Подробности трагедии
Авария в московском метро произошла около 8.30 утра в перегоне «Славянский бульвар» – «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Поезд следовал со стороны северо-запада столицы в центр города, поэтому салон был заполнен пассажирами. По словам очевидцев, состав резко затормозил, и с рельс сошел четвертый вагон от головы, утащив за собой два соседних. Инцидент произошел неподалеку от станции «Парк Победы», пишет «Фонтанка.ru»
Пассажиры поезда оказались заблокированы в вагонах, и спасатели начали выводить их из тоннеля только спустя час, пишет издание.
Напомним, ранее об этом же говорил Алексей Нарышкин .
В условиях метрополитена последствия от схода – и без того страшного железнодорожного происшествия – усиливаются из-за замкнутого пространства тоннеля, который превращается в настоящую мясорубку, отмечает «Фонтанка.ru» . Это видно на фотографиях, сделанных пассажирами и спасателями: сошедший вагон буквально перемолот и поднят на дыбы. При этом последствия оказались серьезнее, так как в этом месте тоннель расширяется с 5,5 метров до 9,5 метров: при строительстве метро здесь располагалась демонтажная камера тоннелепроходческого щита. В итоге при сходе вагон далеко вынесло, а сзади идущие вагоны впечатали его в стену.
По последним данным, в больницах находятся 136 пострадавших, 43 из них в реанимации. В оперативном штабе уточняли, что во второй половине дня из-под завалов продолжали извлекать выживших, передает «Русская планета» .
По данным заместителя московского мэра Петра Бирюкова, все погибшие находились в первом вагоне поезда. При этом Бирюков опроверг информацию о гибели машиниста Сергея Осипова. По словам заммэра, мужчина госпитализирован, сообщает «Интерфакс» .
На 21. 15 мск заместитель мэра Москвы Петр Бирюков сообщил, что работы по извлечению всех пассажиров из поезда, попавшего в аварию в московском метро, завершены, передает РИА «Новости».
«Деблокированы все», — сказал Бирюков во время селекторного совещания.
Соответствующую информацию подтвердил глава МЧС России Владимир Пучков.
«Этап аварийно-спасательных работ завершен полностью», — заявил он.
Замглавы МЧС Владимир Степанов поинтересовался, к какому времени эта работа будет завершена. «Разбор завалов данной конструкции планируем закончить к 00:00 мск», — ответил представитель оперативного штаба.
«Интерфакс» публикует обновляемый список пострадавших, с которым можно познакомиться здесь .
Версии причин трагедии
Следственный комитет России перечислил возможные причины аварии на синей линии московского метро , в результате которой во вторник как минимум 20 человек погибли и более ста получили ранения.
По словам официального представителя ведомства Владимира Маркина, осмотр места происшествия специалистами ведомства и ФСБ позволил полностью исключить версию теракта. В связи с этим следствие квалифицировало случившееся как техногенную катастрофу .
Официальный представитель СКР не исключил, что в уголовном деле, возбужденном по статье о нарушении требований в области транспортной безопасности, уже в ближайшее время появятся первые подозреваемые. На данный момент уже назначены необходимые экспертизы, допрошены несколько человек, в том числе сотрудники "Мосэнерго". Расследованием будет заниматься центральный аппарат СКР, информирует «Интерфакс» .
Сначала существовала только одна версия, официальная, озвученная Главным управлением МЧС по Москве, согласно которой причиной резкого торможения могло стать понижение напряжения и ложное срабатывание пожарной сигнализации.
Маркин отметил, что в момент удара об стену тоннеля поезд ехал со скоростью около 70 километров в час. Сейчас следствие рассматривает сразу несколько версий случившегося. К ним относятся неисправность вагона, несрабатывание стрелки и проседание полотна в связи с проведением работ на параллельном участке линии . Кроме того, ведомство не исключает, что причиной аварии стал скачок напряжения, хотя пока эта версия не подтверждается.
