены по последнему слову науки и техники: с вертолетными площадками на борту и уникальными навигационными системами, которые позволяли безошибочно находить косяки проворной рыбы. Соответственно, и цена этих кораблей оказалась немалой. Каждый обошелся стране в 42 млн. долларов. Но игра стоила свеч - с новым судами наш рыболовный флот стал бы самым мощным на Дальнем Востоке. Забегая вперед, можно сказать, что технологического прорыва не получилось. Деньги оказались потраченными, а до сверхприбылей страна так и не дожила. Совместное предприятие с самим собой Строительство нового корабля - непростое дело. Надо согласовать проекты, следить за качеством. Да и техника не стоит на месте, а значит, необходимо своевременно вносить "свежие" изменения в проекты. "Соврыбфлоту" это оказалось не под силу. Но к 1989 году подоспел закон о совместных предприятиях. В "Соврыбфлоте" решили, что контроль за строительством необходимо передать в руки СП, которое полностью сосредоточится на новых судах. Так появился "Рыбкомфлот". Формально его учредили английская фирма "Фалькон" (на самом деле на 100% "дочка" Минрыбхоза), а с другой - "Соврыбфлот". Так сказать, совместное предприятие с самим собой... Поначалу казалось, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Однако расплатиться с иностранными кредиторами долго не получалось. Какое-то время Минрыбхоз пробовал рассчитываться с ними сам - ведь именно он аккумулировал все ресурсы на своих счетах. Однако в нашей стране все продолжало быстро изменяться. Частные предприятия получили право самостоятельно заниматься внешнеторговой деятельностью, а вчерашние "дочки" то и дело становились богаче "матерей". Кончилось все тем, что наши корабли оказались по большому счету никому не нужными. Их, правда, продолжали строить, но фактически за счет иностранных банков. Корабли в поисках хозяев В 1991 году Минрыбхоза не стало. На его месте появился Комитет по рыболовству, у которого вообще не было никаких ресурсов. Рассчитываться по долгам своего предшественника он был не в состоянии. Ему выделялись деньги из Минфина на поддержание жизнедеятельности - все. А корабли к тому времени спускались на воду. 1991, 1992 год... Новый год - новый корабль. Но из-за отсутствия хозяина все они простаивали на заграничных стапелях. В 1992 году российское правительство официально объявило, что все советские долги принимает на себя. А уже в 1993 году Россия решила перераспределить свою задолженность на два клуба: Парижский и Лондонский. В Парижский клуб вошли долги бывших государственных предприятий, то есть министерств и ведомств. По Лондонскому стали проводиться коммерческие долги. Казалось, наметилась какая-то перспектива: государство признало требования испанцев, Минфин начал аккуратно погашать перед ними задолженность... Логично было предположить, что еще немного - и современные корабли наконец-то начнут честно служить России, поставляя на прилавки магазинов массу дешевой рыбы. Однако все опять вышло по-другому... На смену государству n пришли новые русские. Грянула приватизация. Чиновники поленились переписывать старые договоры. Решили просто поменять правопреемников, а на самом деле только все запутали. Комитет по рыболовству лишился права участвовать в предприятиях. Совместное предприятие по строительству кораблей превратилось в ООО "Рыбкомфлот". Планы страны по обновлению рыболовного флота стали сугубо частными проектами. Правда, государственная доля все равно пряталась в глубине учредительных документов: 34% "Рыбкомфлота" остались у "Фалькона", который теперь принадлежал Мингосимуществу. Тогда было принято решение найти на Дальнем Востоке рыболовецкое предприятие, что поприличнее, и дать возможность морякам порыбачить на новых судах. Формальным хозяином определили "Рыбкомфлот". Все-таки рыбаки далеко, а эти в самом центре столицы осели. Так сказать, под рукой. Рыбаки довольствовались лизингом. Новое коммерческое предприятие стало подвергаться давлению государства. Дескать, вы теперь сами с усами, вот и выбивайте деньги у рыбаков за корабли всеми доступными средствами. Рыбаки же уперлись - у них своих офшоров хватало. Поэтому выкупать фактически государственные корабли не собирались. Раз российский флаг на судах, значит, уже давно все оплачено. И работали кто ни попадя на наших с вами супертраулерах в угоду своему кошельку. Тем более что рыбаки и не просили у государства новое имущество. Оно само к ним приплыло. Заберут - тоже не обидно. Как говорят американцы: легко получил, легко потерял. Однако пока корабли не сгнили, можно и поживиться. К тому времени и цены изменились, а мы дешевой рыбы на прилавках так и не дождались. В одну трубу втекает, в другую вытекает В 1998 году сразу после дефолта страна опомнилась. Оказывается, по долгам надо платить. Государство наконец решило поставить точки над "i". В прошлом году Минфин предъявил формальному собственнику супертраулеров "Рыбкомфлоту" финансовый ультиматум. Либо рыбаки пусть расплатятся, либо корабли вернут. В результате по требованию собственника все корабли были арестованы в иностранных портах и заложены. Дальневосточные рыбаки лишились кормушки. А на вырученные деньги был погашен долг перед Минфином. Правда, чужими деньгами - 200 млн. долларов "Рыбкомфлоту" ссудил греческий судовладелец Атанастассиос Ласкаридис. Так вставший нам в копеечку рыболовецкий флот оказался на грани смены гражданства. Теперь придется решать, как быть дальше. Либо вернуть Ласкаридису сумму залога и проценты. Либо всенародно признать, что мы благополучно профукали целую эскадру современных кораблей. Короче говоря, застрял минтай всеми своими костями у России в горле. А позвать на помощь - некого. Больше десяти лет страна ждала эти корабли. Казалось, наконец-то они вошли в наши территориальные воды. Ан нет, якоря брошены в чужих...
|