Новость о контракте ФГУП "Нацрыбресурс" с некоей фирмой для оказания портовых услуг в гаванях Дальнего Востока вызвала скандал и обеспокоила не только участников рынка, но и привлекла внимание журналистов дальневосточных изданий.
Как сообщает ИА «Дейта», с 9 сентября 2014 года все морские причалы в Приморском крае, Камчатском крае, Сахалинской и Магаданской областях, закрепленные на праве хозяйственного ведения с 2008 года за ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» (ФГУП «Нацрыбресурс»), подконтрольное Росрыболовству, переданы в ведение частной компании с правом заключать договора на оказание портовых услуг без участия существующих портов. По замыслу чиновников, это позволит повысить эффективность использования причалов, пирсов и прочих гидротехнических сооружений. Теперь бюджет не будет получать гарантированных арендных платежей от их использования, а деньги поступят от коммерсантов, только в том случае, если они смогут их заработать.
Однако это решение «рыбных госменеджеров» вызвало крайнее недоумение отраслевого сообщества. В ряде субъектов к делу уже подключилась прокуратура. По мнению экспертов, данная модель не только лишает предприятия отрасли горизонта инвестиционного планирования, но может привести к их остановке. Это приведет к уменьшению конкуренции на рынке портовых услуг, за которым неминуемо последует повышение цен на перегрузку всех видов грузов. Получается, что ФГУП «Нацрыбресурс» вместо получения дохода от сдачи в аренду государственного имущества решило забрать причалы у портов и либо создать на них свои порты (что практически невозможно без докеров, территории, кранов и погрузчиков), либо осчастливить управлением и распределением доходов существующих портов некие коммерческие структуры.
Как подтвердили в пресс-службе Росрыболовства, по результатам проведенного открытого конкурса заключен договор на оказание агентских услуг на причалах ФГУП «Нацрыбресурс» в морских портах Дальнего Востока с ЗАО «Глобойл Терминал» с целью повышения эффективности использования гидротехнических сооружений.
«В рамках договора планируется обеспечить увеличение количества судозаходов и грузооборота за счет расширения перечня оказываемых ЗАО «Глобойл Терминал» услуг для рыболовных и других судов, в том числе постановки судов к гидротехническим сооружениям и обслуживания судов; погрузо-разгрузочных работ; хранения грузов и иного имущества на территории гидротехнических сооружений; морского агентирования, – пояснили в ведомстве. – За оказание услуг предусмотрено вознаграждение в размере 10 процентов от платы, полученной по заключенным договорам, но не более 300 млн рублей».
Справка. ЗАО «Глобойл Терминал» создано в 2002 году (юридический адрес: 692806, Приморский край, г. Большой Камень, ул. Аллея Труда, д. 24/2). Основным видом деятельности в базе данных Контрагент указывается хранение и складирование нефти и продуктов её переработки. Учредители ЗАО «Глобойл Групп» и ООО «Глобойл Восток». С 20 августа 2014 года обязанности генерального директора ЗАО «Глобойл Терминал» исполняет Евгений ЧУДНЫЙ. До этого времени обязанности генерального директора исполнял Олег НЕКРАШЕВИЧ, представляющийся первым заместителем генерального директора. В качестве конечного бенефициара упоминается Олег БУЗЫЦКОВ. В 2013 году чистый убыток «Глобойл Терминала» составил 50 млн. руб.
Возникает вопрос, каким образом новоиспеченный «стивидор» намерен оказывать услуги без наличия соответствующей портовой инфраструктуры (кранов, погрузчиков, холодильников и т.д.), не говоря уже о профессиональных рабочих. Ведь в оперативном ведении ФГУП «Нацрыбресурс» находятся исключительно причальные стенки и небольшой участок прилегающей территории. Напрашивается вывод, что вся затея с отказом предприятиям в аренде причалов организована с целью понуждения существующих предприятий «поделиться выручкой» от существующего бизнеса. Это же гораздо проще, чем зарабатывать деньги самим.
Отметим, что в соответствие с действующим законодательством РФ морские причалы и сооружения не подлежали приватизации, а остаются в собственности государства и передаются соответствующим портам в долгосрочную аренду. Например, ФГУП «Росморпорт» уже более 20 лет сдаёт от лица государства причалы в аренду ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ОАО «ВМТП»), а ФГУП «Нацрыбресурс» – ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (ОАО «ВМРП»).