В МОЭСК ранее исключили возможность версию скачка напряжения , который мог бы спровоцировать поезд на аварийное торможение. По данным компании, вся энергосистема столицы в зоне ответственности энергокомпании работала стабильно, в штатном режиме, отмечает «Интерфакс».
Однако этой версии придерживается источник радиостанции «Говорит Москва». Как сообщил радиостанции машинист московского метрополитена, из-за того, что практически вся инфраструктура подземки не соответствует требованиям новых составов, ЧП происходят регулярно.
«Хоть эти поезда и отдают частично ток в сеть, в целом они потребляют очень большое количество энергии, и подстанции не справляются. Если два поезда с повышенной мощностью начинают одновременно отправляться, электричество точно снимается », - рассказал он.
По его словам, в результате таких сбоев срабатывают ловушки, происходит экстренное торможение подвижного состава, и пассажиры в вагонах падают.
«Новые поезда ещё и тяжелей, а ловушки старые . Тормозные пути тоже не сделали. Поезда вылетают гораздо мощнее, чем было раньше», - отметил машинист.
Специалисты и машинисты, с которым поговорил корреспондент «Фонтанки», также высказывают сомнение в правдоподобности версии скачка напряжения. Во-первых, в случае падения напряжения поезд просто прекращает разгон и продолжает двигаться по инерции, как если бы в двигателе автомобиля вдруг пропало зажигание . Во-вторых, пожарная сигнализация срабатывает в тоннеле, а не в поезде: информацию о возможном возгорании получает диспетчер, который, проанализировав ее, решает, нужно ли давать сигнал об экстренной остановке.
В связи с этим собеседники «Фонтанки» говорят о возможной технической неисправности состава, либо о наличии постороннего предмета на путях . В аварию попал вагон нового поколения «Русич», которые московский завод «Метровагонмаш» выпускает с 2003 года. «Русич» имеет одну особенность. Стандартные составы формируются из моторных вагонов и безмоторных промежутков. У «Русича» каждый вагон имеет две моторные тележки, а центральная – безмоторная. Из-за этого, по словам специалистов, он не так стабилен: его немного ведет при движении. Все это приводит к тому, что колесные пары стираются и теряют круглую форму. А пути в метро, как и на любом железнодорожном транспорте, имеют неровности: именно по этой причине по ночам их осматривают обходчики. Таким образом, при сочетании двух факторов – стершиеся колесные пары и неровный путь – может произойти серьезный инцидент . Впрочем, в департаменте транспорта Москвы говорят, что и вагон, и пути прошли необходимый регламентный осмотр.
Наконец, есть и еще одна версия. По информации «Фонтанки», в середине июня машинисты, работающие на однопутном участке «Парк Победы» – «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии, получили письмо о том, что по соседству, для строительства второго перегонного тоннеля, будут производиться взрывные работы в круглосуточном режиме. При возникновении нештатной ситуации, вроде толчков в движении или ухудшения видимости из-за повышенной задымленности, машинистов просили тут же сообщать диспетчеру. Впрочем, нужно отметить, что перегоны «Парк Победы» – «Славянский бульвар» и «Парк Победы – «Деловой центр» расположены не параллельно, а перпендикулярно друг другу, отмечает «Фонтанка.ru».
О том, что неподалеку велись взрывные работы, сообщает со ссылкой на документ радиостанция «Говорит Москва» .
В распоряжении редакции радиостанции оказался официальный документ – инструктаж « О проведении взрывных работ на строящемся участке Калининско-Солнцевской линии ».
Этот документ распространялся в июне 2014 года среди локомотивных бригад электродепо «Измайлово».
Речь идёт о взрывных работах, которые проводились в прошлом месяце на участке «Парк Победы» – «Деловой Центр» в соответствии с планом строительных работ.
«Локомотивным бригадам, работающим по 93 маршруту, следует соблюдать спокойствие и порядок. При возникновении нештатной ситуации, угрожающей безопасности движения следует доложить поездному диспетчеру и действовать по его указанию»,- говорится в документе.
