В то время как мировое сообщество размышляет об истоках международного терроризма и способах борьбы с этим вызовом нового века, официальная Анкара самозабвенно разыгрывает крапленую карту исламского экстремизма и пантюркистского шовинизма. Именно об этом свидетельствует участие властей Турции в финансировании и издании новой интернет-газеты под названием "Аийылдыз" на турецком языке для мусульманской и тюркоязычной диаспоры в сопредельных странах, включая Россию. По сообщениям иностранной печати, направленность и содержание газеты будет определять руководство так называемого Центра культуры тюркского мира, главным образом в лице ведущего консультанта - премьер-министра страны Кемаля Зейбека, которому поручено вплотную озаботиться историческим, культурным и религиозным наследием идеологии и практики пантюркизма. Разумеется, всю эту организационную и идеологическую суету можно было бы отнести к внутренним делам остатков бывшей Оттоманской империи, все еще, по-видимому, не избавившейся от синдрома уязвленного самолюбия. Однако не все обстоит так просто и бесхитростно, как пытаются представить игры Анкары с пантюркизмом некоторые приближенные к властям местные газетчики. Поставленные перед центром и интернет-газетой задачи не оставляют сомнений в том, что турецкие власти намереваются использовать вновь созданные идеологические структуры как средство наращивания своих стратегических и экономических позиций в обширном регионе, податливом, по мнению Анкары, к восприятию религиозных постулатов средневековья. Видный российский востоковед Загир Арухов полагает, что власти Турции опрометчиво играют с огнем, если всерьез вынашивают планы использовать фактор исламского фундаментализма и экстремизма для формирования на евроазиатском пространстве тюркской империи на базе "просвещенного" шариата. Ведь хорошо памятны детали грандиозного недавнего скандала в этой стране, связанного с полулегальной деятельностью радикальной исламской секты "Нурджулар" во главе с близким к правительственным кругам фанатиком - неким Фатхуллахом Гюленом. Поначалу Анкара благосклонно отнеслась к "просветительской деятельности" религиозных шовинистов за пределами Турции, главным образом на Кавказе и в некоторых южных странах СНГ. Расчет был на то, что проникновение функционеров "Нурджулара" и пантюркистских идей в указанные регионы будет способствовать реализации там стратегических интересов турецкого государства. Однако сомнительная и опасная игра с религиозными шовинистами окончилась тогда позором для официальных властей. Генеральная прокуратура Турции была вынуждена заняться расследованием антиконституционной деятельности широко разросшейся организации религиозных фанатиков именно в самой Турции, в первую очередь в государственных структурах и молодежной среде. Официальная Анкара с опозданием, но осознала, что страна оказалась перед угрозой неизбежной трансформации в исламское теократическое образование, утраты основанной более 70 лет назад Кемалем Ататюрком секуляристской общественной системы, изоляции от мировой цивилизации. Выяснилось тогда, что около 30% экономики страны оказалось под контролем "исламистского" капитала. Функционеры и проповедники "Нурджулара" прочно оседлали телеканал "Саман Йолу", издательство "Хакикат Китаб ЭВИ", газеты "Сызынты", "Зафер" и другие. Представители исламистов проникли в ключевые государственные и политические структуры, создали по всей стране десятки учебных заведений для обучения молодежи идеям и практике дремучего пантюркизма и радикального, непримиримого исламизма. Плачевные результаты заигрывания официальных властей Турции с доморощенными мракобесами еще раз подтвердили мудрость расхожего выражения "Посеешь ветер - пожнешь бурю." Однако, судя по отношению официальной Анкары к новоявленным пантюркистам, недавний скандал власти стараются поскорее забыть. Ведь программные установки упоминавшихся интернет-газеты, Центра культуры тюркского мира, ряда других подобных организаций, маскирующихся под благотворительные фонды, бизнес-кампании и туристические бюро, свидетельствуют о том, что они, по существу, являются последователями разоблаченной религиозной секты "Нурджулар". Вновь поднимается на щит идея объединения тюркских народов в единое и могучее государство на основе общности языка, религии и культуры. Отпечатана и демонстрируется на всех религиозных сходках и манифестациях умопомрачительная "Карта тюркского мира". В нее, по меньшей мере, включены сама Турция, а также северный Кипр, Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Туркменистан. Не забыты и многие регионы России, Ирака, Китая, Монголии, Афганистана и других мировых пространств. Весь этот политический и геостратегический бред вбивается в головы молодежи в многочисленных учебных заведениях, в том числе и в совместных, как, например, в турецко-казахстанском Университете имени Ахмета Иесеви, публикуется на английском, русском, арабском и, естественно, турецком языках. Нормой становится приглашение молодых людей из включенных в "карту" пока еще суверенных государств на учебу в религиозные центры ислама в Турции. Ставка, очевидно, делается на продвижение в будущем своих кадров на ключевые посты в экономике, госаппарате, вооруженных силах в перспективных, с точки зрения пантюркистов, странах. Однажды официальная Анкара крупно проиграла, когда пыталась использовать религиозных сектантов из "Нурджулара" для удовлетворения своих внешнеполитических амбиций. Маловероятно, чтобы очередное бездумное заигрывание с политическими авантюристами и отступниками от нормального, подлинного ислама могло принести официальной Анкаре честь, славу и уважение соседей даже с тюркскими корнями. Скорее все будет наоборот.
|