Стоит ли говорить о том, что от первоначального прогноза социологов уже к первому туру и следа не осталось. Во второй тур, как известно, вышли: Алихан Амирханов - более 31 процента голосов и Мурат Зязиков - 19 процентов. Далее произошло чудо, и последний вдруг стал первым (после 19 процентов получив необходимые 53!). Такого рода чудеса обычны для России, как и для банановых республик. От омерзительного запаха чудес не морщится разве что один - председатель ЦИК Вешняков. Со временем, надо полагать, процедура избрания главы республики еще более упростится. Наглость власти, с ухмылкой наплевавшей на народ, на сей раз на ингушских избирателей, - это публичный урок не только для маленькой Ингушетии, но и для всей России.
Так или иначе, но в Ингушской республике теперь новый президент. Инаугурация назначена на 23 мая. Но уже 1 мая Мурат Зязиков выступил по ингушскому телевидению и пожелал "объясниться", поскольку республике "на пути возрождения своей государственности как никогда нужен мир и порядок". Новый президент пообещал, что в подборе руководящих кадров предпочтение будет отдано не клановой принадлежности, а исключительно профессиональным качествам и что он намерен перенять и использовать положительный опыт правления своего предшественника. Выступил и его вчерашний соперник депутат Госдумы Алихан Амирханов и тоже призвал народ к объединению и пожелал успеха новой команде.
Удовлетворится ли Москва тем, что вместо строптивого Руслана Аушева она получила во главе проблемной республики генерала ФСБ? Будет ли этот генерал всегда послушно осуществлять власть ФСБ еще в одном российском регионе? Не следует забывать, что Мурат Зязиков все-таки ингуш и не может не быть в какой-то степени патриотом своего народа. Конечно, способ, которым он стал президентом, не может не сказаться на его решениях, но и проблемы не зависят от его личности.
Великая заслуга первого президента Аушева - сохранение мира на ингушской земле. Не следует надеяться, что сейчас эта задача стала менее актуальной. Есть ястребы не только среди российских генералов, но и среди политиков, мечтающие "зачистить", пройти огнем и мечом по Ингушетии. Они пытались это сделать еще до первой чеченской войны, они пытались это проделать и во время войны. Аушев не дал. До сих пор генералы не могут простить ему этого. Недавние бомбежки района Аршты дурной знак.
В наследство новому президенту осталась и неурегулированность последствий осетино-ингушского конфликта. Руководство Северной Осетии заявляет, что к местам прежнего проживания вернулись чуть ли не восемьдесят процентов ингушей - беженцев 92-го года. Но вот председатель ингушского "Мемориала" Марьям Яндиева приводит отрезвляющие цифры: по-настоящему переселились только 11 из 65 тысяч человек, вытесненных из района (ингушские данные), или из 47 тысяч (федеральные данные); но и при втором подсчете, помноженном на десять лет бездомности, есть от чего прийти в отчаяние. Будет ли новый президент-назначенец форсировать решение самой больной ингушской проблемы, если для этого придется ссориться с федеральным центром?
Аушев не только ссорился. Он сумел убедить свой народ снять претензии на правобережье Владикавказа, бывшего до середины тридцатых годов столицей двух республик - Северной Осетии и Ингушетии, за что подвергся поношению со стороны внутренней оппозиции старых автономистов. Аушев не отвечал, но на виду у соседей стала расти новая столица Ингушетии Магас. Что касается Пригородного района, то возвращение его под юрисдикцию Ингушетии, разумеется, мирным путем, записано в Конституции республики, и этого пункта никто не отменял.
Что будет с Магасом? Ведь уже пошли слухи о том, что Чечню и Ингушетию будут заново объединять и что именно благоустроенный Город Солнца станет столицей новообразования. Правда, Казанцев публично заверял, что не собирается объединять две республики, да и Зязиков на эту тему высказывался, а ингуши не верят - такова неизбежная цена пиаровских выборов, когда слова одни, а методы совсем другие. К тому же если кому-то наверху такое воссоединение прежней Чечено-Ингушетии все-таки покажется выгодным, так ведь и Казанцева с Зязиковым никто не спросит. Зато сколько проблем разрешится!
Одна из них - беженцы из Чечни. По недавним подсчетам их более 160 тысяч. Аушев, несмотря на непосильную для республики нагрузку, резко возражал против недобровольного, насильственного перемещения беженцев в Чечню. Кадыров, как известно, в их возвращении крайне заинтересован, и ЮФО его в этом поддерживает. Зязикову будет нелегко использовать и этот "положительный опыт своего предшественника". А альтернативный вариант - выдавливание беженцев в Чечню - может, в свою очередь, привести к серьезным потрясениям.
Экономика республики. Самая сложная стратегическая проблема. Практически нет промышленности, отсюда опасно высокий уровень безработицы. Ингушетия, как и Чечня, всегда были трудоизбыточны. Мужчины уезжали на заработки в центральную и северную Россию, в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток. Ингушские строители славились по всему Союзу своим трудолюбием и мастерством. Кому они теперь нужны?
Чтобы создать заново промышленность, нужны инвестиции. А кто будет вкладывать деньги в республику, от которой война в двух шагах и которую саму - захотят и разбомбят? Только свои, богатые ингуши. Клан Гуцериевых из Ингушетии уже вытеснили. Найдется ли кто другой? Пока, во всяком случае, в республике было видно, во что вложены деньги. Даже такой недоброжелатель, как генерал Трошев, в своей книге удивляется, как изменился за эти годы сам облик Ингушетии. Здесь давно и аккуратно выплачиваются зарплата и пенсии. Много построено, и не только Магас с его административными зданиями, университетом, наметившимися улицами. В Ингушетии появились дороги, современные школы, аэропорт, высоко в горы тянется желтая нить газопровода - там уже не пускают на растопку ценные породы деревьев.
Любой человек, ставший вторым президентом, не избежит сопоставлений с личностью и делами первого. Есть два способа выдержать сравнение. Первый - отдать должное и пойти дальше. Второй - унизить, попытаться выбросить Аушева из истории. Первый способ труден. Нужно много работать, забыв о себе, нужно добиться консолидации народа, нужно дать людям работу и надежду, нужно стать политиком - находить компромиссы и оставаться твердым. Нужны деньги. Второй способ прост, но проверен: замарать, организовать несколько судебных процессов. Да мало ли еще есть "наработок" у заинтересованных структур и обиженных за последние десять лет! Какой путь выберет Зязиков и сможет ли сам выбирать?
Последние вести из Ингушетии. Исполняющий обязанности президента Ахмет Мальсагов приглашен новой командой на прежний его пост главы правительства. В республике побывал командующий Северо-Кавказским военным округом Геннадий Трошев, имел большой разговор с новым президентом, в частности, о постоянной дислокации в Ингушетии подразделений 58-й армии. И еще говорят, Руслан Аушев, не дожидаясь инаугурации следующего президента, оставил свой особняк и убыл с семьей из Назрани.
|