Александр Руцкой стал губернатором Курской области в октябре 1996 года, удивив, говорят, результатами голосования и Кремль, и местную элиту: 76% курян предпочли харизматичного генерала-летчика тихому и немногословному экс-губернатору Василию Шутееву. От Руцкого, видимо, ждали по-военному быстрых и жестких действий, показательной порки нерадивых местных хозяйственников. Но он начал с дорожного строительства.
Администрация области объявила тендер среди автодорожных хозяйств - требовалось дешево и сердито отремонтировать дороги в Курске и его окрестностях. Одна из местных компаний тендер выиграла, отреставрировав дорожное полотно Литовской улицы. На протяжении последующих четырех лет дорога держалась под круглосуточным натиском большегрузных автомобилей, не разрушаясь. И все же наиболее сытный заказ - реконструкцию главной курской автомагистрали, улицы Ленина,- получили москвичи. Как говорят, знакомые губернатора. Дорожное полото через полгода после ремонта раскрошилось.
Губернатор считает, что во всем виновата усадка земли. Так или нет, но, по некоторым оценкам, на превращение центральной улицы в проселочную дорогу ушло почти $5 млн. К приезду в Курск Путина просевшую улицу спешно восстанавливали уже курские дорожники. Администрация приобрела на $50 тысяч импортной техники, а повторный ремонт обошелся в те же пять миллионов. Правда, не долларов, а рублей.
Карьерная география
В Курской области два крупных системообразующих предприятия - Курская АЭС и Михайловский горнообогатительный комбинат (МГОК). Каждое из этих предприятий дает пятую часть доходов областного бюджета- Неудивительно, что знакомство с экономикой области новый губернатор начал с их изучения.
Михайловский ГОК, второй по мощности среди родственных предприятий горно-рудной отрасли, к концу 1996 года окончательно погряз в долгах. Руцкой пообещал с долгами разобраться. Он лично лоббировал интересы ГОКа - совместно с главным акционером предприятия банком "Российский кредит" добивался в МПС и РАО "ЕЭС России" льготных тарифов для горняков. Добился. Себестоимость продукции комбината удалось снизить. Принятые меры помогли комбинату встать на ноги. Стабилизировались производственные показатели, балансовая прибыль за 1999 год составила 1,04 млрд. рублей и была пущена на расчет с долгами. Теперь долгов почти не осталось, зарплата горнякам выплачивается в срок и превышает в среднем 3,5 тысячи рублей в месяц. Платой за губернаторскую помощь стало соглашение между администрацией и МГОКом, по которому отпускную цену продукции комбината определяет областная администрация.
Что касается второго донора областной экономики. Курской АЭС, то здесь никаких существенных перемен не произошло. Налоги платятся с опозданием, реструктурировать старые долги никто не пытается. Надо отметить, что Курская АЭС - единственное в области предприятие, не приватизированное даже частично: электростанция относится к стратегическим предприятиям, остающимся в государственной монополии. За четыре года своего правления, как сегодня поясняет сам Руцкой, до всех проблем времени добраться ему не хватило. Попытки губернатора на правительственном уровне добиться списания старых долгов пока безрезультатны.
Средний и малый бизнес области на протяжении четырех лет правления Руцкого продолжает жить своей жизнью. Интереса к этому сектору администрация области не проявляет, предвыборные обещания инвестиций остаются обещаниями: теперь предполагаемые сроки их реализации совпадают со сроками следующих губернаторских выборов. Между тем четыре года назад было обещано много. Например, программа возрождения областной экономики, программа налоговых послаблений для местных предприятий. Однако не только действий, но и обещанных документов никто в области не увидел. Речи губернатора о необходимости инвестиций и проявлении хозяйской сметки хотя и поднимали боевой дух местных руководителей, но возрождению области способствовали мало.
Поддержка предприятий налоговыми льготами вообще тема скользкая. В Курской областной думе вопросы о предоставлении налоговых льгот рассматриваются редко и неохотно. Чаще всего льготы перепадают тем предприятиям, владельцами которых оказываются родственники чиновников из обладминистрации. Тенденция, однако, знакомая до слез и безрадостная.
Вот, например, готовя областной бюджет на 2000 год, финансисты администрации вынесли на обсуждение любопытную статью. Согласно ей 30% доходов от акцизных сборов за спирт и ликероводочные изделия местных производителей должны возвращаться производителям и использоваться для их дальнейшего развития. "Область взяла на себя федеральные полномочия",- прочитав, заключили специалисты курского управления юстиции. Откуда такая забота о водочниках? Оттуда же, откуда и налоговые льготы: аффилированный владелец контрольного пакета ЛВЗ "Курский" - председатель областного правительства Борис Хохлов. По слухам, Руцкой намерен его уволить, если останется на посту губернатора, и Хохлов, готовясь к отлучению от власти, укрепляет тылы.
Между тем (внимание!) все шесть спиртовых заводов области - на грани банкротства. Их суммарный долг в бюджеты всех уровней превысил 100 млн, рублей. Случай уникальный: пол-России держится на торговле спиртным, бизнес этот считается априори доходным. В Курской же области со спиртовым производством явно творится какая-то чертовщина.
"Волга-Волга"
По свидетельству главного федерального инспектора по Курской области Виктора Суржикова, финансовую ситуацию в регионе уже к середине 2000 года можно было с полным правом назвать предбанкротной. В наследство от своего предшественника Руцкой получил долг, немногим превышавший 35 миллионов рублей. За четыре последующих года задолженность выросла до 10 миллиардов.
Например, латвийский "Парекс-банк" в 1997-1998 годах кредитовал курскую администрацию под личную гарантию губернатора на общую сумму 110,5 млн. рублей. Средства предназначались на закупку техники. Купили пятьдесят комбайнов "Дон-1500". К настоящему моменту остались в строю около десятка машин, остальные были заведомым браком и испытания курскими нивами не выдержали.
