ЦБ РФ отозвал лицензию на осуществление банковских операций у "Траст Капитал Банка", зарегистрированного в Москве, говорится в сообщении Центробанка. Лицензия отозвана с 13 мая, информирует «Интерфакс».
Как отмечает ЦБ, решение об отзыве лицензии связано с тем, что банк не исполнял законы, регулирующие банковскую деятельность, а также требования, предусмотренные федеральным законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Как пишет портал Banki.ru , в частности, банк своевременно не направлял в уполномоченный орган сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю, а также не соблюдал порядок обновления идентификационных сведений о своих клиентах и их представителях. При этом кредитная организация была вовлечена в проведение сомнительных операций в крупных объемах, отмечает ЦБ.
В банк назначена временная администрация, полномочия его исполнительных органов приостановлены. Траст Капитал Банк не входит в систему страхования вкладов.
«Ведомости» со ссылкой на Allbanks.ru информируют, что Траст Капитал банк - "небольшой по размеру активов столичный банк", который работал в Москве, Петербурге и Воронеже и занимался обслуживанием и кредитованием корпоративных клиентов. Основным источником финансирования работы банка были средства предприятий. Бенефициарами банка были десять акционеров, у которых были пакеты от 7% до 9,13%, и группа миноритариев. Организация была создана в 1994 г. и до 2001 г. называлась Кубаньпромбургазбанк. В декабре 2014 г. ЦБ назвал Траст Капитал банк среди пяти кредитных организаций, привлеченных к административной ответственности за нарушение требований закона о борьбе с отмыванием средств. Кроме него к ответственности были привлечены Геобанк, Ситибанк, Финарс банк и банк «Единственный».
С 13 мая ЦБ также отозвал лицензию на осуществление банковских операций у банка СтройКомБанк, зарегистрированного в Санкт-Петербурге. Как пишет Lenta.ru , решение в отношении «СтройКомБанка» было принято в связи с тем, что кредитная организация не соблюдала требования законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе в части своевременного направления в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю.
При этом, как отмечается, банк являлся промежуточным звеном сомнительных транзитных операций, проводимых его клиентами в значительных объемах.
По данным портала banki.ru , ЗАО "Строительно-Коммерческий Банк" — небольшой по размеру активов региональный банк, ориентированный на обслуживание и кредитование корпоративных клиентов, операции на рынке межбанковского кредитования, привлечение средств граждан во вклады. Он полностью контролируется президентом и основным владельцем GS Group, председателем совета директоров Андреем Ткаченко, дополняет «Росбалт» .
Ранее сообщалось, что с 13 мая ЦБ РФ отозвал лицензию на осуществление банковских операций у Плато-банка. Такое решение ЦБ принял в связи с тем, что «Плато-банк» не исполнял законы, регулирующие банковскую деятельность. К 1 января 2015 года банк не достиг минимального размера собственных средств, установленного ч. 7 ст. 11 закона «О банках и банковской деятельности» (300 млн рублей), и не подал ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации, отмечает РБК .
В ООО «Плато-банк» назначена временная администрация. В ЦБ отметили, что банк является участником системы страхования вкладов. Отзыв лицензии является страховым случаем.
Согласно данным отчетности, по величине активов «Плато-банк» на 1 апреля 2015 года занимал 593-е место в банковской системе России, «СтройКомБанк» — 646-е, а «Траст Капитал Банк» — 647-е.
Масштабная расчистка банковского сектора от недобросовестных организаций привела к тому, что на счетах ликвидируемых банков «зависла» рекордная за последние годы сумма налогов, отмечает газета «Известия». Эти деньги клиенты пытались перевести в бюджет, но банк не успел или не смог до отзыва лицензии выполнить их поручение. Как сообщили «Известиям» в Федеральной налоговой службе (ФНС), в прошлом году налоговики списали 3,3 млрд рублей, в то время как в 2013 году сумма списанных безнадежно «зависших» налогов составила всего 600 млн. Всего же за два последних года на счетах проблемных банков «зависло» 5,1 млрд рублей бюджетных денег, сообщили в пресс-службе.
