- Виктор Васильевич, чего вам удалось добиться в округе за четыре месяца с момента назначения и какова программа дальнейших действий? Создается впечатление, что многое будет корректироваться в процессе работы. Так ли это? - Безусловно. Набор поставленных перед нами задач будет не просто корректироваться, а определяться или даже меняться. Диапазон наших полномочий будет либо расширяться, либо сужаться. Это все - процесс не застывший. И я думаю, ничего странного или тревожного нет в том, что раз и навсегда не определены их рамки. Первая и главная цель, которая поставлена президентом и которую мы понимаем как его представители в регионах, - это участие в политическом процессе. А здесь нормировать и регулировать крайне сложно, тем более в такие короткие сроки. Если говорить о достигнутом, то изменение прежней иерархии власти в регионах, когда после федерального Центра сразу шли руководители региональных администраций, - это очень серьезный политический шаг. Прежде всего важно сделать выводы, насколько эта перемена политического расклада состоялась и насколько она эффективна. - Какие основные выводы вы уже сделали? - Прежде всего я убедился, что мы были правы, начав федеральную реформу. У государственных органов, у федеральных структур, которые находятся на территории России вне федерального Центра, появилась точка опоры - и в политическом смысле, и в смысле координации и контроля за их деятельностью с учетом региональных особенностей. В течение многих лет у нас происходило ослабление федеральной вертикали. Подразделения федеральных министерств и ведомств в субъектах Федерации оказались не просто под влиянием, а под руководством региональной исполнительной власти. Правда, в некоторых случаях это диктовалось необходимостью, потому что решения региональной власти были здравыми. Но в большинстве случаев чрезмерная зависимость федеральных структур от местной власти затрудняла решение общегосударственных задач. - Что в этом плане вы предприняли? - За прошедшее десятилетие в стране возникла колоссальная региональная нормативная база - более 20 тыс. нормативных актов, - не соответствующая российскому законодательству и Конституции. По Северо-Западному федеральному округу за 4 месяца работы 93 таких нормативных акта были отменены или исправлены. Главы всех одиннадцати субъектов Федерации, входящих в округ, представили мне графики корректировки законов, равно как и расписание сессий законодательных собраний, которые будут это делать, соблюдая процедуру. - Вы претендуете на миссию государственника. Можно сказать, объявляете своей программой усиление государства не только в политике, но и в экономике... - Ни о каком наступлении на частный бизнес, который делает свой вклад в экономику страны, речи не идет. Подразумевается лишь наведение порядка в государственном секторе, который в последние годы зачастую работал не на благо граждан. По положению о полномочном представителе президента мы обязаны поддерживать все федеральные проекты, которые осуществляются на территории округа. При этом мы столкнулись с тем, что многие проекты существуют не один год на бумаге, реализация их буксует, а то и просто остановлена. Включенные в бюджет, они в то же время не всегда получали финансовое обеспечение. В этом смысле ситуация в округе, можно сказать, пришла в определенное запустение. - Какие экономические программы в Северо-Западном округе вы намерены реализовать в первую очередь? - Мы составляем реестр федеральных проектов, которые уже начаты. Говоря откровенно, выполнить все эти проекты невозможно. Россия сейчас не имеет таких возможностей. Поэтому мы выбираем те, которые наиболее социально значимы и могут послужить опорой для дальнейшего развития округа. Именно их реализацию берем под контроль и требуем от федерального Центра обеспечивать их ресурсами. - Входят ли в этот список такие жизненно важные проекты, как строительство метро, кольцевой дороги и дамбы в Санкт-Петербурге? Или лимит федеральных средств, предназначенных для Санкт-Петербурга, в значительной степени израсходован на строительство Ледового дворца? - Мы сейчас анализируем этот список. Перечисленные вами проекты безусловно приоритетные. - Относится ли к приоритетным строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС)? - Безусловно. Она чрезвычайно важна для страны, поскольку соединяет трубопроводами нефтегазовые месторождения Республики Коми и Ненецкого округа с Европой. По нитке трубопровода, который будет наращиваться от Ярославля, Киришей к строящемуся