Головной офис «Внешпромбанка»
Серьезнейший вопрос: где хранить деньги? Прежде всего, чтобы сохранить их. Люди ищут надежные банки, покупают недвижимость, вкладывают средства в драгоценности. Чем больше денег, тем в большую проблему превращается вопрос. Потому что чем их больше, тем более лакомыми они становятся для тех, кто тоже хочет мучиться вопросом: как чужие деньги заставить работать на себя?
Талантливые дети Алика Ассирийского
Журнал «Форбс» в статье Антона Вержбицкого «Доверчивые лица: как знаменитости выбирают, где разместить свои деньги, и теряют их» рассказал, отчего и богатые иногда плачут. Одним из надежнейших мест, куда можно было спрятать кровные, считался, пишет журнал, «Внешпромбанк». Именно в нем держали счета Наталья Квачева, жена заместителя председателя правительства РФ, куратора Олимпиады в Сочи Дмитрия Козака; семья Александра Жукова, президента Олимпийского комитета России (вместе с деньгами самого Олимпийского комитета); жена нынешнего министра обороны Сергея Шойгу; сын главы администрации президента Сергея Иванова; депутат Государственной Думы Владислав Резник; бывший руководитель финансового комитета Госдумы Наталья Бурыкина; известный полярный исследователь, в прошлом член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, бывший депутат Государственной Думы, а ныне топ-менеджер «Роснефти» Артур Чилингаров.
Почему именно «Внешпромбанк» показался его элитным вкладчикам самым надежным, самым выгодным, самым перспективным? Журнал «Форбс» поведал о том, как создавался банк и кто стоял у его истоков. Оказывается, эту финансовую махину родили брат и сестра – Лариса Маркус и Георгий Беджамо (впоследствии изменивший фамилию на Беджамов). Их отец, пишет «Форбс», - известный лидер ассирийской группировки по кличке Алик Ассирийский, убитый в средине 90-х во время криминальной разборки.
Дети лидера группировки, контролировавшей денежные потоки московских казино, оказались людьми весьма разворотливыми. Они обзавелись перспективными связями, пишет журнал. Например, в совет директоров ВПБ вошла Елена Ларина, тогда жена депутата, а затем – министра по налогам и сборам Георгия Бооса. В сферу интересов Ларисы Маркус попал экс-министр транспорта и генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк.
Многих привел первый вице-президент банка Сергей Рязанцев – зять бывшей владелицы компании «Трансаэро» Ольги Плешаковой. Завсегдатай светских тусовок, он вращался среди министров, депутатов, знаменитых артистов.
Внешпромбанк стал спонсором гольф-турниров, которые организовывало ГлавУПДК МИД - управление по обслуживанию дипкорпуса, оно держало в банке 6 млрд рублей. Особую привлекательность у политиков и бизнесменов вызывал тот факт, что банк обслуживал таких серьезных клиентов, как «Транснефть» и «Роснефть».
«Форбс», ссылаясь на свои анонимные источники, пишет, что ВПБ щедро одаривал крупных вкладчиков: по словам его бывшего клиента, только на элитный алкоголь для себя, друзей и партнеров тратил свыше миллиона долларов в год. Банк покупал для клиентов произведения искусства на международных аукционах «Сотбис» и «Кристис».
По оценке знакомого Ларисы Маркус, чье мнение приводит журнал, она и ее брат Беджамов вывели из банка более полутора миллиардов евро и потратили их на элитную недвижимость в Монако и Швейцарии, на самолеты и яхты.
По словам еще одного источника «Форбс», на которого ссылается журнал, в ходе проверки ЦБ выяснилось: со счетов многих клиентов были списаны миллионы долларов, а на некоторых без их ведома оформлялись кредиты.
Маркус арестовали по подозрению в мошенничестве, ее брат, пишет журнал, скрылся на собственной вилле в Монако.
По оценке управляющего директора по банковским рейтингам RAEX Станислава Волкова, сообщает журнал, на двадцать крупнейших вкладчиков приходилась половина совокупных обязательств банка. На момент введения временной администрации в банке было 66,8 млрд рублей вкладов физических лиц.
Можно только догадываться, в какое психическое состояние ввергла вкладчиков ситуация с «Внешпромбанком». Артур Чилингаров, например, заявил «Форбс», что хочет забыть историю как страшный сон и отказался от комментариев.
Рериха взяли в партнеры
Однако то, что случилось с ВПБ, на финансовом рынке России - не исключение. Масса влиятельных вкладчиков пострадала и в Мастер-банке, пишет «Форбс». Среди них - артистка Клара Новикова, члены семьи режиссера Никиты Михалкова, бывшего первого секретаря ЦК компартии Узбекской ССР Рафика Нишанова.
Головной офис Мастер-банка
Президент банка Борис Булочник ежегодно тратил по 150 млн рублей на Международный центр Рериха в бывшей усадьбе Лопухиных и подарил музею более 300 экспонатов на несколько миллионов долларов. Меценатство и свои познания в области творческого наследия знаменитого семейства банкир, по сведениям журнала, успешно использовал для привлечения состоятельных клиентов. Для одних он устраивал чаепития с напитком из корней валерианы по рецептам Елены Рерих. Для других, приглашая в свой кабинет, на руки и головы посетителей надевал тфилин (ритуальные черные коробочки из кожи кошерных животных, внутри которых лежат отрывки из Торы). Так Булочник сделал клиентом своего банка театрального режиссера и музыканта Юрия Шерлинга, положившего здесь на счет 6 млн долларов личных сбережений. Кроме того, и его Камерный еврейский музыкальный театр тоже стал обслуживаться в Мастер - банке.
Теперь Юрий Шерлинг гадает, как получить свои деньги обратно. Общая сумма ущерба клиентам составила несколько миллиардов рублей, а дыра в капитале банка — 17,2 млрд рублей. Деньги состоятельных клиентов, пишет «Форбс», Мастер-банк использовал в схемах по обналичиванию. Например, он ловко очищал средства от НДС через технические фирмы и обналичивал их через банкоматы. Журнал приводит слова одного из своих источников: «Инкассаторы приносили клиенту мешок с деньгами и договоры с техническими фирмами. Скорость позволила банку конкурировать с захватившими этот рынок банкирами из Дагестана».
За свои услуги по обналичке по новой схеме Мастер-банк брал комиссионные до 8%. Высокая маржинальность этого бизнеса позволяла выплачивать высокие проценты по вкладам. У Юрия Шерлинга, например, ставка по валютному депозиту составляла 12% годовых.
Несмотря на наличие договоров с банком, подписанных Булочником, раскрывает механизм мошенничества «Форбс», приходные ордера и выписки по депозитам не оформлялись, а проценты клиентам выплачивали наличными или на карту через технические компании, используемые в схемах по обналичке. Когда Мастер-банк рухнул, средства VIP-вкладчиков остались за балансом.
В отношении Бориса Булочника, его сына Александра и других руководителей банка ведется следствие. Сами они – в бегах. Полагают, в Израиле, Португалии или в Украине.
|