Позже появилась информация о том, что ЧП на синей ветке метро могло произойти из-за несанкционированного срабатывания или неисправности стрелки на путях . Об этом «Интерфаксу» сообщил знакомый с ситуацией источник.
Собеседник агентства также не исключил, что причиной аварии могло стать механическое повреждение в креплении колёсной тележки с корпусом вагона. После отрыва тележки вагоны вышли за габариты тоннеля и несколько раз врезались в тюбинг .
Что касается стрелки, то эту же версию выдвинул источник LifeNews.ru . По словам собеседника LifeNews, поезд на полном ходу врезался в стену, разделяющую два тоннеля. Три первых вагона пострадали больше других, четвертый вагон частично поврежден.
Стоит отметить вслед за «Блокнотом», что стрелочный механизм на перегоне между станциями "Славянский бульвар" и "Парк Победы" был установлен всего 5 дней назад. Именно сбой путевого оборудования сейчас рассматривается в качестве главной версии случившегося.
Источник «Блокнота» сообщил, что стрелка до сих пор не функционировала, но направляющая могла отклониться из-за нарушения в закладке механизма тогда, когда состав уже частично пересек ее, поэтому вагоны разъехались в разные стороны – третий вагон устремился в тупик.
По информации радиостанции «Говорит Москва» , производитель метропоездов отказался комментировать ЧП на синей ветке.
А что глава?
Начальник московского метрополитена Иван Беседин во время аварии находился в отпуске. По сообщениям СМИ, он отказался изначально прерывать отпуск и возвращаться в Москву. Об этом, в частности, пишет «Газета.ru». Глава Московского метрополитена Иван Беседин отказался прерывать свой отпуск. Об этом сообщается в микроблоге в Twitter телеканала LifeNews. Руководитель столичной подземки в курсе произошедшего на Арбатско-Покровской линии. Однако вскоре радиостанция «Говорит Москва» написала: "Начальник столичной подземки Иван Беседин, который на момент трагедии в столичном метро находился в отпуске, возвращается в Москву". Об этом на условиях анонимности радиостанции «Говорит Москва» сообщил источник в Департаменте транспорта.
« Он не в Москве, но он возвращается », - сообщил источник.
Мэр Москвы Сергей Собянин сегодня заявил, что после расследования происшествия в московском метро последуют увольнения и уголовные дела в отношении виновных в этом ЧП.
«После самого тщательного расследования последуют не только увольнения, но и уголовные дела», - сказал Собянин.
После этого появилась информация о том, что он подал в отставку. Эти слухи опроверг источник в столичном правительстве.
«Иван Сергеевич в отставку не подавал», - отметил источник.
Стоит отметить, что Беседин является начальником столичного метро с 7 февраля 2011 года.
При этом стоит сказать, что заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак («Справедливая Россия») возложил ответственность за аварию на политическое руководство Москвы, которое развивает метро без достаточного внимания к безопасности. В интервью LifeNews Михаил Брячак сказал, что власти Москвы стремятся увеличить количество веток и станций метро, но развитие должно осуществляться не за счет вопросов безопасности.
Брячак также критически отнесся к изначальному решению руководителя московского метро не прерывать отпуск. По его словам, не отреагировать – неэтично. «Есть морально-этические нормы, которые должны вести к другому решению», – сказал депутат.
Решение начальника московского метро Ивана Беседина «вызывает обоснованную критику, но надо поблагодарить медицинскую службу и пожарников, они показали блестящий уровень, на который должны ориентироваться чиновники», отмечает «Блокнот» .
Некоторым трагикомизмом веет от обсуждения отставки и заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, бизнесмена, мультимиллионера Максима Лискутова, которую начал с вопроса Алексей Венедиктов.
«Вопрос Максиму Ликсутову - "Вас отправляют в отставку?" Ответ - "Этот вопрос отложен"».
Еще раз напоминаем, что 16 июля – День траура по погибшим в московском метрополитене.
Ранее о трагедии в Москве 15 июля 2014 года и ее последствиях на FLB: «Десятый вал» московского метро-2014 (ФОТО, ВИДЕО)
|