Хроника событий
15 марта в 15:10 два террориста, вооруженных холодным оружием, угнали самолет Ту-154 авиакомпании 'Внуковские авиалинии', выполнявший чартерный рейс Стамбул - Москва. В момент захвата борт уже вылетел из аэропорта имени Ататюрка, в самолете, по различным данным, находилось от 162 до 166 пассажиров, из них более 100 - граждане России или Украины. Угонщики потребовали изменить курс и лететь в одну из ближневосточных стран. По-видимому, в пилотской кабине произошла схватка: Ту-154 резко снизился на 400 метров. Позднее появились сообщения, что при этом террористы тяжело ранили бортпроводника Александра Хромова.
Далее самолет направился на юг. Судя по всему, бандиты намеревались посадить самолет в Сирии или Египте, но эти страны, дабы не ввязываться в неприятности, не позволили лайнеру приземлиться на своей территории. Ту-154 полетел дальше - в Саудовскую Аравию. Около шести часов вечера угнанный борт совершил-таки посадку в аэропорту священного для мусульман города Медина.
После приземления появилось новое сообщение: террористы вооружены не только холодным оружием, но и двумя бомбами (возможно, речь идет о ручных гранатах). Аэропорт немедленно закрыли, самолет отогнали на 'охраняемую стоянку' и в 22 часа начали вести переговоры. До сих пор остается неясным, какие требования выдвигают террористы. Пока выдвинута только версия о том, что угонщики - чеченцы; некоторые источники считают их 'братьями Арсаевыми'. Позднее появились сообщения, что террористов не двое, а трое. Возможно, что Арсаевы имеют какое-то отношение к бывшему "министру внутренних дел" масхадовского правительства Асламбеку Арсаеву.
Террористы потребовали принести на борт самолета воду и еду и дозаправить Ту-154 горючим для длительного перелета. Саудовским переговорщикам удалось устроить обмен продовольствия на заложников. К 10 часов утра 16 марта было освобождено 48 (по другим данным, 46) пассажиров и членов экипажа. Среди них 27 граждан России, в том числе и раненый член экипажа. Он, а также еще четверо бывших заложников, находящихся в состоянии сильного стресса, госпитализированы.
После этого террористы потребовали воздушного коридора для вылета в Афганистан. Естественно, этот вариант считается нежелательным, поскольку режим талибов вряд ли выдаст бандитов. Да и обеспечить безопасность заложников в этом случае будет крайне трудно. В этой ситуации становится вполне возможным штурм самолета силами спецподразделений. Саудовские власти отказались разрешить вылет самолета до освобождения всех пассажиров и членов экипажа.
Около полудня 15 марта местные спецподразделения - с согласия российской стороны - решились на штурм лайнера. В результате остававшиеся на тот момент в самолете заложники были освобождены. Трое террористов арестованы. По предварительным данным, при штурме погибло три человека: стюардесса, пассажир - гражданин Турции - и один из террористов. Ожидается, что в ближайшее время Ту-154 вылетит в Россию.
К этому угону лучше всего подходит эпитет 'очередной'. Дело в том, что Турция является 'раем' для воздушных бандитов: по числу захваченных самолетов эта страна претендует на мировую пальму первенства. Как утверждает Би-би-си, только в 1998-1999 году там было предпринято 4 попытки угона воздушных судов. Те, кто бывал на отдыхе в Анталии или на других турецких курортах, сами могли наблюдать, мягко говоря, совсем не строгие правила безопасности в аэропортах этой страны. И постоянная язва курдского терроризма ничуть не изменила легкомысленного отношения турков к опасности угона авиалайнеров. Видимо, пока гром не грянет, турецкий мужик намаза не сотворит.
Посольство РФ в Анкаре уже в четверг вечером направило ноту турецкому правительству. Легкомысленным туркам пеняют на то, что, несмотря на многократные предупреждения России о возможности терактов 'в отношении российских объектов на территории Турции', не было принято никаких мер для их предупреждения. Кроме того, Турцию призывают принять участие в освобождении заложников. Впрочем, что бы ни ответила Анкара на эту ноту, освобождать пассажиров и членов экипажа злосчастного Ту-154 могли только саудовцы.
Дело в том, что Медина - как уже упоминалось, священный для мусульман город, связанный с именем пророка Мухаммеда. Посему для гяуров-европейцев вход туда строго запрещен. Так что, сколько бы представитель президента Сергей Ястржембский ни объявлял о готовности послать в Медину спецназ ФСБ или 'Альфу', вряд ли Эр-Рияд пошел бы на нарушение собственных догм и допуск русских в город исламских святынь. Разве что у нас нашлась бы какая-либо бригада по борьбе с терроризмом, составленная сплошь из представителей мусульманских народов России, но это вряд ли. Пришлось надеяться на профессионализм и аккуратность саудовских спецподразделений.
Следует здесь отдать должное нашему Министерству иностранных дел: фактически сразу же после первых сообщений об угоне наши дипломаты наладили контакт с вовлеченными странами. В частности, глава МИДа Игорь Иванов экстренно связывался со своим коллегой из Саудовской Аравии и обсуждал способы спасения заложников. Сотрудники посольства и консульств Российской Федерации в Саудовской Аравии оперативно выехали в аэропорт Медины и работали в тесном контакте с местными правоохранительными органами. Мы так приучены к тому, что наши власти мало интересуются судьбой своих граждан, что эти усилия вызывают уважение к российскому государству, которое, по-видимому, действительно было обеспокоено спасением жизни российских заложников. Но, к сожалению, задуманный штурм самолета оказался не таким бескровным, как хотелось бы.
Читайте последние новости о причинах авиакатастрофы Ту-154 в Сочи, произошедшей 25 декабря, на FLB: Мнение экспертов о причинах авиакатастрофы Ту 154: взрыва не было
Последние новости о расследовании авиакатастрофы и версии крушения самолета читайте в наших группах: : Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|