Эксперты связывают значительное увеличение «зависших» бюджетных средств с тем, что ЦБ с приходом в середине 2013 года Эльвиры Набиуллиной на пост главы регулятора ужесточил надзорную политику. Во второй половине 2013 года он отозвал лицензии у 29 банков, а за прошлый год — почти у 70 кредитных организаций. У этих банков были проблемы с качеством активов, у многих — недостоверная отчетность, а часть банков была замешана в сомнительных операциях в крупных масштабах. Расчистка продолжается и в текущем году: с начала года еще около 10 банков лишились лицензий.
Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию поддержал ужесточение банковского надзора, заявив о необходимости продолжить очищать финансовую систему от «отмывочных контор», отмечает газета.
Впрочем, нередко компании используют эту лазейку, чтобы сэкономить, напоминает руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Линия права» Сергей Калинин. Подобные схемы применяются во время кризиса.
— В начале 2000-х была распространена практика использования «зависших» платежей в налоговых схемах, — говорит он. — Непосредственно накануне ликвидации банка на счете налогоплательщика появлялась необходимая денежная сумма, которая формировалась путем внутреннего перевода средств между счетами клиентов в одном и том же банке, и затем эта сумма в полном объеме направлялась на уплату налогов, хотя на момент совершения этих трансакций уже было очевидно, что у банка отсутствуют средства для исполнения поручения клиента.
Справка
Термин «отмывание капитала» подразумевает внедрение капитала в финансовую систему, добытого преступным путем, таким образом, чтобы он мог быть признан легитимным. Основной целью деятельности преступных организаций, как и легальных экономических субъектов, является извлечение прибыли.
Легализация преступных доходов, позволяя преступным организациям проникать в легальную экономику, в то же время является, по выражению немецких ученых, "ахиллесовой пятой" их финансовой деятельности. В процессе легализации денежные средства выходят из тени, оставляя за собой "бумажный след" от совершаемых финансовых операций.
В большинстве развитых стран мира в 90-е годы было принято специальное законодательство, направленное на борьбу с легализацией преступных доходов и их проникновением в легальную экономику. Представляется, что сегодня в России борьба с легализацией преступных доходов, включающая их выявление, изъятие и конфискацию, является одним из важнейших стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны.
В качестве одного из каналов «отмывания», наряду с проституцией, торговлей наркотиками и рэкетом, используются банковские продукты и услуги. Противодействие отмыванию денег – это не только финансовая и банковская проблема.
В последнее время отмечаются попытки криминальных организаций проникнуть в мелкие банки и небанковские финансовые структуры, а также усилить контроль над деятельностью предприятий, расположенных в зоне их действия. В этом случае для отмывания капиталов используются руководители и служащие банков, которые оказывают преступникам содействие в дроблении счетов, использовании банковского счета для массовых операций по вкладам и снятию средств. За несколько месяцев до проверки банковской бухгалтерии операции прекращаются и на счету оставляются незначительные суммы. В ходе проверки выясняется, что в течение последних трех месяцев по счету не осуществлялось значительного движения средств, что не вызывает особых подозрений.
Широко используется данный метод в России, где свыше трех тысяч организованных преступных групп (сообществ, организаций) специализируется на легализации доходов, полученных от незаконной деятельности, почти 1,5 тыс. из них образовали в этих целях собственные хозяйственные легальные структуры. Помимо этого ими установлен контроль над более чем сорока тысячами хозяйствующих субъектов, среди которых около полутора тысяч предприятий и организаций государственного сектора экономики, целый ряд банковских и финансовых структур. Использование корреспондентских отношений между банками связано с пересылкой незаконных сумм в банки-корреспонденты и созданием видимости межбанковского перевода. Такой метод позволяет преступникам перемещать особо крупные суммы путем образования документов, вуалирующих истиною суть операций.
