России так и не удалось получить отсрочку на полеты в Европу самолетов, не соответствующих экологическим требованиям. Европарламент не пошел ни на какие уступки: после 1 апреля небо Европы для "шумных" российских самолетов будет закрыто. Это грозит отменой чартерных рейсов и подорожанием туров. Полет запрещен Как известно, Евросоюзом принято решение о запрете с 1 апреля этого года полетов самолетов, не удовлетворяющих требованиям Главы III Приложения 16 ИКАО по авиационному шуму. О том, что эти требования начнут действовать, стало известно еще 7 лет назад. Однако Россия не сумела воспользоваться отсрочкой и модернизировать имеющийся парк техники, а также разработать новые типы самолетов и двигателей. У российских авиакомпаний денег на новую технику практически нет, а государство задумалось о судьбе отечественного авиапрома лишь несколько месяцев назад. На сегодняшний день новым стандартам удовлетворяют только авиалайнеры Ту-204, Ту-214 и Ил-96--300, которых в российских авиакомпаниях всего 11. На состоявшейся 13 марта пленарной сессии Европарламента в Брюсселе было принято бескомпромиссное решение: неподготовленные российские самолеты в Европу не пускать. Как заявил 'ГАЗЕТЕ' пресс-секретарь комитета по региональной политике, транспорту и туризму Европейского парламента г-н Хойссоон, для некоторых развивающихся стран было сделано исключение: им разрешили летать на 'коптящих' и 'шумных' самолетах еще 10 лет. Россия в список исключений не попала. По оценкам Павла Кларка, председателя Авиационно-туристической ассоциации, туристические компании, работающие с Испанией, Италией и Грецией, «потеряют после 1 апреля несколько десятков миллионов долларов». Как только неизбежность предстоящих ограничений стала очевидной, российские чиновники активизировали свои усилия на всех европейских фронтах. Последнее время руководители «Росавиации» почти каждую неделю встречаются с представителями Европейской комиссии, Европарламента, министерствами транспорта европейских стран и администрациями аэропортов. В поисках выхода Но в Минтрансе России 'ГАЗЕТЕ' заявили, что до 1 апреля ситуация принципиально не изменится. Во всяком случае на государственном уровне решить проблему не удастся. Чиновники из Минтранса РФ считают, что сейчас надо думать о вступлении в силу еще более жестких требований к воздушным судам, которые будут введены в 2006 году. Впрочем, российская сторона продолжает поиск компромисса. Всю последнюю неделю ведутся переговоры с представителями стран Евросоюза. Глава 'Росавиации' Александр Нерадько проводит переговоры в Италии. Вчера делегация Госдумы во главе с председателем нижней палаты Геннадием Селезневым встретилась с испанскими чиновниками. Если парламентариям не удастся прийти к компромиссу (скорее всего, они не договорятся, так как Испания сама хочет перевозить российских туристов), 26 марта в Мадрид вылетит российский вице-премьер Виктор Христенко. Неразбериха накануне открытия туристического сезона заставляет российских туроператоров самостоятельно искать выход из создавшегося положения. Но уже сейчас они в один голос утверждают, что дешевых европейских пакетов в этом году не будет. Туры дорожают, но не все Первый признак перехода Европы в дорогой сегмент проявился с принятием евро: многие товары и услуги подорожали на 10-15%. Запрет на использование популярных самолетов (чартерные рейсы, как правило, выполнял Ил-86) заставит туристов пересесть на разрешенные 'тушки'. Но в Ту-154 М помещается в два раза меньше пассажиров, чем в Ил-86, а эксплуатационные расходы рейса наТу-154М на 15% выше расходов на полет Ил-86. Понятно, что накладные расходы перевозчиков и туроператоров будут включены в стоимость авиабилетов. К тому же большинство полетов в Европу придется перенести на неудобное для туристов время: ночные вылеты в понедельник и вторник. По неофициальным данным, Шереметьево собирается отменить более 60% чартерных рейсов. Аэропорты-конкуренты при всем желании не смогут справиться с наплывом чартеров. Так что российские авиаперевозчики тоже приложили руку к удорожанию перелетов и пользуются моментом, чтобы получить 'быстрые' деньги. Как сообщили 'ГАЗЕТЕ' в одной турфирме, сейчас авиаперевозчики пытаются придержать дефицитные самолеты «под прилавком». Как только запрет вступит в силу, билеты на легальные самолеты мгновенно вырастут. Пока же туркомпании вынуждены ждать наступления сезона и на всякий случай заключать контракты с 'илами' и 'тушками'. 'У нас есть запасные варианты, - говорит Дмитрий Горин, заместитель гендиректора компании 'Инна-Тур', - мы заключили соглашение с Аэрофлотом на регулярные чартерные рейсы во Францию, с Испанией пока ситуация до конца непонятна. Тем не менее мы рассчитываем на снижение потока в Европу на 30%'. Многие туристические компании, боясь потерять туристов и деньги, решили переориентироваться на другие рынки: на Египет, Турцию, Тунис, Сингапур, Бали, Сейшелы. Но главной альтернативой остальной Европе будет Хорватия. Компании, давно работающие на этих направлениях, к приходу конкурентов относятся спокойно. Как говорит Юрий Щегольков, пресс-секретарь компании «Tez Tour», массовый приход освободившихся 'илов' не приведет к глобальному переделу рынка. Туроператоры по Турции уже готовы к ценовой войне. Они уже в прошлом столкнулись с демпингом: избыток чартеров заставлял туроператоров продавать билеты дешевле себестоимости. В этом году сезон демпинга откроется уже в апреле. Это может привести к полному истощению туроператоров еще до начала высокого сезона. Так что у потребителей есть возможность сэкономить на весенних каникулах, а на летний отдых придется потратить на 30--40% больше, чем в прошлом году.
|