порту в Приморске, нефть будет поставляться дальше в Европу. Другая нить соединит город Усинск в Республике Коми с Варандейским месторождением почти на побережье Ледовитого океана. Мы предполагаем, что нефтепровод не просто решит проблемы снабжения энергоресурсами российских регионов, но и стимулирует экономическую жизнь по большому счету, то есть, говоря экономическим языком, вызовет эффект мультипликатора. Эта стройка имеет универсальное значение. Именно этот проект сейчас очень динамично реализуется. - Для России международный транзит становится одной из главных статей пополнения федерального бюджета. Помимо трубопроводов сейчас активно обсуждаются возможности создания транспортного коридора Север-Юг. Какое сопровождение вы будете оказывать таким проектам? - Сегодняшняя экономическая конъюнктура складывается именно так, и упускать этих возможностей никак нельзя. Поэтому приходится заниматься согласованием подходов к строительству БТС, регулированием форм участия в этом проекте административных структур Ленинградской области. Позиции Министерства транспорта, "Транснефти", администрации Ленобласти по этому вопросу различаются. Я думаю, что без контроля со стороны окружного начальства, которое выступает своего рода арбитром, возникли бы сложности в плане темпов строительства и заинтересованности территорий или компаний. - Мы имеем печальный опыт нескольких попыток строительства порта в Усть-Луге. Деньги на его строительство, как известно, разошлись... - Они расходились не по одному кругу. - Потребуются ли от вас особые усилия по контролю целевого использования средств на БТС? Испытываете ли вы сопротивление "балтийского лобби"? - Я встречался и детально обсуждал позиции сторон и с руководителем "Транснефти" Семеном Вайнштоком, и с министром транспорта Сергеем Франком, и с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым. В результате найден оптимальный алгоритм решения этой проблемы. Если вы имеете в виду какие-то еще усилия контрольного характера, которые могли бы пресечь использование федеральных средств в период этого бурного строительства не по назначению, то и это само собой разумеется. Затем, в сущности, и созданы федеральные структуры в округе. - Какой реальный вклад предприятия ВПК могут внести в подъем экономики вашего округа? - Сейчас мы проводим инвентаризацию и проверку всех объектов ВПК на территории округа. Только в Санкт-Петербурге их больше 140. Принцип тот же - выделить те, чья деятельность имеет ключевое значение для страны и которые способны эффективно работать. - Как реализуется инициированная вами программа создания окружных СМИ, о которой так много говорила летом петербургская и московская пресса? Что вы подразумевали под экспансией петербургских СМИ в регионы? - Возможно, вы очень жестко поняли мой почин. Я не фантазер и трезво оцениваю возможности власти. Создавать некий печатный или электронный рупор окружного масштаба я не намерен. Но мы заинтересованы в том, чтобы у действующих на территории округа СМИ была возможность иметь доступ к информации о работе полпреда и государственной политике на территории округа. Другие причины, которые заставляют расширять информационное пространство, - возникшие в последние годы тенденции к информационной изоляции, когда на большинстве территорий подавляющее большинство населения выписывало только местные газеты и ограничивалось только местными радиостанциями и телевидением. Правда, общенациональное телевидение в большей степени остается доступным. А вот что касается печати, то проблемы есть. Доля центральных газет в потоке информации ничтожно мала. В региональной прессе до 80% информации касается местных дел и только 20% в лучшем случае новостей общероссийских. Жизнь соседних регионов почти совсем не освещается. Люди разных регионов Северо-Запада должны получать информацию не только о своем регионе, но и о соседних. - То есть речь идет о своего рода самоидентификации округа через единое информпространство? - Жители должны ощущать себя членами Северо-Западного культурно-исторического сообщества. Границы федеральных округов выводятся не только из границ военных - они очерчивают территории с тесными культурными и экономическими связями. В далекие времена Новгородчина простиралась до Белого моря. Так что ощущение тех, кто живет в пределах Северо-Запада, жителями всей этой большой земли началось не с появлением федеральных округов. К сожалению, жизнь последнего десятилетия была устроена так, что они все больше замыкались в своем регионе. Существует