Парламентская комиссия по борьбе с коррупцией выявила случаи массовых хищений материальных ценностей и в этом государственном заповеднике, чья деятельность скрыта от общественности за семью печатями. Факты оказались настолько вопиющи, что вместо привычного слова "воровство" напрашивается другой термин - "мародерство". В распоряжении редакции находится документ, направленный думской комиссией аудиторам СП. Приводим из него лишь отдельные факты. В 1993-1994 гг. из Баксанской нейтринной обсерватории (г. Троицк) были совершены три кражи металла галлия (аналог алюминия). Мировая цена одного килограмма галлия в 90-е годы колебалась в пределах 400 долл. за килограмм, а здесь пропали без малого 4 т. Куда же сплыл груз? Даже следствие вряд ли даст исчерпывающий ответ: вернуть удалось всего 311,5 кг. На этом злоключения редкого металла не заканчиваются. В марте 1997 года Минтопэнерго по поручению правительства продало 7 т галлия некоему АО "ОХМЗ Гиредмета", который до получателя почему-то так и не дошел вплоть до сегодняшнего дня. И вся правоохранительная система страны оказалась бессильной найти пропажу - остается предположить, что металл вопреки действующим законам физики дематериализовался. В случае умыкания галлия с "Волховского алюминиевого завода" в том же году (всего каких-то 524 кг) следствие уголовное дело вскоре прекратило. По причине "неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого". Таинственная личность тоже, по-видимому, скрылась от стражей закона в каком-нибудь из параллельных миров. Крупную аферу провернуло руководство "Ступинского металлургического комбината" (СМК). По липовым документам, проверить которые в Росрезерве не сочли нужным, в 1996 году было получено из государственных хранилищ 8 из имевшихся в наличии 18 тыс. т никеля и 4 тыс. т феррохрома якобы для выполнения крупных заказов оборонного значения. Если что-то и пошло на нужды армии, то только не отечественной. Более половины запасов никеля было продано напарникам за границу, после чего СМК объявил себя банкротом, оставив государство с носом. Причиненный ущерб оценивается в размере не менее 50 млн долларов. В 1999-2000 гг. представители КРУ Минфина совместно с Военной прокуратурой собирались ревизовать кладовые Росрезерва, но получили от ворот поворот. По приказу тогдашнего главы ведомства Игоря Юсуфова, сославшегося на "государственную тайну", контролерам дали возможность познакомиться только с банковскими документами, к проверкам материальных ценностей, находящихся в мобилизационном резерве, они допущены не были. Ну а документация была в предельно запутанном состоянии: значительная часть отчетности попросту отсутствовала, с остальной - полнейший хаос. Но даже и отдельные фрагменты выявили картину самую удручающую. Выяснилось, что "добрые" руководители Росрезерва "необоснованно производили 100-процентную предварительную оплату, в то время как сама поставка материальных ценностей... производилась в течение последующего, неоправданно длительного периода времени". Да если бы производилась сполна! Так, в сентябре 1999 года ОАО "Сибирская нефтяная компания" перечислено 434 млн рублей, а нефтепродуктов поставлено (спустя год) всего на 200 млн рублей. Не утомляя читателя перечнем примеров беспроцентного кредитования коммерческих структур, скажем, что в одном только 1999 году сумма розданных Росрезервом авансов увеличилась в три раза, достигнув 4,4 млрд рублей. Однако благотворительность верхушки Росрезерва моментально куда-то исчезала, как только заходила речь о снабжении Вооруженных сил России. Минобороны сбывали продовольственные товары по цене "в 1,5-2,9 раза выше, нежели при реализации коммерческим структурам". К тому же нередки случаи поставок продовольствия с просроченными сроками хранения. По принципу: солдатские желудки луженые, все переварят. И, наконец, вскрыт еще один канал перекачки государственных средств на многомиллионные суммы в карманы дельцов. Думская комиссия по борьбе с коррупцией называет приведенные факты "хищением" и "недостачей". На деле все еще проще. Росрезерв щедрой рукой раздает в долг материальные ценности акционерным обществам, которые после этого благополучно банкротятся. В эту черную дыру улетают тонны никеля, бронзы, ферросплавов, чугуна, черных и цветных металлов, а также пшеницы, муки, гречки, ячменя. Все эти средства (сколько их?) для федерального бюджета безвозвратно потеряны. И истинной картины состояния государственных мобилизационных резервов, похоже, не знает никто. Случись что-нибудь непредвиденное, придется срочно обращаться к НЗ, а там - жалкие крохи. Выводы, сделанные думской комиссией, недвусмысленны: - "Руководством Росрезерва не были обеспечены надлежащий учет и контроль за сохранностью материальных ценностей". - "Руководство Росрезерва ответствененно за сложившееся в ведомстве неблагополучное положение, неэффективное использование государственных средств, воспрепятствование законной деятельности контрольно-ревизионных и правоохранительных органов и нанесение существенного материального ущерба Российской Федерации". Что ни фраза, то статья Уголовного кодекса. Вот только сложившаяся в нашем отечестве практика не дает оснований лучиться оптимизмом, полагая, что зло будет наказано и порядок восстановлен. Скорее восторжествует другой принцип: расследование закончено - забудьте.
|