"Северстальтранс" пытается получить долю в портовом бизнесе Новороссийска. Компания приобрела около 70% Новороссийского узлового транспортно-экспедиторского предприятия (НУТЭП). Главный актив НУТЭПа - это 20 га земли в Юго-Восточном районе порта Новороссийск, на которых "Северстальтранс" хочет построить контейнерный терминал. ОАО "Новороссийское узловое транспортно-экспедиторское предприятие" (НУТЭП) - экспедиторская компания, один из операторов Юго-Восточного района порта Новороссийск (причалы 38 - 41, независимые от ОАО "Новороссийский морской торговый порт"). Три причала (N 39, 39а и 39б, с общей протяженностью причальной стенки более 500 м и площадью в 20 га) НУТЭП арендует у морской администрации порта. В 2001 г. НУТЭП переработал 420 000 т грузов в автопаромном сообщении (груженые фуры и автотехника едут на пароме в/из Болгарию, Грузию и Ирак) , осваивает контейнерные перевозки. Как рассказал "Ведомостям" гендиректор НУТЭПа Михаил Солнцев, весной 2002 г. "Северстальтранс" выкупил около 70% акций НУТЭПа у менеджеров и физлиц (около 35 человек). Солнцев считает, что НУТЭП обрел стратегического инвестора - по его словам, "Северстальтранс" обязался вложить $25 млн в строительство контейнерного терминала на причалах экспедиторской компании. Гендиректор "Северстальтранса" Константин Николаев подтвердил "Ведомостям", что в начале апреля структуры его компании выкупили значительный пакет акций НУТЭПа. По его словам, "Северстальтранс" действительно собирается построить в Новороссийске контейнерный терминал за $25 млн. Источник в крупной транспортной компании, знакомый с ситуацией, называет НУТЭП "входным билетом" для "Северстальтранса" в портовый бизнес Новороссийска, поделенный группой "Дело" и структурами "ЛУКОЙЛа". При этом источник в "Северстальтрансе" говорит, что компания ведет переговоры о перераспределении акций НУТЭПа между "Делом" и компаниями, связанными с акционерами Морского порта Санкт-Петербург. "Делу" принадлежат, в частности, железнодорожные подъезды к НУТЭПу, а питерцы на паритетных началах с "Северстальтрансом" владеют Первым контейнерным терминалом в порту Санкт-Петербург. Начальник отдела интермодальных перевозок Минтранса Игорь Палик говорит, что России не хватает контейнерного терминала на Черном море. По его словам, российский экспорт и импорт в контейнерах идет в основном через украинские Ильичевск и Одессу. Гендиректор компании "Русский контейнер" (входит в группу "Дело") Василий Козлобаев отмечает, что за последний год перевалка контейнеров в Новороссийске возросла в 1,5 раза. "Мы работаем с израильской линией ZIM и греческой Blue Containership. А наш конкурент - терминал "Новорослесэкспорт" - с датской Maersk Sealand, швейцарской MSC и немецкой Happag-Lloyd. Но за Юго-Восточным районом будущее, там нет ограничений развития, огромная площадь под складирование, хорошие глубины", - говорит Козлобаев. По данным гендирекции госзаказчика (ГДГЗ) Минтранса, строительство в Новороссийске терминала по перевалке 100 000 контейнеров (около 1,5 млн т груза) может обойтись в $85 млн. ГЕНДИРЕКТОР-ТУРИСТ А вот акционеры терминала "Новорослесэкспорт" (75% принадлежит офшорной компании Cambest Holdings Ltd. , имеющей российские корни) для развития контейнерного бизнеса даже взяли на работу иностранного специалиста - англичанина Филиппа Лесли. Однако британского гендиректора выдворила из страны миграционная служба края, поскольку у него закончилась его туристическая виза. Получив новую визу, Лесли вернулся в порт в качестве советника, и сейчас акционеры отстаивают перед краевыми властями необходимость привлечения иностранной рабочей силы.
|