и экономическая необходимость на новом информационном рынке. Для развития крупного бизнеса нужно продвигать деловую информацию за пределы области и республики. Поэтому сейчас некоторые центральные газеты планируют издавать региональные полосы. Речь идет не просто о выпуске вкладышей, которые по содержанию ничем не отличались бы от местных газет, а о создании окружной картины новостей, о принципиально иной тематике. РТР ведет работу над проектом, который позволит в сетке вещания российского телевидения показывать продукты региональных студий. В этом смысле можно вспомнить опыт петербургского телевидения, которое несколько лет назад имело федеральный канал с зоной вещания, выходящей за Урал. - Планируете ли вы как-то стимулировать рост интереса к окружной тематике? - Я не встречал журналистов, которые добровольно согласились бы на роль воспитанников. По счастью или несчастью - я еще и сам не могу этого точно определить - мы не имеем пульта, нажав на который, я зажгу телевизоры во всем федеральном округе. Равно как и печатного издания, которое завтра положат в почтовые ящики всех жителей Северо-Запада. Зато от самих руководителей СМИ, которые собираются на рабочие группы в территориях, поступает много идей и проектов. Так что тяга к новому есть. - У Северо-Запада России были традиционно тесные культурные связи с соседними странами Балтии. Могут ли они стать партнерами в создаваемом информационном пространстве? Будете ли вы их включать в окружную информзону? - Пока я не знаю о намерениях кого-либо из региональных администраций округа выйти на балтийский информационный рынок. Независимой же прессе это экономически не под силу. Если говорить о том, что Россия имеет национальные интересы в Балтии, то это, безусловно, так - начиная от проблем русскоязычного населения и кончая стратегическим значением Балтийского моря. Поэтому, скорее всего, можно говорить о том, что какие-то проекты федеральных изданий должны развиваться в сторону стран Балтии. Разумеется, для петербургских СМИ это было бы логичнее. Просто на сегодняшний день я исхожу из того, чем мы реально располагаем для решения этой важной задачи в свете геополитических перемен в Европе и в мире. Практически я смогу всячески этому содействовать, скажем, через создание федерального центра телевещания с центром в Петербурге. И если это удастся реализовать, то Балтия окажется в зоне такого вещания. - Вы высказались о свободе слова и независимых СМИ как о достижениях последнего десятилетия. Как вы оцениваете недавно принятую Советом безопасности, членом которого вы являетесь, доктрину информационной безопасности? Не вызовет ли она соблазна ужесточить контроль над прессой? - Я не обнаружил в тексте никаких позиций, которые можно было бы напрямую или косвенно трактовать как сигнал к ограничению свободы слова, - этого там нет. Другое дело, что сама схема отношений "пресса-власть-гражданин" сегодня нуждается в более четком регулировании. Я имею в виду, например, материалы, авторы которых пытаются давать свои, зачастую ни на чем не основанные оценки отдельных людей, должностных лиц. Иногда это делается столь размашисто, что репутация человека оказывается запятнанной. В тех редких случаях, когда суд признает неправоту автора публикаций, в углу страницы появляется малозаметное опровержение в несколько строк. Я бы поставил вопрос так: степень ответственности четвертой власти должна быть сопоставима со степенью ее влияния. А это требует правового регулирования. - Как вы видите пути реального решения проблемы борьбы с преступностью в Санкт-Петербурге и Ленинградской области? Как продвигаются расследования по наиболее громким убийствам последних лет? - Это тема для отдельного разговора. Недавно у нас прошло совещание с участием заместителя генпрокурора в Северо-Западном округе, начальников региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, руководителей окружных и межрегиональных правоохранительных органов. Один из самых важных пунктов - смена и жесткий контроль кадрового состава правоохранительных органов. - Когда вы познакомились с Владимиром Путиным? - Познакомились мы много лет назад, жили в одном городе, работали в одном ведомстве. - Часто ли вы общаетесь с президентом теперь? - Я стараюсь не злоупотреблять тем, что имею возможность напрямую выходить на президента. - Продолжает ли Владимир Путин вникать в проблемы Санкт-Петербурга? - Многие проблемы города интересуют президента. Я бы сказал, что он не оторвался от города, в котором жил и работал.
|