Фото Lenta.Ru
Из весьма объёмистой публикации «Медузы», где рассказана история переговоров Ходорковского с редакцией о финансировании самой «Медузы», как, впрочем, и других различных проектов, связанных деньгами с Ходорковским, следует масса любопытных вещей, о которых все догадывались, но стеснялись громко говорить.
Итак, из публикации «Медузы» все узнали:
Основательница «Медузы» Галина Тимченко в 2014 году вела переговоры с Михаилом Ходорковским по поводу финансирования издания. Она продиктовала, ну а как же иначе, ему, как потенциальному инвестору, свои условия. Два главных из них: а) Ходорковский даёт деньги на «Медузу». б) Ходорковский должен отказаться от права вмешиваться в редакционную политику. Именно такие предложения, со всеми расчётами, были отправлены МБХ. «Однако когда от Ходорковского наконец пришли документы, все оказалось иначе.
«Когда я их получила, у меня просто отвисла челюсть, - вспоминает Тимченко. — Такое ощущение, что наши предложения никто даже не открывал». В ходе возникшей полемики – Ходорковский высказал тезис, что, мадам, «если вы можете делать бизнес, делайте его в таких условиях». Напомнило 90-е, когда нефтяной магнат запугивал рабочих в городе Нефтеюганске, или работайте в тех условиях, которые навязал ЮКОС, или вместо вас завезём рабочих из Китая.
Ходорковский настаивал на том, чтобы сохранить за собой контроль в создаваемом СМИ. Тимченко отказалась от сотрудничества на таких условиях. Вместе с Ходорковским из проекта вышел другой потенциальный инвестор - Борис Зимин. И вот тут наступил очень любопытный момент: Ходорковский и Зимин отдали «Медузе» по $250 тысяч каждый, назвав это компенсацией «за полгода переговоров», которые не увенчались успехом. Тимченко уверяет, что деньги пошли на оплату труда сотрудников, которые запускали проект в долг. Пусть это будет так. Однако, по сообщению «Медузы», все метания и затраты Ходорковского «на информационные ресурсы» завершились пока удивительным образом: «в конечном итоге самым популярным медиаресурсом Ходорковского остается его личный твиттер, который предприниматель завел в марте 2014-го». Сервис в социальных сетях, как известно, бесплатен. И 250 тысяч отданных в качестве компенсации «за переговоры», при наличии кучи бесплатных сервисов в Сети, вполне сравнимы с приобретением у коммивояжера «волшебного чудо-пылесоса» по пятикратной цене. Впрочем, у богатых свои причуды.
Кроме проектов «Открытой России», по данным «Медузы», Ходорковский «тратит деньги на поддержку нескольких российских СМИ, а также некоторых независимых политиков». В число этих самых «независимых политиков» вошёл Алексей Навальный, который годами и не очень-то убедительно рассказывает о том, что вся его кипучая деятельность происходит на пожертвования «простых граждан». Одним из «простых граждан» оказался Михаил Ходорковский. По данным «Медузы», Ходорковский в течение двух лет оплачивал работу его адвокатов по делу «Ив Роше», например. Вообще, Михаил Борисович мог бы дать Навальному, как «жертве режима» какую-нибудь приличную компенсацию. А то получается, что Навальный «дешевле» Тимченко.
Возвращаясь к политической работе, которую Ходорковский затеял с оппозиционерами в электоральном поле, то и здесь всё как всегда. Речь о региональных выборах, проходивших в 2015 году. «Это всё выглядело как адский распил денег, миллионов пять таким образом ушло» - написала «Медуза», опросив свидетелей этого чудесного действия. Составленной сметы, рассказала «Медуза», хватило бы на то, чтобы отправить людей даже в самые дальние районы, — однако инструкция «Открытой России» предполагала размещение наблюдателей в гостиницах, а во многих райцентрах их попросту не было». Это в реале их не было, а по бумагам, «для инвестора», небось понаписали, да. Тут главное, как выразилась Вероника Куцылло, главный редактор «Открытой России»: «не ссать». В либеральной среде, которая кормилась за счёт Ходорковского уже тогда, когда он сидел в тюрьме, подобные вещи – норма. О том, что это выглядит «распилом денег» не раз писали. И делали это вовсе не пресловутые «кремлёвские СМИ», а люди из НК ЮКОС, которые совершенно искреннее хотели, чтоб Ходор как можно быстрее вышел на волю, но «штабик МБХ» его отчаянно топил. Схема «Ходор сидит, а денежки идут на изображение бурной гражданской активности» не раз звучала у того же бывшего юриста НК ЮУОС Дмитрия Гололобова, которого неоднократно возмущала такая «активность». И вот Ходорковский, уже на воле, столкнулся с этой замечательной схемой нос к носу.
Не будем повторять живописание того, что вышло у Ходорковского, и чего не вышло, включая замысел «выводить людей на улицы». Хочет Ходорковский выбрасывать деньги, пусть выбрасывает. Впрочем, сказать, что это его деньги – язык не поворачивается, поскольку сумма, которую Ходорковский со своими партнёрами из НК ЮКОС вывел из России, в том числе и путём уклонения от налогов, исчисляется астрономическими суммами. Например, после того, как НК ЮКОС подвергся аудиту, российские транзакции компании с немалой долей усилий были обнаружены и с горем пополам возвращены из тени в свет. Чего не скажешь о деньгах, которые вытащили владельцы «самой прозрачной» компании за пределы России. Сумма порядка 6-8 миллиардов долларов США исчезла в неизвестном направлении. И только сейчас, когда Ходоровский отсидел свою «десятку», отмытые капиталы являются миру в виде разнообразных компаний на территории США и Великобритании, и, разумеется, в офшорах. И эти замечательные люди, да тот же Ходорковский, пытается уверить, что все они «действуют в интересах России». Надо полагать, что и грязные схемы, через которые олигархи выдаивали из России всё, что могли, и о которых теперь рассказывают в западных судах бывшие сотрудники НК ЮКОС, строились исключительно «в интересах» России.
|