К сожалению, договор аренды с самым крупным рыбным портом на Дальнем Востоке, через который проходит отгрузка порядка 35 процентов всей рыбной продукции Дальнего Востока – ОАО «ВМРП» – заключался на срок максимум пять лет. При этом в начале 2012 года ФГУП «Нацрыбресурс» отказалось традиционно продлить срок аренды причальных сооружений с Владивостокским рыбным портом, а также рядом других организаций на Дальнем востоке, что вынудило руководство рыбного порта обратиться в суд. Согласно картотеке дел Арбитражного суда Приморского края на 16 октября 2014 года запланировано заседание по вопросу об обязанности ФГУП «Нацрыбресурс» заключить договор аренды гидротехнических сооружений.
Кстати, в 2013 году ОАО «Южморрыбфлот» бессрочно продлило договор аренды через суд. Как считает гендиректор «Южморрыбфлота» Александр ЕФРЕМОВ, расторжение существующего договора аренды юридически будет затруднительно. Похожая спорная ситуация с причалами наблюдается и в Находке с портами ОАО «НМРП», ОАО «БАМР», и на Камчатке.
В 2013 году грузооборот ОАО «ВМРП» составил 3,351 тыс. тонн, налоговые поступления – 550 млн рублей, в том числе 239 млн рублей в краевой и местные бюджеты. Согласно независимой оценке, ОАО «ВМРП» предложил при заключении договора аренды причальных сооружений арендную плату в размере 46,8 млн рублей в год, что в два раза превышает ставку, действующую до 31 декабря 2011 года.
«Предложенная ФГУП «Нацрыбресурс» модель не только нелогична, но и наносит ущерб интересам государственного бюджета, – считают эксперты независимого рейтингового проекта «Дальрейт». – Вместо получения стабильной арендной платы и содержания причалов в рабочем состоянии, чиновники заключают агентский договор без всяких гарантий получения доходов, поскольку минимальный объем платежей не устанавливается агентским договором и будет зависеть от размера выручки, полученной по договорам на «оказание портовых услуг» - отмечает ИА Дейта.
Между тем, газета «Золотой Рог» приводит интересные сведения о сделке, которые стоит процитировать.
По данным издания, «одним из первых в поле зрения нового распорядителя причалов, наряду с камчатскими и находкинскими портами, попало ОАО «Владивостокский морской рыбный порт».
Справка. ОАО «ВМРП» является самым крупным рыбным портом на Дальнем Востоке России и старейшим предприятием Приморского края (создано в 1938 году). Грузооборот порта в 2013 году составил 3351 тыс. тонн, налоговые поступления в 2013 году составили 550 млн рублей, в том числе 239 млн рублей в краевой и местный бюджеты. Численность трудового коллектива порта составляет 1564 человека, годовой фонд оплаты труда - 804 млн рублей.
«То, что мы в числе первых стали объектом интереса большекаменской фирмы, вполне объяснимо. Во-первых, наш порт - универсальный, работает далеко не только с рыбопродукцией, в которой наблюдается сезонность и объемы меняются год от года. Показатели предприятия стабильно растут уже 10 лет, растет прибыль, уровень зарплат, осуществляются долгосрочные инвестиции. Во-вторых, порт уже более двух лет не может перезаключить договор аренды причалов с ФГУП «Нацрыбресурс», - рассказывает представитель ОАО «ВМРП» Александр ШЕВЧЕНКО. - Когда у ряда предприятий Приморья в 2011 году истекли сроки договоров аренды, ФГУП выдвинуло ряд неприемлемых изменений в формулировки новых проектов договоров, ухудшающих положение арендаторов, и попыталось в разы поднять ставки аренды. Мы стали оспаривать это одностороннее решение сначала в переговорах, затем в суде. До сих пор, кстати, порт исправно платил по истекшему договору. На сегодня, согласно Федеральному закону от 08.11.2007 №261-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О морских портах в Российской Федерации…», существует установленный срок аренды (49 лет) и независимая оценка стоимости аренды, соответствующая ставкам в других портах Владивостока и уже согласованная Росимуществом и Росрыболоством. Наша позиция простая: мы предлагаем заключить договор согласно закону и экономической целесообразности, а затем мы будем работать и развивать предприятие. Это тоже непросто, кстати. Но нам не будут нужны льготы, ТОРы, господдержка Дальнему Востоку, о которой сейчас все говорят, нужно просто не мешать».
Исследовав ряд писем и документов, касающихся возникшей ситуации, издание приходит к неутешительному выводу. «Похоже, никакого плана развития портов у новоявленных управленцев нет. Есть лишь огромное желание «завернуть» финансовые потоки, а цинизм ситуации в том, что схемы перераспределения должны придумать сами портовики» - полагает журналист «Золотого Рога» Юрий Морозов.
|