| Ровно год  назад, в апреле 2014 года, Следственный комитет по Москве предъявил  гендиректору НПО «Гелиймаш» Вадиму Удуту обвинение в злоупотреблении полномочиями и взял с него  подписку о невыезде. Спустя почти полгода, в декабре, мера пресечения была ужесточена -  Удута  арестовали. За прошедший год   удалось разобраться в механизме этого громкого уголовного дела.  
 Впервые  скандал  вокруг НПО  «Гелиймаш» случился в 2011 года в связи с его рейдерским захватом. Несколько акционеров НПО продали свои  акции  в обход так называемого «права преимущественной покупки общества, входящего в объединение». Эти акции  приобрела фирма, подконтрольная  ИК "Магма".  Председателем  совета директоров «Магмы» являлся Владимир Курбатов, работавший до этого в компании «Росбилдинг», хорошо известной среди «чёрных рейдеров». Курбатов  получил управление в ряде обществ объединения, вывел, как полагают эксперты,  со счетов более 500 млн рублей и получил контрольный пакет акций «Гелиймаша». Однако, конечная цель – получить дорогостоящие и ликвидные земельные участки в центре Москвы на Лужнецкой и Автозаводской – не была достигнута.
 
 По заявлению Вадима Удута, обвинившего Курбатова и группу его сотрудников в крупном мошенничестве,  было возбуждено уголовное дело № 664845.  На  часть акций объединения был наложен арест. Кроме того, Курбатов начал проигрывать арбитражные споры и в конечном итоге потерял контроль над остальной частью полученных ранее акций «Гелиймаша». (С подробной схемой рейдерского захвата можно ознакомиться в газете «Ведомости».
 
 Тогда Курбатов через  бывшего офицера ДЭБа  Максима Каганского и крупного предпринимателя Валерия Яковлева, который контролирует компанию  «Объединенные спиртовые заводы», производящую половину всего спирта в России,  обращается за поддержкой к первому заместителю начальника ДЭБ МВД России генерал-майору Андрею Хореву.
 
 Курбатов, возможно, пытался  сфабриковать против Удута уголовное дело, чтобы  заставить его отказаться от имущественных прав и интересов в объединении «Гелиймаш».
 Как писали «Известия», «Хорева подозревали в причастности к коррупционным схемам. В частности, ему приписывали тесное знакомство с бывшим офицером ДЭБа Максимом Каганским, которого называли едва ли не главным «решальщиком» всей милиции, который якобы мог развалить почти любое уголовное дело. В ходе следствия выяснилось: супруга Каганского приобрела в одной из элитных новостроек Москвы шикарные апартаменты. И проживал в них именно генерал Хорев».
 
 
  
 На фото: молодой генерал Андрей Хорев и «решальщик» Максим Каганский
 
 Однако планам Курбатова на том этапе не суждено было сбыться. В 2011 году, в МВД России произошли кадровые перестановки и в июле 2011 года со своей должности со скандалом был уволен Хорев.
 
 В 2011 году ГУЭБиПК МВД РФ возглавляет молодой генерал-лейтенант Денис Сугробов. В первую очередь Сугробов наносит удар  по приближенным кадрам Хорева, посадив в тюрьму Каганского.  Тем самым Сугробов, не ведая, наживает  себе серьёзного противника в лице Феоктистова Олега, одного из заместителей начальника УСБ ФСБ.
 
 Так, в своем письме на имя президента  РФ Владимира Путина Сугробов,  находясь под арестом в СИЗО «Лефортово», напишет:  «18 января 2011 года, перед награждением меня ведомственной наградой ФСБ России, в приемной начальника УСБ ФСБ ко мне обратился 1-й заместитель начальника УСБ ФСБ генерал-майор Феоктистов О.В. с настойчивым предложением о необходимости установления доверительных деловых отношений с бывшим 1-м заместителем начальника ДЭБ МВД России генерал-майором милиции Хоревым А.В., которого, с его слов, планировалось назначить начальником ГУЭБиПК, а меня его заместителем».
 Этот документ, а также ряд подробностей криминальной истории появились недавно в ряде интернет-ресурсов.
 
 В  2013 году начальнику Управления «П» МВД России Андрею  Шабалину через друзей Хорева поступила информация о якобы противозаконной деятельности  гендиректора НПО «Гелиймаш» Вадима Удута. Интересно, что заявление на Удута написал сотрудник «Магмы» Александр Чилимкин, который вместе с Курбатовым проходит в качестве обвиняемого по делу «Гелиймаша».
 