Купили новые мельничные комплексы - импортные, качественные. Комплексы по сей день томятся под открытым небом.
Остатки кредита потратили, выплатив налоги на операцию с ценными бумагами и рассчитавшись за типографские расходы - эти долги были нажиты в результате выпуска облигаций сберегательного займа Курской области.
Расчеты по этому кредиту, как, впрочем, и по многим другим, не производятся и на ближайшее время не планируются. С особо нетерпеливыми кредиторами, как выразился в марте курский премьер Хохлов, предстоит еще разобраться на предмет того, кому давали и зачем.
Впрочем, и тех кредитов, которые уже были взяты, не хватает. Только для возрождения сельского хозяйства области требуется ежегодное кредитование в размере 5 млрд. рублей.
Губернатор поставил руководителям сельхоз предприятий следующую задачу: их продукция должна оставаться и потребляться в области. По весне патриотизм хозяйственников подкрепляли кредитами (администрация предоставляла средства на закупку ГСМ и семенного материала), в осенью сельхозпродукция закупалась областей продовольственной корпорацией. Нельзя сказать, чтобы такая ситуация нравилась селянам: корпорация не баловала их высокими закупочными ценами. Однако методика принесла свои результаты - розничные цены на продукты местного производства удалось удержать в границах разумного.
В этом году впервые разрешено было продавать часть продукции за пределами области - но только после полного расчета с региональным бюджетом за весенние кредиты, Тем не менее областные закрома не опустели. Во-первых, администрация в полтора раза увеличила закупочные цены, уравняв их с ценами в соседних областях - Орловской и Белгородской. Во-вторых, Руцкой придумал награждать автомобилями "ГАЗ-3110" и туристическими путевками всех, кто сдаст в продовольственную корпорацию более 600 тонн зерна. Затея удалась - после трехлетнего сопротивления руководители предприятий повезли в корпорацию свою продукцию не по принуждению, а добровольно. Стороны остались довольны.
Впрочем, рядовые селяне периодически грозятся подаренные губернатором автомобили сжечь: их руководители в погоне за славой и "Волгой" умудряются сдавать весь урожай подчистую - вплоть до семенного фонда.
О пользе моциона
К хорошему привыкают быстро. Мемориальный комплекс "Курская дуга" сегодня нравится всем - и местным ветеранам, и молодоженам, приезжающим сюда с цветами. С мемориалом смирились, похоже, даже оппоненты Руцкого. Одно плохо: от центра города далековато. По официальным данным, комплекс, так понравившийся Владимиру Путину, уже обошелся области более чем в 100 млн. рублей. Строительство продолжается, а момент его завершения будет известен разве что будущему губернатору. Кстати, из всех кандидатов на губернаторский пост только один желает достраивать комплекс - ныне действующий.
Сам он, кстати, все чаще пешим появляется на улицах Курска с сигаретой в зубах и рулеткой в руках.
Лично измеряет площади и улицы перед их планируемым расширением. После грядущих выборов движение автотранспорта на площади Перекальского сделают односторонним, а улицу Ленина переведут в разряд пешеходных.
Ну что ж, ходить пешком курян учат еще с октября 1996 года. Между городской и областной администрацией давний спор по части возмещения убытков от перевозки в общественном транспорте льготников, за которых должны платить областной и федеральный бюджеты. На днях курский мэр Сергей Мальцев недвусмысленно высказался относительно тех подарков в виде автомобилей и автобусов, которыми в конце лета и начале осени губернатор щедро одаривает и селян, и ветеранов, и социальных работников. Ведь именно у городского бюджета отняли пришедшие из Москвы более двухсот миллионов рублей для расчетов с транспортниками за перевозку лиц, пользующихся льготами.
Пенсионеры же просто молятся па Руцкого; нынешняя власть не трогает их деньги. Предыдущая администрация использовала пенсионные трансферты на приобретение ГСМ для села, восстановление и подготовку к зиме жилищно-коммунального хозяйства. В области 400 тысяч пенсионеров, и еще год назад выплата пенсий задерживалась на 2-4 месяца. С 1 сентября прошлого года у областных властей перед пенсионерами Курской области задолженностей нет, несмотря на трижды проведенное согласно президентскому указу повышение пенсий.
А вот с детскими пособиями ситуация менее радужная. На начало сентября этого года долг областного бюджета по выплате "детских" превысил 300 млн. рублей. Из 1,34 млн. человек, проживающих в области, 1,01 млн. ежемесячно нуждаются в социальных пособиях. К 1 октября область намеревалась погасить долги перед теми семьями, в которых среднемесячный доход не превышает 500 рублей на человека. Однако намерение пока так и осталось намерением.
Четыре года правления многому научили бывшего военного летчика. Он стал осторожнее в публичных заявлениях, спокойнее в отношении к оппозиции, аккуратнее в финансовых вопросах. Фокус в том, что субъективные ошибки регионального руководителя очень |рудно вычленить из объективных условии хозяйствования в нынешней России. Каждый вынужден учиться на своих ошибках, но не каждому хватает на это отпущенного срока. Будет ли у Руцкого возможность продолжить свое административно-хозяйственное образование - покажут выборы.
Курская область выделена в самостоятельную из Центрально-Черноземной в 1934 году. Площадь области 29,9 тыс. кв. км. Население 1,34 млн. человек, из них в областном центре проживает 438,1 тыс. Структура промышленности: электроэнергетика - 22,1%; черная металлургия - 16%; химическая и нефтехимическая - 10,7%; машиностроение и металлообработка - 14,6%; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - 4,3%.
|