Создание ложного бумажного следа - преднамеренное использование документов, маскирующих истинные источники, собственников и места расположения незаконно полученных доходов. Например, это может быть сделано путем заполнения ложной формы отчетности о движении наличных с целью "узаконить" наличные, полученные внутри страны, которые позднее будут положены на счета в банках или вывезены за пределы страны.
Теневая банковская система оказывает влияние на рост преступности в стране, стабильность политической ситуации и развитие экономики. Для достижения поставленных целей подпольный банкир может также использовать сделку с родственной или контролируемой структурой за рубежом. В современных условиях, когда преступная деятельность приобретает транснациональный характер, нелегальные валютные рынки во многих странах используются для обслуживания криминального внешнеторгового оборота. При этом интересы легального бизнеса порой неразрывно переплетаются с интересами организованных преступных сообществ. При финансировании преступной деятельности теневыми банкирами используются и более сложные способы.
Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН Лилия Зубченко пишет , что, по оценке МВФ, масштабы отмывания «грязных денег» достигают 2-5% мирового ВВП. Для борьбы с этой деятельностью во многих государствах созданы «подразделения финансовой разведки», но способы легализации незаконных капиталов разнообразны и постоянно развиваются. Очень часто такие операции строятся на использовании различий в законодательствах отдельных стран и носят транснациональный характер. Не случайно вопросы борьбы с отмыванием капиталов и финансированием терроризма входят в повестку дня заседаний «группы 20».
Законодательства многих стран обязывают банки, страховые компании и т.д. сообщать о подозрительных событиях и операциях. Так, в декрете №2009-874, опубликованном во Франции 14 июля 2009 г., перечисляются 16 поводов для таких подозрений, отмечает эксперт:
· Использование фиктивных компаний, деятельность которых не соответствует официально объявленным целям или которые расположены в странах и на территориях, не заключивших с Францией соглашений об обмене налоговой информацией.
· Проведение финансовых операций компаниями, часто изменяющими устав, независимо от их реального экономического положения.
· Использование в финансовых операциях подставных физических лиц, не связанных с компанией.
· Проведение не характерных для данной компании финансовых операций или подозрительных операций с налогом на добавленную стоимость (НДС).
· Быстрый и необъяснимый рост кредитов, предоставленных либо на новые, либо на мало активные или неактивные счета. Подозрение должны вызывать кредиты, связанные со значительным увеличением численности или объемов операций «спящих» или неактивных компаний, в которых к тому же проводятся изменения уставов.
· Нарушения в оплате счетов-фактур или заказов, которые используются в качестве оправдания финансовых операций при отсутствии номера фактуры, номера НДС, адреса или даты.
· Необъяснимое использование счетов, открываемых для непостоянных клиентов.
· Частые изъятия наличных с банковских счетов или наличные вложения на банковские счета, не оправданные экономической деятельностью вкладчика.
· Трудности идентификации действительных бенефициаров и связей между происхождением средств и их назначением из-за использования промежуточных, переходных или профессиональных счетов, а также структурно сложных компаний и непрозрачных юридических механизмов.
· Юридические и экономически необоснованные международные финансовые операции, чаще всего ограничивающиеся простым переводом средств через оффшорные центры.
· Отказ клиента составить оправдательный документ о происхождении или назначении наличных средств.
· Перевод средств в другую страну, за которым следует их возврат в форме займа.
· Объявление неплатежеспособности компании и быстрая продажа ее активов физическому или юридическому лицу.
· Регулярное использование физическим лицом, проживающим во Франции, счетов, принадлежащих иностранной компании.
· Вклады физических лиц, размеры которых не соответствуют их деятельности и имущественному положению.
· Проведение сделок с недвижимостью по явно заниженным ценам.
|