 В результате на Удута были заведены материалы  оперативной проверки. Как подозревают, тайным заказчиком этой проверки мог выступать  генерал Хорев, и который мог действовать  вместе с «решалой» Каганским, бизнесменом Яковлевым и  известным уже Курбатовым. Цель этой группы, как полагают эксперты, могла состоять в том, чтобы, посадив Удута, с целью собственной наживы захватить недвижимость «Гелиймаша», а производственные мощности в Оренбурге и Находке затем перепродать одной из структур ОАО «Газпром». В качестве вероятного персонального заказчика  объекта называли члена правления «Газпрома»  Кирилла Селезнева. (По информации вышеуказанного интернет-ресурса, окончательная договоренность между Хоревым и Селезневым в отношении активов «Гелиймаша» была достигнута  в сентябре 2014 года в московском ресторане «Анджело»).
 
 
  
 На фото: встреча члена правления «Газпрома» Кирилла Селезнева (слева) и начальника антикоррупционного управления МВД Андрея Хорева (справа)
 
 В начале 2014 года начальник управления ГУЭБиПК Денис Сугробов попадает в СИЗО «Лефортово». Тогда Хорев решает напрямую обратиться  в Управление собственной безопасности (УСБ) ФСБ России. Есть подозрения, что эти взаимоотношения небескорыстны, в частности, требует объективной проверке уже опубликованная информация о том, что эти услуги стоили 60 млн рублей или 2 млн долларов, половину из которых якобы внёс Яковлев.
 
 Вскоре  материалы в отношении руководителя «Гелиймаша», собранные управлением «П» ГУБЭП и ПК,  поступают руководителю следственного управления по ЦАО г. Москвы Алексею Крамаренко, который и возбуждает уголовное дело в отношении Удута. (Ранее  Крамаренко с Хоревым работал в центральном аппарате ФСКН.)  Вести следствие   поручается  следователю В. Якунину, которого для этого переводят из следственного управления СКР по Московской области. (Удалось выяснить, что уроженец Липецкой области следователь Якунин является земляком и близким другом бизнесмена Яковлева.)
 
 Таким образом, у руководителя ОАО НПП «Гелиймаш» не остается шансов остаться на свободе и отбиться от атаки, если против него используются возможности УСБ ФСБ и финансы водочного короля?
 
 Сейчас, спустя год, в борьбу за имущество НПО «Гелиймаш» - вольно или невольно, открыто или «втемную» - оказываются втянутыми  некоторые политики высшего ранга и предприниматели из «президентского пула», среди которых называют миллиардера Аркадия Ротенберга и вышеназванного члена правления «Газпрома» Кирилла Селезнева.
 
 Между тем НПО «Гелиймаш» имеет огромное значение для военно-промышленного комплекса страны, системы, разработанные НПО «Гелиймаш», работают на космодромах «Байконур» и «Плесецк». Оборудование, разработанное специалистами объединения, используется в 40 странах мира во многих значимых научных и промышленных проектах. Уникальная разработка ОАО «НПО «Гелиймаш» – первый отечественный контейнер-цистерна для перевозки жидкого гелия ЦТГ-40/0,45 является ключевым элементом системы поставок жидкого гелия с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Входящий в «Гелиймаш» оренбургский завод «Криор» обеспечивает не только российские потребности в жидком гелии, в том числе и в ракетно-космической отрасли, но и является поставщиком многих зарубежных научных и промышленных центров, в частности, сверхпроводящего адронного коллайдера в ЦЕРНе.
 
 Интересно, что в настоящее время господин Курбатов одновременно находится и под уголовным преследованием, и под программой «защиты свидетелей». Он, как считают, следует рекомендациям Яковлева и Хорева, и является главной «потерпевшей» стороной для захвата предприятия. Здесь четкий сигнал – «если у тебя есть влиятельные друзья-силовики, либо дела закроют, либо тебя отмажут». Это, конечно, настораживает бизнесменов, что показывают и прогнозы оттока капитала из России на этот год в размере 115 млрд долларов.
 
 Российские проблемы в части незащищенности прав акционеров и несовершенства судебной практики давно известны. Печально, что в данном случае из-за интереса к московской земле, на которой расположены предприятия «Гелиймаша», под угрозу ставится репутация правоохранительных органов и России в целом, а также функционирование всей ракетно-космической отрасли.
 
 
 |