Российские компании - лидеры по даче взяток. В том смысле, что представители российских компаний, работающие на рынках развивающихся стран, гораздо охотнее, чем бизнесмены из других двадцати стран, пытаются решить вопрос прямолинейно, подсунув "барашка в бумажке". Об этом всему миру сообщила международная группа Transparency International, опубликовав результаты исследования, завершенного в марте нынешнего года (см. "Известия" от 15 мая). Сам российский бизнес, отнюдь не умаляя свою вину, указывает на то, что раздавать взятки направо и налево его заставляет окружение. Не раздавая взяток, в России делать бизнес невозможно. Привычка оказывается настолько сильной, что и за пределами отечества рука так и тянется к бумажнику, пальцы так и складываются в привычный жест. Государственный интерес Крапивное семя в России неистребимо. Неберущий российский чиновник - это, по обывательским представлениям, нонсенс. Сами чиновники этой темы стараются избегать. Так, в недавнем интервью "Известиям" один из сотрудников Минэкономразвития на вопрос о взятках ответил: "Взяток, по крайней мере, мне никто не предлагал", а затем попросил вычеркнуть этот момент из интервью. В противном случае чиновник обещал завтра же обратить внимание своего руководителя - министра Германа Грефа на то, что газета задает "провокационные вопросы". Часто представители крупного бизнеса, особенно нефтяники, грешат на чиновников Министерства природных ресурсов, у которых большое поле для маневров при назначении налогов, уплачиваемых за право пользования недрами. Представитель одной из крупнейших нефтяных компаний, который отказался отвечать на вопрос о взяточничестве официально, сказал "Известиям", что случаи, когда "ворам-чиновникам" дают взятку, существуют, однако в суде такую информацию подтвердить он не может. По его словам, такой факт не так давно имел место с чиновниками Российского фонда федерального имущества (РФФИ). Представитель НК даже назвал сумму этой взятки: 20 млн долларов, которую представитель фонда получил за принятие решения о переносе аукциона по продаже одной нефтяной компании. "Плюс несколько судов и по мелочи сотрудники РФФИ" тоже были втянуты в эту историю, говорит нефтяник. Интересно, что позже РФФИ вынес противоположное решение и решил все-таки продавать компанию, чем удовлетворил желание представителя этой крупной НК. "Госуха" Взятка - это бизнес-фактор, который российскому коммерсанту приходится не просто признавать, но и закладывать в сметы. "Мы закладываем в сметы проектов, заказчиками которых являются государственные организации, расходы на взятки. Исключений из этого правила почти нет. Взятками это, впрочем, никто не называет, говорят "откат". А мы в свою очередь госучреждения называем "госухой". Работать с "госухой" или с коммерческим партнером - большая разница", - рассказал "Известиям" руководитель средней российской компании, специализирующейся на консалтинге. Но расходы на взятки, которые несут крупные компании, не идут в сравнение с тем, что платят мелкие предприниматели мелким же чиновникам. По словам владельца нескольких точек торговли мороженым, московские чиновники, ведающие разрешениями на уличную торговлю, предпочитают иметь дело с кавказцами, приехавшими в Москву недавно, - т.к. у них проще вымогать взятки ("у "своих" они брать, видишь ли, стесняются"). А вот стенания руководителя компании по пошиву молодежной одежды: "Буквально всем приходится раздавать взятки. К примеру, о поборах Госстандарта. Получить ГОСТ необходимо на каждый вид изделия, - говорит он. - При этом если у одной юбки, скажем, карманы накладные, а другой их вообще нет, то ГОСТы для них разные. Для массового пошива это не так актуально, а для тех, кто создает штучные модели, - проблема". Правда, он признался, что плата за ГОСТ невелика (однажды ему удалось отделаться бутылкой шампанского и конфетами), но для него это - постоянная статья расходов, сумму которой он даже не смог вспомнить. После регистрации фирмы появился новый "хороший" знакомый - налоговая инспекция. По словам собеседника, им приходится платить "за то, чтобы не нашли ошибок [в отчетности]". Еще одна напасть - общение с милицией, постоянно наведывающейся в подвал, который они арендуют. Им чаще всего приходятся платить "штрафные" за отсутствие у многих сотрудниц московской регистрации. Поиграем в бутылочку Бывают и вовсе анекдотичные случаи. Вот, например, в отечественной IT-индустрии вопросы лоббирования, а следовательно, и покупки больших чиновников практически не возникали. Но государство - основной покупатель компьютеров и программ, поэтому взятки при заключении крупных контрактов весьма распространены. Одной из форм такой взятки, которая иногда даже включается в контракт, является организация поставщиком дорогостоящей поездки в Америку или в Европу для "тестирования" техники. Мало того, что едут, как правило, не технические специалисты, которые тестируют эту технику в России. Часто в таких поездках, где абсолютно все расходы на себя берет компания, дело доходит до мелкого вымогательства. В одной очень крупной американской компании "Известиям" рассказали весьма показательный случай, происшедший во время такой поездки. При выезде из гостиницы сотрудник, который за всех расплачивался по корпоративной карточке, обнаружил, что общий счет за мини-бар составляет больше тысячи английских фунтов. Делегация уже опаздывала в аэропорт, и сотрудник не стал разбираться. В аэропорту таможенник попросил открыть один из чемоданов. Оказалось, что он весь набит маленькими бутылочками, которые младший из чиновников собирал каждый день из мини-баров нескольких комнат. Стоит отметить, что чиновники представляли очень крупную государственную структуру, и их посты были весьма высоки.
|